Судебный пристав-исполнитель арестовал счета для обеспечения иска Генеральной прокуратуры России о взыскании имущества «Макфа» и аффилированых с ней компаний. Об этом сообщил ТАСС со ссылкой на текст постановления пристава.
Узнайте больше в полной версии ➞Речь идет о счетах и активах родственников бывшего депутата Вадима Белоусова и экс-губернатора Челябинской области Михаила Юревича.
Уточняется, что пристав наложил арест на активы зятя Белоусова Максима Чигинцева, матери объявленного в розыск Михаила Юревича и других физических и юридических лиц.
Также сообщается об аресте 100 процентов акций таких компаний, как «Первый хлебокомбинат», «Новая пятилетка», «Макфа», «Смак». Арест наложен и на акции компании «Долговское», которое принадлежит в том числе Наталье Юревич и частной кипрской компании «Сула Гаранти ЛТД».
Арестованы принадлежащие родственнице Юревича и зятю Белоусова акции «Челябинскоблгаз» и акции «Арком» и ЧАО «Каланчакский комбинат хлебопродуктов», принадлежащие нидерландской компании MGC International B.V.
Согласно заявлению генпрокуратуры, ответчиками по заявлению Генпрокуратуры привлечены Юревич, Белоусов и его супруга, и ряд физических и юридических лиц.
Среди них отец, мать и сын Юревича, дочь и зять Белоусова, его отец, директор «Эмитент-консалтинга» Марина Савранская, бывший руководитель «Арком» Наталья Петрашева, акционер «СМАК» Владилен Фуфаров.
Юристы возражают, ссылаясь на российское законодательство и то, что круг ответчиков, куда могут входить только экс-чиновники, их жены, несовершеннолетние дети и имущество, ограничен.
Генеральная прокуратура подала в Центральный районный суд Челябинска иск об обращении в доход государства акций «Макфа» 28 марта.
Прокуратура добивается обращения в доход государства акций «Макфы», управляющей компании (УК) «Агромакфа», «Смака», Первого хлебокомбината, «Челябинскоблгаза», а также «Новой пятилетки», «Долговской», «Урал-Медиа», УК «Медиа-Центр» и других.
В прокуратуре считают, что эти компании имеют коррупционное происхождение, а основные ответчики Юревич и Белоусов в течение многих лет нарушали антикоррупционное законодательство.
Юревич с 2000 по 2005 год был депутатом Госдумы, до 2010 года был главой Челябинска, до 2014 года занимал пост губернатора региона. Белоусов с 2011 по 2023 год являлся депутатом трех созывов Госдумы.
По законодательству России они не имели права заниматься бизнесом и должны были отказаться от владения компаниями, отмечает «Коммерсантъ». Однако в ходе прокурорской проверки было выяснено, что ответчики фактически владели группой коммерческих компаний, не подавали сведений о них в контрольные органы и управляли активами через родственников и доверенных лиц.
Находящиеся в собственности Юревича Челябинская макаронная фабрика, Челябинский хлебокомбинат №1, Сосновский комбинат хлебопродуктов ранее были государственными предприятиями. На их основе были созданы «Макфа» и «Первый хлебокомбинат».
Генпрокуратура считает, что Юревич переоформил свои бизнес-проекты на родителей и сына, а также на партнера Вадима Белоусова. В «криминальную схему номинального владения коррупционными активами» вовлекались жена, дочь, зять и теща Белоусова. Кроме того, в управлении компаниями принимали участие доверенные лица фигурантов, всего девять человек.
В деле есть показания свидетелей о том, что Юревич разрабатывал юридические механизмы, которые не позволяли номинальным руководителям принимать невыгодные для него решения. Также он искал способы вывода активов за рубеж.
Генпрокуратура отмечает, что Юревич и Белоусов добились для своих предприятий государственной поддержки, такой как льготы, субсидии, земли под строительство и льготные кредиты.
После возбуждения уголовного дела о взятках Юревич и Белоусов скрылись за границей и объявлены в международный розыск.
По данным источников «Коммерсанта», Юревич «приобрел» гражданство Кипра. Уточняется, что фигуранты продолжали контролировать бизнес через третьих лиц. Часть активов была переведена в зарегистрированные на Кипре офшоры, через которые фигуранты получают средства предприятий в качестве дивидендов.
Защищающая тещу Белоусова, 81-летнюю Маргариту Бутакову адвокат Людмила Айвар заявила в комментарии «Коммерсанту», что сомневается в благоприятном исходе дела.
Она уточнила, что ей, ее доверительнице и остальным участникам процесса на 28 марта не было известно об иске Генпрокуратуры.
Сторона защиты считает, что теперь, исходя из выдвинутых обвинений, ей придется доказывать, что «предпринимательская деятельность не имела отношения к государственной».