Пятилетка за четыре года В Перми закончилась эпоха Гельмана

22 фото

19 июня галерист Марат Гельман был уволен с поста директора пермского Музея современного искусства PERMM. Приглашение галериста в регион губернатором Олегом Чиркуновым дало отсчет так называемой пермской культурной революции — амбициозному проекту по оживлению жизни города, организации музыкальных, театральных и арт-фестивалей, привлечению в Пермь молодых и талантливых деятелей искусства из других городов и оживлению творческой энергии самих пермяков. В рамках общего энтузиазма Пермь объявили третьей культурной столицей России, а в 2016 году власти надеялись официально сделать город культурной столицей Европы. Гельман возглавил PERMM в конце 2008 года; таким образом, «пермская культурная революция» под его идейным руководством не продлилась и пяти лет. «Лента.ру» вспоминает самые яркие события и образы культурной Перми.

«Русское бедное» — знаковая выставка современного искусства в истории Перми и в карьере куратора Марата Гельмана. Пилотный проект Пермского музея современного искусства PERMM собрал работы 36 лучших российских художников, сделанные из «бедных» материалов, но показал истинное национальное искусство.

Экспонат выставки «Русское бедное» в музее современного искусства PERMM

Фото: permm.ru

«Русское бедное» — знаковая выставка современного искусства в истории Перми и в карьере куратора Марата Гельмана. Пилотный проект Пермского музея современного искусства PERMM собрал работы 36 лучших российских художников, сделанные из «бедных» материалов, но показал истинное национальное искусство.

«Русское бедное» в 2009 году демонстрировалось в рамках московской биеннале современного искусства. Именно после успеха «Русского бедного» губернатор Олег Чиркунов предложил Марату Гельману задержаться в Перми — стать директором Музея современного искусства.

Выставка «Русское бедное», автор Валерий Кошляков

Фото: permm.ru

«Русское бедное» в 2009 году демонстрировалось в рамках московской биеннале современного искусства. Именно после успеха «Русского бедного» губернатор Олег Чиркунов предложил Марату Гельману задержаться в Перми — стать директором Музея современного искусства.

Пермский музей современного искусства PERMM окончательно в 2010 году разместился в здании бывшего Речного вокзала, построенного в 1940 году по проекту архитектора Александра-Исаака Гринберга. Здание реконструировало российское архитектурное бюро «Проект-Меганом».

Здание музея PERMM

Фото: rechnoy.livejournal.com

Пермский музей современного искусства PERMM окончательно в 2010 году разместился в здании бывшего Речного вокзала, построенного в 1940 году по проекту архитектора Александра-Исаака Гринберга. Здание реконструировало российское архитектурное бюро «Проект-Меганом».

Гельман старался и дублировать в Перми все свои проекты из других городов, и создавать для «третьей культурной столицы» новые оригинальные выставки. На провокационной выставке «Родина» современные художники перерабатывали образы, которые обычно используют, чтобы представить Россию и СССР иностранцам. «Съезд партии, Третьяковка, Мавзолей, парад Победы, ветераны, русский авангард, Гагарин и ребята с нашего двора – клише, трансформировавшиеся в сознании художников, которые уже двадцать лет живут в другом государстве».

Экспонат выставки «Родина» в музее современного искусства PERMM

Фото: Максим Кимерлинг / Коммерсантъ

Гельман старался и дублировать в Перми все свои проекты из других городов, и создавать для «третьей культурной столицы» новые оригинальные выставки. На провокационной выставке «Родина» современные художники перерабатывали образы, которые обычно используют, чтобы представить Россию и СССР иностранцам. «Съезд партии, Третьяковка, Мавзолей, парад Победы, ветераны, русский авангард, Гагарин и ребята с нашего двора – клише, трансформировавшиеся в сознании художников, которые уже двадцать лет живут в другом государстве».

Выставка Icons, по задумке Гельмана, исследующая икону как художественный шедевр, должна была настроить диалог между современным искусством и церковью. На деле вышло чуть иначе: оскорбившиеся верующие срывали Гельману открытие в Краснодаре, отказывались от него в Петербурге, но Пермь приняла проект спокойно. Выставка в итоге оказалась невероятно популярной.

Экспонат выставки ICONS в музее современного искусства PERMM

Фото: permm.ru

Выставка Icons, по задумке Гельмана, исследующая икону как художественный шедевр, должна была настроить диалог между современным искусством и церковью. На деле вышло чуть иначе: оскорбившиеся верующие срывали Гельману открытие в Краснодаре, отказывались от него в Петербурге, но Пермь приняла проект спокойно. Выставка в итоге оказалась невероятно популярной.

