В Москве начал работу первый всероссийский форум классных руководителей. Мероприятие проводится по поручению президента России Владимира Путина. В нем приняли участие около 1 тысячи педагогов со всей страны.
На форуме обсуждали актуальные вопросы воспитания, которым посвятили несколько круглых столов. Также говорилось о роли советника по воспитательной работе в школе и его интеграции в коллектив общеобразовательной организации.
На панельной дискуссии «Школа: воспитание личности» заместитель министра просвещения России Денис Грибов подчеркнул, что в образовательной организации для ребенка должна быть создана своя воспитательная среда.
«С этого года в 10 пилотных регионах нашей страны в качестве эксперимента в большинстве школ введены ставки “советник директора по взаимодействию с детскими организациями”. Кто такой советник? Это человек, который призван, по сути своей, организовать систему диалога и взаимодействия детей, школьников, может, через призму детских организаций, с дирекцией школы. Условно — создается некий штаб воспитательной работы. Задача его в том числе — транслировать приоритетные федеральные повестки, которые есть. Выстраивание единой стержневой работы даст нам мультипликативный эффект. В нашем понимании советник — это некий навигатор, путеводитель для детей, который выстраивает их траекторию. Советник является проводником федеральной повестки, мероприятий, которые встроены в вертикаль Российского движения школьников», — отметил он.
Депутат Госдумы Ольга Казакова подчеркнула, что учителей важно слышать.
«Тема воспитания настолько прикреплена к учителю, что практически неотделима. Сложность этой работы говорит о важности, потому что ее не каждый может выполнить. Нам очень важно слышать учителей и понимать, что нужно сегодня от законотворческой системы управления, чтобы вам было комфортно работать и вы могли выполнять те требования, которые на вас возложены», — отметила она.
Ответственный секретарь Российского исторического общества Андрей Петров напомнил, что задачей историков является историческое просвещение. Он также подчеркнул, что хорошее знание истории позволяет получить прививку от страха перед будущим.
«Знания — это хорошо, это очень важный багаж, но воспитательный, моральный стержень — это определяющее качество личности, которое на больших, долгих отрезках жизни человека определяет отношение к нему окружающих и определяет его успешность в будущем. Мы сегодня находимся на самом переломе отношения государства и общества к дилемме соотношения: чему мы учим в школе — только знаниям или мы воспитываем там личность? Воспитание есть непрерывный процесс. Второй важный элемент, помимо непрерывности, — это взаимодействие семьи, школы, самих учеников. Главной бедой российской школы на протяжении последних двух десятилетий было отсутствие идейных установок. Сегодня начинается формулировка тех ценностей, которые, может быть, и являются нашей национальной идеей», — также отметил он.
На круглом столе «Советники по воспитательной работе» обсуждалась это направление и задачи специалистов.
«Опыт сегодняшнего дня уникален, возвращение воспитания в школу в новом виде для всего учительства — это вызов. К воспитанию нельзя относиться формально: провести классный час — это не воспитание патриотизма, здесь требуется системный и вдумчивый подход. А еще к работе требуется привлекать родителей, ведь семья и школа — главные партнеры в вопросах воспитания и формирования ценностей. Родителей требуется воспитывать не меньше, чем ребенка. Круглый стол вдохновил меня на идею — давайте создадим библиотеку полезных материалов «Объединение классных руководителей». Сценарии, сюжеты, наглядные пособия, таблицы, в условиях постоянной нехватки ресурсов подобная библиотека будет крайне востребована», — отметила вице-президент по издательской деятельности группы компаний «Просвещение» Виктория Копылова.
По ее словам, в «Просвещении» уже разработан сервис «ПРОвоспитание» — это конструктор, с помощью которого можно создать рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, сформировать календарь школьных событий. Воспользоваться сервисом можно будет с конца октября.
Советник директора по воспитанию «Пушкинской средней общеобразовательной школы Омского муниципального района Омской области» Татьяна Крючкова, которая с 1 сентября приступила к работе в новом статусе, отметила, что в ее школе разделены обязанности заместителя, старшей вожатой и советника, но при этом всем удается объединяться. Также она подчеркнула, что появился как бы взгляд изнутри.