Несмотря на действующее законодательство, коллекторы иногда пренебрегают правилами, а с 2022 года количество нарушений начало расти, рассказала в разговоре с «Лентой.ру» директор федеральной юридической компании «Стопдолг» Валентина Зебницкая. По ее словам, взыскатели иногда звонят клиенту по поводу чужого долга, часто оказывают на него давление через родственников, друзей или соседей, а также могут шантажировать должника, на что по закону не имеют права.
Узнайте больше в полной версии ➞Эксперт напомнила гражданам, что если кредитор звонит по долгу клиента, то коллектор имеет право требовать оплату напрямую, но не оказывать психологического насилия на человека или прибегать к угрозам в его адрес. Он также может организовать с должником встречу, но на ней должен присутствовать только один взыскатель.
Кроме того, коллекторы могут отправлять должникам СМС не чаще двух раз в сутки и звонить в дневное время не чаще двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Наконец, взыскатели имеют право подавать иск для принудительного взыскания долга через судебных приставов в течение трех лет с момента просрочки.
В случае любого нарушения законодательства Зебницкая советует обращаться с жалобой в Федеральную службу судебных приставов (ФССП). Для этого гражданин должен написать жалобу в свободной форме, приложить доказательства нарушений (например, детализацию звонков, скриншоты переписок, записи разговоров) и направить ее в службу судебных приставов по месту регистрации. В более серьезных ситуациях защитой для клиента станет обращение в Банк России, Генпрокуратуру, а при угрозах жизни или порче имущества — в МВД. За нарушение закона кредитора, который обратился к услугам коллекторов, могут оштрафовать на сумму от 50 до 300 тысяч рублей.
Также полезным будет фиксировать все звонки и переписку с коллекторами, например, используя диктофон, назвала еще один способ бороться с коллекторами юрист. При этом при любом контакте с коллектором необходимо запрашивать его данные: место работы, а также канал, через который он узнал о задолженности клиента.
В конце июля Госдума приняла в третьем чтении законопроект об изменении деятельности коллекторов, который предполагает, что представлять кредитора теперь смогут не только профессиональные коллекторы, но и банки, входящие с ним в одну группу лиц. Теперь закон также разрешает взыскателю взаимодействовать с должником через портал госуслуг, в том числе общаться с ним в чате. Управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин отмечал, что такие нововведения во многом «сводят к нулю» усилия, направленные на защиту прав должников и предотвращение злоупотреблений со стороны коллекторов.