В Перми собирались строить и новую художественную галерею — в международном конкурсе победил молодой российский архитектор Борис Бернаскони. Однако затем история с галереей PermMuseumXXI приобрела странный оборот: внезапно в ее создании собрался принять участие и глава жюри конкурса знаменитый швейцарец Петер Цумптор, который затем фактически вытеснил Бернаскони из проекта. Строительство нового здания Пермской галереи так и не началось.

Проект реконструкции здания музея PERMM

Изображение: bernaskoni.com

В Перми собирались строить и новую художественную галерею — в международном конкурсе победил молодой российский архитектор Борис Бернаскони. Однако затем история с галереей PermMuseumXXI приобрела странный оборот: внезапно в ее создании собрался принять участие и глава жюри конкурса знаменитый швейцарец Петер Цумптор, который затем фактически вытеснил Бернаскони из проекта. Строительство нового здания Пермской галереи так и не началось.

В апреле 2010 года Марат Гельман возглавил Пермский центр развития дизайна, запомнившийся многим под лихой аббревиатурой ПЦРД. По просьбе Чиркунова, арт-директором ПЦРД стал дизайнер Артемий Лебедев. Благодаря Лебедеву Пермь стала первым российским городом с собственным логотипом — красной буквой П. Впрочем, как это нередко бывает с Лебедевым, некоторые увидели в пермской эмблеме признаки плагиата.

Благодаря Лебедеву у Перми появился и собственный шрифт — Permian. Создал его дизайнер шрифтов Илья Рудерман.

Шрифт Permian

Фото: tema.livejournal.com

Благодаря Лебедеву у Перми появился и собственный шрифт — Permian. Создал его дизайнер шрифтов Илья Рудерман.

Еще один яркий проект Артемия Лебедева — пермские остановки общественного транспорта. Их оформляли социальной рекламой и — чтобы минимизировать вандализм — работами иллюстраторов.

Проект городских остановок

Изображение: artlebedev.ru

Еще один яркий проект Артемия Лебедева — пермские остановки общественного транспорта. Их оформляли социальной рекламой и — чтобы минимизировать вандализм — работами иллюстраторов.

В 2009 году в Перми был создан театр нового времени и новой драмы «Сцена-Молот», который возглавил Эдуард Бояков, бывший худрук театра «Практика». «Сцена» работала с произведениями современных драматургов и поэтов — от Ивана Вырыпаева и Павла Пряжко до Линор Горалик и Веры Полозковой. В конце 2012 года Бояков объявил о закрытии театра, на деле же площадка поменяла идеологию. Руководители пермского Театра-Театра Борис Мильграм и Владимир Гурфинекль сделали из бывшей малой сцены своего театра творческую лабораторию.

Здание театра «Сцена Молот»

Фото: stage-molot.ru

В 2009 году в Перми был создан театр нового времени и новой драмы «Сцена-Молот», который возглавил Эдуард Бояков, бывший худрук театра «Практика». «Сцена» работала с произведениями современных драматургов и поэтов — от Ивана Вырыпаева и Павла Пряжко до Линор Горалик и Веры Полозковой. В конце 2012 года Бояков объявил о закрытии театра, на деле же площадка поменяла идеологию. Руководители пермского Театра-Театра Борис Мильграм и Владимир Гурфинекль сделали из бывшей малой сцены своего театра творческую лабораторию.

Пермь за годы «культурной революции» приобрела множество любопытных скульптур и объектов современного искусства. Перед входом в библиотеку имени Горького расположилось, например,  надкушенное «Яблоко» художницы Жанны Кадыровой. Яблоко с кожурой из кафеля и мякотью из старых кирпичных стен рассказывает об истории города.

«Яблоко» Жанны Кадыровой перед входом в областную библиотеку

Фото: kadyrova.com

Пермь за годы «культурной революции» приобрела множество любопытных скульптур и объектов современного искусства. Перед входом в библиотеку имени Горького расположилось, например, надкушенное «Яблоко» художницы Жанны Кадыровой. Яблоко с кожурой из кафеля и мякотью из старых кирпичных стен рассказывает об истории города.

На набережной у музея PERMM установили арт-объект «Счастье не за горами». По свидетельству очевидцев, сейчас надпись разрушается вместе со своим смыслом: меньше всего время щадит частицу не.

Надпись «Счастье не за горами» у музея современного искусства PERMM

Фото: Максим Кимерлинг / Коммерсантъ

На набережной у музея PERMM установили арт-объект «Счастье не за горами». По свидетельству очевидцев, сейчас надпись разрушается вместе со своим смыслом: меньше всего время щадит частицу не.

