Собственные самолеты у России все равно появятся, а отечественный авиапром сейчас развивается в полтора-два раза быстрее, чем западный. Об этом в интервью ТАСС заявил глава госкорпорации «Ростех» (контролирует российских авиапроизводителей) Сергей Чемезов.
Узнайте больше в полной версии ➞Отвечая на вопрос, насколько выполнима задача создания полностью своих гражданских самолетов, он подчеркнул, что несколько лет назад отечественный авиапром мог только мечтать о сложившейся ситуации, а теперь конкуренты ушли сами.
«Не Россия потеряла возможность, а западные авиапроизводители потеряли российский рынок», — указал Чемезов. По его словам, на создание самолета в мире уходит 10-12 лет, а на создание авиадвигателя до 15 лет, но Россия успеет это сделать быстрее.
Впрочем, глава «Ростеха» признал, что авиастроение является сложной отраслью, где ничего не делается по щелчку пальцев, и на этом пути возникают определенные трудности. Из достижений он назвал освоение модульного ремонта электронного блока управления франко-российским двигателем SaM146 (ставился на SSJ-100) и создание отечественных аналогов свечей зажигания и фильтров.
Год назад Чемезов в разговоре с президентом страны Владимиром Путиным пообещал, что с 2024 года серийное производство полностью импортозамещенных, в том числе с отечественными двигателями ПД-8, самолетов Superjet SSJ New составит 20 лайнеров в год. Также будут произведены первые шесть серийных среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов МС-21.
В марте Минпромторг и «Ростех» сообщили, что поставки SJ-100, МС-21, Ил-114-300, а также всех остальных новых моделей переносятся на несколько лет. СМИ отмечали, что российский двигатель ПД-8 так и не довели до пригодности к эксплуатации, а МС-21 критически потяжелел. В настоящее время ни один самолет из программы развития гражданской авиации в период до 2030 года не совершил первого полета в той комплектации, в которой он должен поставляться в авиакомпании.
Ранее на этой неделе стало известно, что стоимость самолета «Байкал» производства АО «Уральский завод гражданский авиации», который должен прийти на смену советскому Ан-2 (кукурузник), выросла за год в три раза — до 455 миллионов рублей. При этом даже прошлогодняя сумма вызывала вопросы в отношении рентабельности закупки таких бортов. В то же время источник, близкий к Минпромторгу, назвал цену условной, потому что самолета по-прежнему нет.