Российский туберкулез оказался самым смертоносным в мире

Российские ученые выяснили, что туберкулез, распространившийся в России и других странах постсоветского пространства, является самым опасным из всех заболеваний этого типа. Биологи провели сравнительный анализ белков и определили причины смертоносности штамма. Результаты работы раскрыты в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Уровень заболеваемости туберкулезом в России в четыре раза выше, чем в остальном мире. Каждый год около 150 тысяч человек заражаются пекинским штаммом Mycobacterium tuberculosis. Несмотря на недавно разработанные методы излечения его на ранних стадиях, смертность от инфекции по-прежнему высока. Чтобы понять причину агрессивности бактерий, ученые сравнили белки пекинского штамма B0/W148 с контрольной культурой микобактерий.

Выделенные бактериальные белки были разделены с помощью ферментов на отдельные фрагменты — пептиды. Исследователи определили их общую массу и количество, а после анализа полученных данных ученые выяснили, какие белки присутствовали в каждом из штаммов. Оказалось, что 57 белков были характерны только для контрольной культуры, а 17, наоборот, были уникальны для B0/W148. При этом в пекинском штамме было больше молекул, производящих длинноцепочечные жирные кислоты, и меньше белков, разрушающих их.

Бактерии используют жирные кислоты для получения миколовых кислот, которые внедряются в мембрану клетки микроорганизма и делают ее восковидной. В результате микобактерии способны выживать и даже размножаться в макрофагах — клетках иммунной системы, уничтожающих чужеродные агенты. Миколовые кислоты не только защищают бактерии, но также играют важную роль в синтезе веществ, которые ингибируют макрофаги, чтобы последние перестали бороться с инфекцией.

Туберкулез является одним из самых широко распространенных заболеваний в мире. При его открытой форме микобактерии обнаруживаются в выделениях больного, при этом человек становится заразным. Некоторые ученые считают, что возбудителями туберкулеза инфицирована примерно треть населения Земли. По состоянию на 2014 год число заболевших в России составляло 59,5 на 100 тысяч человек.

Проект наземной мобильной версии электромагнитной пушки