В Москве стартовал третий Российско-итальянский кинофестиваль (RIFF) — самый масштабный и представительный у нас в стране смотр достижений кино с Аппенинского полуострова. В этом году RIFF не только показывает несколько новейших зрительских хитов и документальных лент, но и наводит фокус на пару итальянских классиков: Этторе Скола удостоится мини-ретроспективы, а с наследием и идеями Паоло Пазолини пытаются работать сразу два фильма программы. «Лента.ру» рассказывает, какие картины на RIFF стоит смотреть в первую очередь.

«Отвратительные, грязные, злые» (Brutti, sporchi e cattivi), режиссер — Этторе Скола
Кадр из фильма «Отвратительные, грязные, злые»
Название одного из самых известных фильмов Этторе Сколы не врет — его герои и правда отвратительны, грязны, злы. А еще невежественны, ленивы, завистливы и безграмотны — и не делают решительно ничего, чтобы вырваться из крысятника римских трущоб, где ютятся одной необъятной семьей. Спустя 20 лет после пика неореализма, прославлявшего униженных системой и обществом пролетариев, Скола выворачивает эту идею наизнанку. Его гротескная, бурная сатира не щадит не только общество, но и самих бедняков, которых случайно свалившийся на голову миллион не сделает ни приятнее, ни чище, ни добрее.

«Неаполитанские истории» (Bagnoli jungle), режиссер — Антонио Капуано
Кадр из фильма «Неаполитанские истории»
Неаполитанский пригород Баньоли еще несколько десятилетий назад благодаря металлургическому комбинату Italsider был типичным, пышущим жизнью индустриальным районом. Но в начале нулевых завод закрылся, а жители Баньоли остались — предоставленные самим себе. Задействовав документальную манеру съемки и актеров-непрофессионалов, Антонио Капуано показывает три характерных для Баньоли судьбы — пытается, словом, поймать магию места через истории представителей трех поколений: 18-летнего мечтателя, 50-летного афериста и 80-летнего пенсионера.

«Козни» (La Macchinazione), режиссер — Давид Гриеко
Кадр из фильма «Козни»
Кто убил Пьера Паоло Пазолини? Фильм Давида Гриеко пытается восстановить события последних нескольких месяцев жизни режиссера — и находит прямую связь между книгой, которую тот писал о кознях политиков и нефтяников, и его гибелью. В некотором роде Гриеко полемизирует и с недавним «Пазолини» Абеля Феррары — тот калейдоскопической, почти импрессионистской режиссурой пытался передать хаотичность жизни и смерти любого гения. Гриеко же (Пазолини у него играет Массимо Раньери — не сильно хуже Уильяма Дефо), напротив, снимает болезненно ясный фильм, политический триллер, показательно не претендующий на сравнения с работами собственного героя.

«Необычный день» (Una giornata particolare), режиссер — Этторе Скола
Кадр из фильма «Необычный день»
Скола никогда не уворачивался от прямого высказывания — и лобового, едкого сатирического обличения зла. Но «Необычный день», история нескольких часов, которые в день визита Гитлера к Муссолини в 1938 году проводят вместе двое соседей (Марчелло Мастроянни и Софи Лорен — радиожурналист-изгой и жена чиновника-фашиста), впечатляет как раз тем, что предпочитает любой риторике поэзию человеческих отношений и чувств. Пока вся Италия сливается в празднующую встречу двух монстров толпу, обезличивается, эти двое через мимолетную встречу обретают достоинство.

«Идеальные незнакомцы» (Perfetti sconosciuti), режиссер — Паоло Дженовезе
Кадр из фильма «Идеальные незнакомцы»
«Идеальные незнакомцы» на церемонии вручения главных итальянских кинонаград «Давид ди Донателло» удостоились приза за лучший фильм — опередив «Сказку сказок» Маттео Гарроне и «Молодость» Паоло Соррентино, работы режиссеров, за пределами страны куда более известных, чем Паоло Дженовезе. Логика Итальянской киноакадемии понятна — Дженовезе обходится без артистизма этих соотечественников, но при этом снимает кино беззастенчиво массового поражения. «Идеальные незнакомцы» работают в формате народной мелодрамы и не боятся почти фантастического допущения: а что если компания старых друзей, среди которых три семейные пары, на один вечер сделает достоянием друг друга смс-переписку и личные звонки каждого?

«Смеясь и шутя. Портрет итальянского режиссера» (Ridendo e Scherzando — Ritratto di un Regista all’Italiana), режиссеры — Паола Скола, Сильвия Скола
Кадр из фильма «Смеясь и шутя. Портрет итальянского режиссера»
Скончавшийся в этом году Этторе Скола, несмотря на многочисленные премии и номинации (от Каннского фестиваля до «Оскара»), остается режиссером недооцененным — во многом из-за собственной нелюбви к эпатажу и заоблачного статуса современников вроде Феллини, Висконти и Антониони. Справедливость, хотя бы частично, восстанавливает этот преисполненный любви к режиссеру и разделяющий с ним его беззаветную любовь к кино как таковому портрет-посвящение, снятый дочерями Сколы.

«Министр» (Il Ministro), режиссер — Джорджио Амато
Кадр из фильма «Министр»
Массовое, почти конвейерное итальянское кино низких жанров часто так и напрашивается на сравнения с российским: о, эти узнаваемые, под евроремонт, интерьеры, блеклая сериальная режиссура и всегда чуть-чуть переигрывающие артисты! Можно ли, впрочем, представить в современном российском кино такой сюжет? В комедии Джорджио Амато, проходной, но по-своему неотразимой, переживающий крах бизнесмен зовет приятеля-министра на ужин, чтобы с выгодой для себя подложить под него красотку

«Евангелие от Маттеи» (Il vangelo secondo Mattei), режиссеры — Антонио Андризани, Паскаль Дзуллино
Кадр из фильма «Евангелие от Маттеи»
Зрелище, что уж говорить, неординарное — и очень сильно завязанное на том, что вы знаете о Матере, прославленном жилыми пещерами городе, где так часто снимают библейские фильмы (включая, в первую очередь, «Евангелие от Матфея» Пазолини). Двое актеров, родившихся в Матере, Антонио Андризани и Паскаль Дзуллино сняли документальный фильм о том, как город постепенно уничтожает нефтяная индустрии, причем не стесняясь приемов довольно авангардных — например, немалую часть экранного времени они занимаются постановкой в тех же, что у Пазолини, локациях собственной, осовремененной версии Евангелия.