Авторы утверждений о том, что регенерированный уран, которые планируется ввезти в Россию из Франции, является ядерными отходами, и их ввоз превращает Россию в подобие свалки, ошибаются. Такое мнение высказал Владимир Петров, кандидат химических наук, доцент химического факультета МГУ, заведующий лабораторией дозиметрии и радиоактивности окружающей среды, комментируя сообщения об акциях протеста экоактивистов.
«Прежде всего, напомню, что отходами (даже по закону) называют те материалы, которые не могут быть использованы при современном уровне развития технологий. При этом, регенерированный уран – это сырье, причем сырье достаточно ценное. Это тот материал, который извлекается из отработавшего ядерного топлива после его выгрузки из реактора. Иначе говоря, это уран, который не сгорел в реакторе и который можно использовать повторно, — рассказывает Владимир Петров. — Мало кто знает, но добыча урана из недр земли, из руды, его выделение, очистка и обогащение — достаточно дорогостоящие процессы. С другой стороны, есть уран в составе реакторного топлива. И есть прямая выгода в том, чтобы извлекать несгоревший уран из отработавшего топлива и использовать его повторно».
Эксперт напоминает, что регенерированный уран является радиоактивным, так как у урана просто нет стабильных изотопов. «Но надо понимать, что регенерированный уран ни в коем случае не является отходом — это действительно ценное сырье, — добавляет он. — Другое дело, что мало кто в мире умеет обращаться с ним так, чтобы это было и безопасно, и экономически эффективно. В России такие технологии есть, они освоены в промышленном масштабе и успешно применяются. Достаточно сказать, что все реакторы типа РБМК, которые эксплуатируются сейчас в России, питаются топливом, изготовленным из регенерированного урана. А это примерно 10 гигаватт — мощность, достаточная для электроснабжения нескольких городов-миллионников. Есть планы по переводу на регенерированный уран также и реакторов типа ВВЭР. Одним словом, использование регенерированного урана — рационально и выгодно».
Ранее 29 октября стало известно, что двадцать французских контейнеров с регенерированным ураном прибыли в порт Дюнкерка и были загружены на борт контейнеровоза Conmar Elbe под кипрским флагом. Судно должно доставить груз в Санкт-Петербург вместе с другими контейнерами. Ожидается, что судно придет в Россию на следующей неделе.
Акцию протеста против погрузки провели десять активистов из Гринпис Франции. Они развернули на набережной транспаранты «Россия — не свалка», «Остановить радиоактивный транспорт» и «Ядерная энергия не зеленая».
После прибытия в Санкт-Петербург регенерированный уран должен отправиться по железной дороге в город Северск, бывший Томск-7, где и планируется его переработка. Экологи опасаются, что он просто останется на хранении в России, поскольку процесс переработки связан с образованием радиоактивных отходов.