Интернет и СМИ
20:52, 21 апреля 2022

Оценен штраф для «Яндекс.Еды» за утечку данных

Адвокат Кочерин счел приемлемым размер штрафа для «Яндекс.Еды» за утечку данных
Мария Сметанина (Корреспондент отдела оперативной информации)
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Сервису «Яндекс.Еда» из-за утечки персональных данных клиентов не назначен максимальный штраф, поскольку компания действовала не намеренно и признала свою вину. Наказание в разговоре с «Лентой.ру» оценил адвокат, управляющий партнер юридической компании «Кочерин и партнеры» Владислав Кочерин. Юрист счел размер штрафа приемлемым.

Узнайте больше в полной версии ➞

Размер штрафа

Суд не стал назначать «Яндекс.Еде» максимальное наказание, поскольку такое нарушение произошло впервые, считает юрист. Согласно материалам дела, сервис допустил утечку личных данных, попав под действие части 1 статьи 13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

60
тысяч рублей
назначено в виде штрафа по заявлению Роскомнадзора сервису «Яндекс.Еда» за утечку данных пользователей

«По данной статье максимальное наказание составляет 100 тысяч рублей, а минимальное — 50 тысяч рублей. Ранее компания "Яндекс" не привлекалась к какой-либо ответственности по данной статье, вину признала, ущерб возместила. Это нормальное наказание. Получается, что дали штраф чуть выше низшего предела. У суда нет никакой обязанности применять какой-то максимальный штраф, состава какого-то уголовного деяния в данном случае нет», — объяснил он.

По словам юриста, если такая утечка произойдет вновь, компания заплатит не более 100 тысяч рублей.

«Если речь идет о необеспечении сохранности персональных данных, там ответственность фиксированная, она не увеличивается при повторном нарушении. Но понятно, что, если компания постоянно совершает подобные правонарушения и не может обеспечить сохранность персональных данных, ее могут регулярно штрафовать, сумма штрафа может увеличиться, но в оговоренных пределах. Законодатели исходят из позиции, что компания действует ненамеренно, поэтому сурово наказывать в этой ситуации не стоит», — сказал Владислав Кочерин.

Компенсация морального вреда

Помимо претензий Роскомнадзора к «Яндекс.Еде» подан коллективный иск от 33 пользователей. Каждый из них требует компенсацию морального вреда в размере 100 тысяч рублей. Однако суд вряд ли назначит такую сумму, считает Кочерин.

«Сумма компенсации морального ущерба, которую просят взыскать, скорее всего, будет незначительна. У нас нет практики удовлетворения компенсации морального вреда в существенной форме, моральный вред должен быть серьезным. Если по причинению вреда здоровью мы не всегда можем претендовать на 100 тысяч рублей, то что говорить о моральных страданиях человека, о котором стала известна лишняя информация. Тут надо обосновать, в чем моральные страдания, к тому же объем моральных страданий на взгляд суда может быть незначительным. Я думаю, что какую-то сумму пользователи получат, поскольку права все-таки нарушены, но, думаю, она будет незначительной», — заключил юрист.

«Яндекс.Еда» сообщила об утечке данных клиентов 1 марта. В компании объяснили, что это произошло из-за недобросовестных действий одного сотрудника, которого пообещали привлечь к ответственности.

Как уточнял «Коммерсантъ», в результате инцидента в сети в открытом доступе оказались данные 58 тысяч пользователей — их имена, телефоны, адреса, а также суммы трат за последние полгода. В частности, стали известны даже имена сотрудников спецслужб, которые заказывали еду прямо в офис на Лубянке.

< Назад в рубрику