Красных человечков для Перми создала арт-группа Pprofessors — Мария Заборовская и Андрей Люблинский из Петербурга. Человечки появлялись на крышах Заксобрания и филармонии и быстро стали одним из веселых символов города.

Скульптура красного человечка

Фото: prm.ru

Красных человечков для Перми создала арт-группа Pprofessors — Мария Заборовская и Андрей Люблинский из Петербурга. Человечки появлялись на крышах Заксобрания и филармонии и быстро стали одним из веселых символов города.

«Ротонда» — один из самых известных проектов архитектора Александра Бродского, за нее он получил премию «Архивуд». Две «Ротонды» Бродского располагались в Никола-Ленивце и Перми. Пермская была сделана позже, но многим показалась симпатичнее; кроме того, когда собирали первый арт-объект, сам ее автор по приглашению Гельмана был в  Перми. «Пермская ротонда», поставленная у здания музея современного искусства, не раз становилась объектом вандализма.

«Ротонда» Александра Бродского

Фото: пресс-служба музея PERMM

«Ротонда» — один из самых известных проектов архитектора Александра Бродского, за нее он получил премию «Архивуд». Две «Ротонды» Бродского располагались в Никола-Ленивце и Перми. Пермская была сделана позже, но многим показалась симпатичнее; кроме того, когда собирали первый арт-объект, сам ее автор по приглашению Гельмана был в Перми. «Пермская ротонда», поставленная у здания музея современного искусства, не раз становилась объектом вандализма.

Другой знаменитый объект паблик-арта в Перми создал в 2011 году художник Николай Полисский из того самого Никола-Ленивца. «Пермские ворота» высотой, шириной и глубиной по 12 метров собраны из хаотично скрепленных между собой еловых бревен, каждый из четырех фасадов напоминает главную городскую букву — П, а вся конструкция — триумфальную арку.

«Пермские ворота», автор Николай Полисский

Фото: be-in.ru

Другой знаменитый объект паблик-арта в Перми создал в 2011 году художник Николай Полисский из того самого Никола-Ленивца. «Пермские ворота» высотой, шириной и глубиной по 12 метров собраны из хаотично скрепленных между собой еловых бревен, каждый из четырех фасадов напоминает главную городскую букву — П, а вся конструкция — триумфальную арку.

Одним из безусловных лидеров, участвующих в культурном развитии пермского региона, стал дирижер Теодор Курентзис, в 2011 году возглавивший местный Театр оперы и балета имени Чайковского. Курентзис не раз пытался откреститься от ярых «революционеров», подчеркивая, что его действия по окультуриванию и развитию музыкальной жизни региона нужно рассматривать в долгосрочной перспективе. Тем не менее «культурную революцию» без него представить невозможно, и подтверждают это радикальные метаморфозы, произошедшие с его театром.

Теодор Курентзис в пермском Театре оперы и балета

Фото: teatral-online.ru

Одним из безусловных лидеров, участвующих в культурном развитии пермского региона, стал дирижер Теодор Курентзис, в 2011 году возглавивший местный Театр оперы и балета имени Чайковского. Курентзис не раз пытался откреститься от ярых «революционеров», подчеркивая, что его действия по окультуриванию и развитию музыкальной жизни региона нужно рассматривать в долгосрочной перспективе. Тем не менее «культурную революцию» без него представить невозможно, и подтверждают это радикальные метаморфозы, произошедшие с его театром.

Пермский театр оперы и балета под рукодством Курентзиса меняется не только содержательно. В ближайшие годы изменится и его визуальный облик. В 2010 году английский архитектор Дэвид Чипперфильд выиграл конкурс по реконструкции театра, которая должна быть бережной к самому зданию и городской среде. Пока что на проект стоимостью около 8 миллиардов рублей ищут средства, и реализация затягивается.

Проект Театра оперы и балета Дэвида Чипперфильда

Пермский театр оперы и балета под рукодством Курентзиса меняется не только содержательно. В ближайшие годы изменится и его визуальный облик. В 2010 году английский архитектор Дэвид Чипперфильд выиграл конкурс по реконструкции театра, которая должна быть бережной к самому зданию и городской среде. Пока что на проект стоимостью около 8 миллиардов рублей ищут средства, и реализация затягивается.

Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория», с 2006 года проходивший в Москве, в 2009 году впервые выехал в провинцию, а именно в Пермь. И тогда, конечно, это воспринималось однозначно: на карте страны появилась новая культурная столица, куда может приехать с мастер-классами Томас Остермайер, со спектаклями Пиппо Дельбоно и с концертами Владимир Мартынов.

