ФСБ России возбудила дело по статье о шпионаже в отношении корреспондента американской газеты The Wall Street Journal (WSJ) Эвана Гершковича. Как сообщает ТАСС, журналист был задержан в четверг, 30 марта, в Екатеринбурге.
Узнайте больше в полной версии ➞Днем 30 марта Лефортовский суд Москвы арестовал Гершковича по делу о шпионаже до 29 мая. Заседание по ходатайству следствия об избрании меры пресечения журналисту в виде заключения под стражу проходило в закрытом режиме. Дело находится в производстве центрального аппарата ФСБ, передает «Ъ».
В Центре общественных связей ФСБ считают, что Гершкович, действуя по заданию США, собирал составляющие гостайну материалы о деятельности одного из российских предприятий военно-промышленного комплекса. В ФСБ утверждают, что журналиста задержали при попытке получения секретных данных.
По данным Telegram-канала УРАЛLIVE, сотрудник The Wall Street Journal собирал информацию о деятельности «Уралвагонзавода», расположенного в Нижнем Тагиле. Также отмечается, что Гершкович пытался подробно узнать и о других оборонных предприятиях Свердловской области.
Редакция газеты The Wall Street Journal опубликовала на сайте официальное заявление в связи с задержанием Гершковича. Издание отвергло обвинения в шпионаже против своего сотрудника.
Представители издания также выразили глубокую обеспокоенность по поводу безопасности Гершковича. Помимо этого, они заверили, что будут добиваться немедленного освобождения журналиста.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова, комментируя новость о задержании корреспондента, в своем Telegram-канале написала, что то, чем занимался в Екатеринбурге Гершкович, не имеет отношения к журналистике.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, говоря о задержании журналиста, заявил, что Гершкович был взят с поличным. Также он сообщил, что в Кремле знают о публикациях корреспондента, поскольку ежедневно мониторят зарубежные СМИ.
Отвечая на вопрос о судьбе других журналистов The Wall Street Journal в России, Песков сказал, что сотрудники газеты, которые ведут «нормальную журналистскую деятельность», могут работать в стране и дальше. При этом он напомнил, что у сотрудников иностранного СМИ должна быть действующая аккредитация.
Гершкович живет в Москве уже шесть лет и имеет аккредитацию в МИД России. Он работает репортером и освещает события в России и на территории бывших советских республик. В прошлом журналист был сотрудником Agence France-Presse, The Moscow Times и The New York Times.
Пиарщик Ярослав Ширшиков, который знаком с Гершковичем лично и сопровождал его в Екатеринбурге, рассказал, что обсуждал с журналистом общественно-политическую жизнь города и отношение местных жителей к предпринимателю Евгению Пригожину. При этом он не заметил у корреспондента повышенного интереса к заводам.
При этом депутат законодательного собрания Свердловской области Вячеслав Вегнер, который встречался с Гершковичем около 10 дней назад, заявил в разговоре с «Русской службой Би-би-си», что журналист задавал ему вопросы о ЧВК «Вагнер», о промышленных предприятиях Урала и подготовке кадров, а также о бывшем мэре Екатеринбурга Евгении Ройзмане (внесен Минюстом в реестр иноагентов).
Вегнер говорит, что Гершкович интересовался его перепиской с Пригожиным: в конце 2022 года депутат обратился к основателю ЧВК «Вагнер» с предложением набирать снайперов и диверсантов из числа женщин, отбывающих наказание в российских колониях. По словам Вегнера, в спецоперации России на Украине захотели поучаствовать женщины-заключенные из исправительной колонии №6 в Нижнем Тагиле. Пригожин поддержал такое предложение. Позднее в Управлении ФСИН Свердловской области опровергли сообщения о том, что женщины-заключенные из тагильской колонии просили отправить их на спецоперацию.
«У него [Гершковича] было мнение, что людей насильно забирают. Я ему показал обращения, которых уже более тысячи, обращения со всей страны: люди обращаются ко мне, чтобы я ходатайствовал перед Пригожиным, чтобы у них была возможность стать участниками СВО», — добавил Вегнер.
«[У Гершковича] сложилось мнение, что Екатеринбург — такой революционный город, что тут каждый день митинги, протесты. Я попытался его разубедить, что это не так: когда 5-7 человек свою позицию активно высказывают, в интернете присутствуют — [создается такая] видимость. Наш город — город рабочих, студентов, ученых. Мнение, что у нас город оппозиционный — это совершенно неправильно», — сказал депутат. Он также добавил, что на встречу журналист принес бутылку коньяка. По словам Вегнера, они с Гершковичем выпили за дружбу между народами на всей земле.