Движение в защиту прав женщин зародилось в конце XIX века. Сначала женщины требовали права на образование, избирать и быть избранными, равную оплату за равный труд, потом на аборт, развод и многие другие вещи, сейчас кажущиеся совершенно обычными. Они выходили на улицу, участвовали в пикетах и митингах, демонстративно коротко стриглись или распускали волосы, наносили агрессивный макияж и надписи на тело и одежду, иногда одевались особым образом или даже раздевались, чтобы привлечь к себе внимание. Власти часто отвечали на подобное поведение карательными мерами — но, как писал Пушкин, «черт ли сладит с бабой гневной», а полицейский и подавно. Первые британские суфражистки, за ними — родоначальницы празднования 8 марта Роза Люксембург и Клара Цеткин, потом — пацифистки, защитницы прав животных, религиозных свобод и свободы от религии: 8 марта «Лента.ру» отдает должное всем этим целеустремленным и красивым даже в гневе женщинам разных эпох.
Фото: Topical Press Agency / Getty Images
Британская суфражистка Эммелин Панкхерст и ее дочь Кристабель попали в тюрьму за свой, как сейчас говорят, активизм в борьбе за женские избирательные права. После недолгой отсидки их ждал восторженный прием, организованный единомышленницами.
Фото: AP
Жены студентов, участницы вьетнамской «Женской организации борьбы за стиль» (War on Styles, WOW) в прямом смысле боролись за стиль — консервативный стиль. Они возражали против коротких европейских юбок, шорт и приталенных силуэтов.
Фото: Reuters
Участницы общественной миротворческой организации Women in Black вышли на улицы Белграда с транспарантом «Женщины в черном против войны», протестуя против насильственной мобилизации мужчин — боснийцев и жителей Сербской Краины.
Фото: Yves Herman / Reuters
Бельгийки не боятся показаться смешными, выходя на демонстрации. В этой стране популярны костюмированные протесты: в данном случае матери школьников надели шапочки с ослиными ушами, намекая на уровень обучения своих детей.
Фото: Pawel Kopczynski / Reuters
Женский активизм далеко не всегда придерживается левого толка: порой на улицы выходят крайне консервативные активистки. Например, эта дама под черной вуалью с католическими четками в руках протестует против либерализации закона об абортах, которые у католиков считаются грехом.
Фото: Lefteris Pitarakis / AP
Современные феминистки демонстрируют солидарность с суфражистками — идейными родоначальницами своего движения, наряжаясь в элегантные викторианские платья на фоне Парламента. Хелен Панкхерст, правнучка знаменитой суфражистки Сильвии Панкхерст, с чувством изобразила прабабушку.
Фото: Markus Schreiber / AP
Активистки, защищающие милых зверьков вроде норок, а также довольно отвратительных животных вроде крокодилов от жестокого обращения, не жалеют ради своего начинания ни сил, ни времени, ни женской стыдливости: в своих акциях они часто демонстрируют наготу не кокетства ради, а благого дела для.
Фото: Константин Черничкин / Reuters
Пожалуй, самые известные фем-активистки в Европе — украинки из «Фемен»: красивые девушки, прокладывающие дорогу к защите прав женщин в буквальном смысле грудью.
Фото: Константин Черничкин / Reuters
Украинские девушки из «Фемен» считают, что их страна недостаточно независима. Бороться с этим прискорбным фактом они предлагают розовыми очками и поцелуями.
Фото: REX
Мария Грация Кьюри превратила летнюю коллекцию 2018 года в настоящий манифест женского равенства: принты на топах и футболках вопрошали: «Почему нет женщин — великих художников?» и призывали лиц обоего пола стать феминистами и феминистками.