IV Международный фестиваль-школа «Территория» в Перми. Сцена из спектакля итальянского драматурга Пиппо Дельбоно «Дикая темнота»

Фото: Максим Кимерлинг / Коммерсантъ

Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория», с 2006 года проходивший в Москве, в 2009 году впервые выехал в провинцию, а именно в Пермь. И тогда, конечно, это воспринималось однозначно: на карте страны появилась новая культурная столица, куда может приехать с мастер-классами Томас Остермайер, со спектаклями Пиппо Дельбоно и с концертами Владимир Мартынов.

Значимым достижением «культурной революции» стало проведение Пермской книжной ярмарки, впервые появившейся в городе в 2011 году в рамках фестиваля «Белые ночи». В 2012 году, правда, ярмарка прошла, как оказалось, в последний раз: ее организаторы, основатели магазина «Пиотровский», объявили о закрытии из-за разногласий с организаторами фестиваля. В этом году на «Белых ночах» идет Книжный фестиваль, не менее насыщенный по программе.

Пермская книжная ярмарка

Фото: permm.ru

Значимым достижением «культурной революции» стало проведение Пермской книжной ярмарки, впервые появившейся в городе в 2011 году в рамках фестиваля «Белые ночи». В 2012 году, правда, ярмарка прошла, как оказалось, в последний раз: ее организаторы, основатели магазина «Пиотровский», объявили о закрытии из-за разногласий с организаторами фестиваля. В этом году на «Белых ночах» идет Книжный фестиваль, не менее насыщенный по программе.

С 2009 года в городе проводился фестиваль современного искусства «Живая Пермь». В 2010 году ради него «Пикник Афиши» впервые покинул Москву: в сквере городского Театра оперы и балета прошел музыкальный фестиваль с участием самых модных российских групп и британцев The Invisible, а также кинопоказами и развлечениями на свежем воздухе. Увы, на следующий год сотрудничество с «Афишей» закончилось — городская администрация устроила свой пикник, «хорошо знакомое по прошлому году жителям Перми событие с новым именем». Новое имя пикника — «На траве» — удачным показалось не всем.

«Пикник Афиши» в Перми

Фото: Кайдаш Иван / afisha.ru

С 2009 года в городе проводился фестиваль современного искусства «Живая Пермь». В 2010 году ради него «Пикник Афиши» впервые покинул Москву: в сквере городского Театра оперы и балета прошел музыкальный фестиваль с участием самых модных российских групп и британцев The Invisible, а также кинопоказами и развлечениями на свежем воздухе. Увы, на следующий год сотрудничество с «Афишей» закончилось — городская администрация устроила свой пикник, «хорошо знакомое по прошлому году жителям Перми событие с новым именем». Новое имя пикника — «На траве» — удачным показалось не всем.

В городе проходил и фестиваль граффитистов «Длинные истории Перми». Уличные художники расписывали длинные бетонные заборы, создавая на них «изобразительные эквиваленты стихов» либо своеобразные «заборные» комиксы. Целью фестиваля называли «срочную реанимацию городской среды».

Граффити на бетонном заборе (проект «Длинные истории Перми»)

Фото: пресс-служба паблик-арт программы PERMM

В городе проходил и фестиваль граффитистов «Длинные истории Перми». Уличные художники расписывали длинные бетонные заборы, создавая на них «изобразительные эквиваленты стихов» либо своеобразные «заборные» комиксы. Целью фестиваля называли «срочную реанимацию городской среды».

Непосредственно увольнению Гельмана предшествовал скандал на фестивале «Белые ночи» — преемнике «Живой Перми». Руководство региона — а инициативного Олега Чиркунова в 2012 году сменил бывший федеральный министр Виктор Басаргин — убрало с фестиваля две выставки: одну, сатирическую, про Олимпиаду в Сочи (художник Василий Слонов), вторую, документальную, про «болотное дело» (фотограф Сергей Каменный). Гельман пообещал приютить обе выставки в своем музее, однако вместо этого ему пришлось расстаться и с музеем тоже.

Экспонаты выставки Василия Слонова «Welcome! Sochi 2014»

Фото: пресс-служба музея PERMM

Непосредственно увольнению Гельмана предшествовал скандал на фестивале «Белые ночи» — преемнике «Живой Перми». Руководство региона — а инициативного Олега Чиркунова в 2012 году сменил бывший федеральный министр Виктор Басаргин — убрало с фестиваля две выставки: одну, сатирическую, про Олимпиаду в Сочи (художник Василий Слонов), вторую, документальную, про «болотное дело» (фотограф Сергей Каменный). Гельман пообещал приютить обе выставки в своем музее, однако вместо этого ему пришлось расстаться и с музеем тоже.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше