Несмотря на поиск компромиссных решений, Брюссель поддерживает Литву в блокировке транзита в Калининград. Однако в это же время Евросоюз понимает, что последствия от такой эскалации могут быть серьезными. Поэтому ЕС и пытается найти решение вопроса и договориться как с Москвой, так и с Вильнюсом, рассказала доцент кафедры европейских исследований СПбГУ Татьяна Романова. В беседе с «Лентой.ру» она оценила вероятность затягивания подписания договора со стороны Литвы.
Узнайте больше в полной версии ➞Стало известно, что Европейский союз (ЕС) и Россия договорились о транзите грузов в Калининград. Брюссель предоставил документ, который «полностью удовлетворил» Москву. Там, в частности, указано, что нельзя ограничивать перемещение грузов между частями России. При этом отмечается, что уже «несколько недель идет согласование финального документа между Брюсселем и Вильнюсом». Сейчас вопрос на рассмотрении у литовской стороны.
«В конечном счете Европейский союз продавит Литву. События будут развиваться примерно так же, как с турбиной "Газпрома" из Канады: будут послабления, но в то же самое время примут новые ограничения. Евросоюз пойдет навстречу Литве в смысле жесткости седьмого пакета», — считает Романова.
10 июля министр природных ресурсов Канады Джонатан Уилкинсон подтвердил возвращение Германии отремонтированной турбины Siemens для газопровода «Северный поток». По информации Reuters, после этого Берлин передаст турбину «Газпрому».
Политолог объяснила, что, несмотря на поиск компромиссов, Евросоюз остается на стороне Литвы в вопросе блокировки транзита в Калининград.
«Брюссель заявил, что Литва трактовала нормы текущего законодательства верно: у нее есть право отстаивать свою точку зрения на то, как будет контролироваться транзит. Поэтому нужно будет договориться с Литвой, но это должна быть внутренняя договоренность Евросоюза. ЕС понимает, что это эскалация, которая ему не нужна», — сказала доцент СПбГУ.
В то же самое время понятно, что Евросоюз пытается занять более компромиссную позицию и напоминает Литве, что пакеты санкций не предполагали проблемы с транзитом между территориями России, заявила политолог.
«Европейский союз готов пойти в данном случае даже не навстречу России, а на прояснение технических условий с тем, чтобы пакет звучал так, как он планировался. Но также ЕС не будет для России демонстрировать отсутствие единства», — считает она.
Романова напомнила, что соглашение, на которое ссылается российская сторона, является трехсторонним. По этой причине вопрос транзита в Калининград довольно сложный, добавила политолог.
«Соглашение предполагает Литву, Европейский союз и Россию. Естественно, если одна из сторон против, то все соглашение немного подвешивается», — отметила доцент СПбГУ.
Решение Литвы по блокировке транзита в Калининград носит не экономический прагматизм, а подчеркивает последовательность Литвы в ее политических взглядах, считает Романова.
«Известно, что Литва — это одна из наиболее критично настроенных в отношении России стран. Кроме того, с прагматической точки зрения, естественно, для Литвы проще все запретить, нежели избирательно контролировать — действительно ли это нужно для транзита. Потому что понятно, что Литве нужно будет все проверять и подсчитывать, не превышает ли объемы транзита того, что было до 24 февраля текущего года. Я думаю, что тут синтез двух подходов, которые обуславливают позицию Литвы», — заключила она.
Литва прекратила транзит санкционных товаров в Калининград 18 июня. Как сообщил глава региона Антон Алиханов, под санкции попадает большой перечень товаров — от 40 до 50 процентов номенклатуры грузов, в том числе строительные материалы, цемент и металлы. Также стало известно, что в апреле у российских железнодорожных операторов уже возникали проблемы с проездом через европейские страны. Тогда в Литве задержали около тысячи вагонов, следовавших в Калининград. Кроме того, сообщалось об увеличении случаев вандализма в отношении составов, направляющихся в российский регион.