Эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко объяснил заявления по этой стране, исходящие от президента России Владимира Путина, и действия командующего войсками Центрального военного округа Александра Лапина и директора Службы внешней разведки России Сергея Нарышкина. По его мнению, «то, что Путин не говорит, делают его генералы». Своей интерпретацией специалист поделился в разговоре с «Лентой.ру».
Узнайте больше в полной версии ➞Ранее Путин на Совете глав стран СНГ ответил на вопрос об исключении запрещенной в России террористической организации «Талибан» из запретного списка. По мнению российского лидера, с официальным признанием талибов не нужно торопиться.
Также Путин отметил, что представителям радикального движения, захватившего власть в Афганистане, будет сложно отказаться от такого источника доходов, как наркотрафик, особенно в условиях сложившейся в их стране кризисной ситуации. «Несмотря на обещания бороться с наркопроизводством, в реальности талибам — не знаю, удастся [ли], хотят они этим заниматься или не хотят», — добавил российский лидер.
Говоря о ситуации в Афганистане, Путин напомнил об угрозе, которую представляют боевики ИГ (ИГИЛ, «Исламское государство», запрещенная в России террористическая организация). Президент подчеркнул, что в Афганистане их насчитывается более 2000, базируются они преимущественно на севере страны, при этом их лидеры вынашивают планы по воздействию на другие страны, включая Россию.
По мнению Серенко, ситуация в Афганистане значительно ухудшилась за последние два месяца. Он назвал ее откровенно угрожающей интересам России. В этой связи, отметил эксперт, реакция властей очевидна — они мобилизуют силы.
«Например, командующий Центральным военным округом Лапин. Когда он заявляет о необходимости повышения боеготовности нашей базы в Таджикистане, необходимости содействия повышению уровня боеспособности таджикской армии, союзника России, фактически понятно, что такого рода действия и заявления не могут осуществляться высшими военными чиновниками России без санкций руководства. Это отмашка Кремля», — высказался Серенко.
Эксперт подчеркнул, что боевики «Талибана» в данной ситуации рассматриваются руководством страны не как союзники по нейтрализации ситуации в регионе, а как проблема.
«Когда Путин говорит об ухудшении ситуации в Афганистане, он просто констатирует ситуацию. Военные же демонстрируют, какие поручения он в этом направлении дал. Учения, которые через несколько дней начнутся в Таджикистане, — это тоже показатель того, как Москва на самом деле воспринимает сегодня афганскую ситуацию. Есть разговоры российских дипломатов умиротворяющего тона, для того чтобы понравиться талибам, и есть реальность, которую косвенно озвучивает руководство страны. Тот же Нарышкин, глава разведки», — высказался Серенко.
Ранее сообщалось, что на совместной встрече лидеров Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества Владимир Путин призвал работать с новым правительством Афганистана, несмотря на то, что оно не является репрезентативным и инклюзивным. Оптимально выстраивать диалог с талибами «по линии механизма расширенной тройки» — то есть при участии России, США, Пакистана и Китая — работа в этом направлении в настоящий момент ведется, отметил глава государства.