Новые российские вагоны оказалось невозможно использовать. Продукция не отправляется к заказчикам из-за отказа ОАО «РЖД» принимать ее на свою сеть, передает «Коммерсантъ».
Узнайте больше в полной версии ➞На российских вагоностроительных заводах идет производство. Между тем у них уже скопилось более 2,5 тысячи вагонов, которые невозможно использовать. Некоторые предприятия складируют продукцию в несколько ярусов, например, на Канашском вагоностроительном заводе таким образом хранятся более 430 вагонов. Другие производства из-за нехватки места и вовсе вынуждены разбирать часть вагонов, как произошло на «Алтайвагоне».
В РЖД связали проблемы с движением на сети с избыточным количеством вагонов, которое оценивается более чем в 250 тысяч единиц. Оператор пытается любыми способами решить эту проблему. Для этого компания ввела лимиты приписки вагонов по прилегающим к заводам станциям. Для получения идентификационного номера производитель должен приписать вагон к станции, но затем покупатель через два-три месяца переоформляет вагон на себя и свою станцию.
По словам исполнительного директора Объединения вагоностроителей (ОВС) Евгения Семенова, первичная приписка всегда была формальностью, но теперь производителям отказывают в ней, ссылаясь на перегруженность станций. Отмечается, что еще в 2010 году на заседании экспертного совета Росжелдора все участники, в том числе ОАО «РЖД», признали правила приписки неактуальными из-за развития информатизации. С того времени ревизия станций не проводилась, все стороны осознавали формализм процедуры. Семенов считает, что соображения оператора по избыточному парку понятны, но только выбранный способ решения проблемы некорректен.
Российские железнодорожные операторы заявили о проблеме с отправкой грузов в октябре. Ее связали с попыткой РЖД разобраться с переизбытком парка, который затрудняет движение. Как заявили авторы обращения, ограничение обработки порожних вагонов только ухудшило ситуацию. По их словам, любые жалобы на трудности приводят к требованиям РЖД и Минтранса убрать лишние вагоны и угрозам. Отмечается, что таким образом нарушается федеральное законодательство.
Источник в РЖД назвал обращение PR-акцией. Он указал, что операторы сами виноваты, потому что не справились с проблемой избыточного парка, а теперь нужно как-то разобраться с ситуацией.
Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров назвал текущую ситуацию свидетельством серьезной потери взаимопонимания между операторским сообществом и монополией, потому что предлагаемые ей меры не понятны никому. В результате перевозки и погрузки сокращаются, что угрожает устойчивости российской экономики.
Ранее в РЖД сообщили о намерении поднять тарифы на грузоперевозки в 2025 году. К таким мерам решено прибегнуть для финансирования минимально необходимой инвестиционной программы. Еще компания хочет принять новый принцип индексации тарифов, чтобы привязывать их не к официальной потребительской инфляции, а к промышленному показателю, то есть к росту цен на топливо, материалы, электроэнергию. Эта инфляция выше, так что монополия рассчитывает получить за счет перехода около 30 миллиардов рублей в год.