В конце ноября стало известно, что итальянский мафиози Раффаэле Империале не только превратился в пентито (то есть отошел от преступного ремесла и начал сотрудничать со следствием), но и подарил властям личный остров. Это не бескорыстный жест — таким образом Империале рассчитывает купить себе сокращение срока. «Лента.ру» решила разобраться в этой странной истории.
Узнайте больше в полной версии ➞Империале арестовали в августе 2021 года. С 2016-го гангстер находился на втором месте в списке самых опасных гангстеров Италии.
Считается, что Империале торговал наркотиками по-крупному с начала 2000-х. Со временем он превратился в одного из самых влиятельных мафиози в мире.
Однако в декабре 2022 году Империале начал сотрудничать со следствием. Пока неизвестно, в какой именно форме, но правоохранители сообщили, что уже получили от него некие свидетельские показания. Их содержание не разглашается.
Информация о международной группировке, контролирующей треть всех поставок кокаина из Перу в Европу, появилась в прессе в 2019 году. Тогда в ОАЭ арестовали Ридуана Таги — одного из лидеров марокканской мафии в Нидерландах. Его Mocro Maffia насколько обнаглела, что напрямую угрожала премьер-министру Марку Рютте и даже якобы собиралась похитить юную принцессу Катарину-Амалию. Таги взяли в Дубае, как и Империале два года спустя. Американские следователи из Управления по борьбе с наркотиками уверены, что марокканец и неаполитанец работали вместе.
Сам Империале родился в 1974 году рядом с Неаполем в коммуне Кастелламмаре-ди-Стабия. Его отец был крупным бизнесменом — в частности, он владел местным футбольным клубом «Юве Стабия». Известно, что Империале-старший вел бизнес вместе с Ренато Раффоне — боссом местной каморры из клана Диалессандро.
Вскоре юного отпрыска отправили в Амстердам, где его старший брат владел кофешопом, торговавшим марихуаной. В 1996 году Империале стал владельцем заведения. Поскольку Амстердам — центр марокканской мафии в Нидерландах, у Империале были шансы свести дружбу с ее будущим лидером Ридуаном Таги еще в 1990-х.
По версии итальянских следователей, заниматься торговлей кокаином Империале начал в 2000-х — тогда же, когда и Таги. Наркотик поступал из Перу в Марокко, а потом расходился по портам Нидерландов, Испании и Италии. Правоохранители считают, что к началу 2010-х и появился тот самый суперкартель, подмявший под себя весь этот импорт.
Еще один предполагаемый лидер картеля — ирландец Даниэль Кинахэн — тоже прочно связан с ОАЭ. Он много раз бывал в Дубае и имел крупные счета в местных банках, теперь замороженные властями. Американское Управление по борьбе с наркотиками передало голландским коллегам документы, согласно которым Таги, Империале, Кинахэн и босниец Эдин Гачанин верховодили организацией.
Штаб-квартира группировки находилась в одном из самых знаменитых зданий мира — трехсотметровом пятизвездочном отеле Бурдж-эль-Араб, расположенном в 280 метрах от берега и напоминающем издалека исполинскую яхту под парусом. Оттуда, по данным американских правоохранителей, вел дела Империале, и именно там еще в 2017 году четыре наркобарона проводили рабочие встречи.
В течение пяти лет в Дубае Империале тратил не меньше 400 тысяч евро в месяц (около 40 миллионов рублей). Причем большая часть этих денег шла на «личные нужды» бандита. Проще говоря — на красивую жизнь.
Кроме того, еще в 2016 году, когда крупному наркоторговцу пришлось бежать в Дубай, выяснилось, что он обладает хорошим художественным вкусом. При обыске его виллы в Кастелламмаре-ди-Стабия правоохранители нашли похищенные еще в 2002 году из Музея Ван Гога в Амстердаме работы нидерландского мастера «Выход из протестантской церкви в Нюэнене» и «Вид на море у Схевенингена».
Когда у берегов ОАЭ построили искусственный архипелаг Мир, повторяющий контуры всех континентов, неаполитанец приобрел остров под названием Тайвань. По оценке итальянских властей, стоимость острова составляет от 60 до 80 миллионов евро (шесть-восемь миллиардов рублей).
Несложно догадаться, что, если Империале был способен потратить такую сумму на подобную шалость, его состояние исчисляется сотнями миллионов, если не миллиардами.
Теперь двое лидеров картеля находятся за решеткой, еще двое — скрываются от правоохранителей, а за их головы назначены многомиллионные награды. Впрочем, деятельности картеля, это, похоже, не очень-то повредило. В 2022 году мэр Амстердама Фемке Халсема призналась, что полиция ничего не может сделать с наркоторговлей.
Аресты Таги и Империале пока не дали следователям ничего конкретного. По крайней мере, о грандиозных победах над наркотрафиком в Европе не сообщается.
Марокканец нанял целый полк адвокатов, которые загружают судебные органы десятками жалоб на нарушения правил содержания своего подзащитного и «невыносимые условия его пребывания в тюрьме».
Неаполитанец хоть начал давать некие показания в конце 2022-го, летом наотрез отказался свидетельствовать против Даниэля Кинахэна, которого правоохранители, видимо, считают теперь действующим главой картеля.
Впрочем, есть информация, что Империале и так собирался уйти на покой перед поимкой. Американские спецслужбы прослушивали мафиози, и во время одного из разговоров он якобы заявил об этом подельникам.
Вполне возможно, что Тайвань, который он решил подарить итальянским властям, является чем-то вроде взятки за отказ рассказывать о делах одной из самых могущественных преступных группировок в мире. Империале можно понять: если он даст показания против картеля, его, скорее всего, не спасут никакие программы защиты свидетелей.