Вероятность появления оспы обезьян в России невелика, но она есть, потому противоэпидемическим службам следует внимательно отнестись к этому вопросу, сказал «Ленте.ру» иммунолог Николай Крючков. Он добавил, что пандемический потенциал у болезни достаточно низкий, вирус является малозаразным.
Узнайте больше в полной версии ➞Власти Франции и Бельгии сообщили, что в этих странах выявили первые случаи заражения человека оспой обезьян. По данным французского Минздрава, первый случай заражения зафиксировали в столичном регионе Иль-де-Франс. Оспу выявили у 29-летнего человека, на данный момент он находится на самоизоляции. Болезнь у пациента проходит без осложнений.
«Оспа обезьян особенно распространена в Западной и Центральной Африке, заражает в первую очередь животных, таких как грызуны и нечеловекообразные обезьяны. Но иногда может перепрыгивать и на людей, — объяснил Крючков. — При этом заражение от человека к человеку малоэффективно, это малозаразное заболевание».
В последние годы заболеваемость в Африке резко увеличилась. Иммунолог связывает это с ослаблением масштабных популяционных программ вакцинации против натуральной оспы: кампания остановилась из-за отсутствия вируса на сегодняшний день, но вакцина также хорошо работала и против оспы обезьян, давая защиту в 80-85 процентов.
«Инкубационный период в случае оспы обезьян составляет 1-3 недели. Болезнь начинается с высокой температуры, озноба, боли в мышцах — то есть, с выраженного гриппоподобного синдрома. Через 1-2 дня после начала заболевания появляется сыпь. В норме — сначала на лице, но сейчас начали появляться сообщения о дебюте болезни в области гениталий. Хотя это, скорее, исключение, обычно это лицо и туловище. Дальше сыпь дозревает и проходит стадию пузырьков с жидкостью — в этот момент человек особенно заразен», — рассказал Крючков.
Смертность от вируса составляет порядка четырех процентов. Смерть, по словам иммунолога, наступает в результате поражения различных органов и систем, может наступать в случае наличия у человека хронических заболеваний, раннего или пожилого возраста. Тем не менее качественное лечение по разным направлениям кардинально снижает летальность.
Он заметил, что оспа обезьян во многом похожа на натуральную оспу, только переносится гораздо легче. Кроме того, для оспы обезьян характерно набухание лимфоузлов в разных участках тела.
«Это уже не первая вспышка за пределами Африки. В 2003 и 2013 годах крупные вспышки фиксировались в США, неоднократно больных обнаруживали в Европе. Сейчас в Канаде порядка 13 человек находятся под подозрением, 9 в Британии, в Испании и Португалии чуть меньше, единичные случаи в Швеции, Италии, Франции. Так что география вируса достаточно широкая. Но хочу напомнить, что во время вспышек в США удалось не допустить ни одного летального случая благодаря качественной медицинской помощи», — сказал Крючков.
Пандемический потенциал вируса, по его словам, оценивается как крайне низкий: дело в том, что оспа обезьян плохо адаптирована к человеческой популяции и является малозаразной.
«Это намного лучше, чем потом бороться с кластерными вспышками в разных районах Москвы. И все же, повторюсь, пандемический потенциал у вируса низкий, он даже близко не выглядит таким, как ковид», — заключил Крючков.
Ранее первые случаи заражения обезьяньей оспой выявили в Австралии и Канаде у туристов, вернувшихся домой из заграничных поездок. Также инфицирование оспой обезьян зафиксировали в Великобритании, Италии, Швеции, Испании, Португалии и в ряде других стран.