Наворотили дел. Секс-игрушка, обнаженные актрисы и темные пещеры: как выглядят самые скандальные памятники мира

10 фото

Произведения искусства по всему миру призваны поражать публику. Некоторые творцы стараются особенно тщательно, вызывая своими работами скандалы. Одно из последних столкновений мнений произошло в Москве, где на Болотной набережной поставили временный монумент «Большая глина № 4» швейцарского художника Урса Фишера. Композиция получила неоднозначную оценку жителей столицы, вызвала бурные обсуждения в сети и фактически столкнула лбами знаменитостей России.

Фишер эпатирует публику не в одиночку, мастера из других стран не уступают воображению швейцарца. В работы творцы вкладывают уникальные смыслы, которые не всегда понятны. Далекие от искусства люди ищут в произведениях бытовые ассоциации и обвиняют их создателей в отсутствии таланта и банальности. Некоторые считают, что подобные объекты мог сделать кто угодно. Однажды таким несогласным резко ответил британский художник Дэмьен Херст, когда на его очередную работу обрушилась массовая критика. «Но вы же не догадались сделать это, не так ли?» — заявил художник.

Несмотря на массовое непринятие общества, деятели искусства не останавливаются — на протяжении десятков лет они перекрывают площади огромными кусками стали, изображают обнаженных людей, ассоциируют работы с половыми органами и нарываются на глобальные конфликты. Иногда их произведения искусства и вовсе приводят к смерти. Культурный удар — в галерее «Ленты.ру».

Урс Фишер создал скандальный монумент в 2014 году. Он взял несколько комков глины и сложил их в неаккуратную кучу, которая стала образцом для будущей 13-метровой конструкции из алюминия. На серебристой поверхности видны вмятины от человеческих пальцев, как будто с материалом только что работал мастер. В 2015 году «Глину» привезли в Нью-Йорк — в качестве временной инсталляции она стояла на Манхэттене около знаменитого небоскреба Сигрем-билдинг. Позже скульптура отправилась в итальянскую Флоренцию.Очередной локацией монумента стала Болотная набережная в Москве, его появление вызвало широкий резонанс, пользователи сети сравнили работу с экскрементами. В обсуждении работы Фишера отличился телеведущий Максим Галкин. Он назвал ее «стопкой не очень аккуратного дерьма и кошмаром», а художника обвинил в отсутствии таланта. За скульптора вступилась журналистка Ксения Собчак, упрекнув россиян в «дремучем сознании».

Фото: Роман Денисов / Globallookpress.com

Урс Фишер создал скандальный монумент в 2014 году. Он взял несколько комков глины и сложил их в неаккуратную кучу, которая стала образцом для будущей 13-метровой конструкции из алюминия. На серебристой поверхности видны вмятины от человеческих пальцев, как будто с материалом только что работал мастер. В 2015 году «Глину» привезли в Нью-Йорк — в качестве временной инсталляции она стояла на Манхэттене около знаменитого небоскреба Сигрем-билдинг. Позже скульптура отправилась в итальянскую Флоренцию.

Очередной локацией монумента стала Болотная набережная в Москве, его появление вызвало широкий резонанс, пользователи сети сравнили работу с экскрементами. В обсуждении работы Фишера отличился телеведущий Максим Галкин. Он назвал ее «стопкой не очень аккуратного дерьма и кошмаром», а художника обвинил в отсутствии таланта. За скульптора вступилась журналистка Ксения Собчак, упрекнув россиян в «дремучем сознании».

Необычный памятник еще во второй половине XX века поразил жителей Нью-Йорка — в 1981 году американский скульптор Ричард Серра установил на площади Фоли на Манхэттене стальную плиту весом 15 тонн. Стоящая под наклоном конструкция высотой почти четыре метра получила название «Опрокинутая дуга». По задумке Серры, объект должен был оставаться в городе на постоянной основе и изменить представление людей о городском пространстве.Однако ньюйоркцы не прониклись идеей и почти сразу раскритиковали «дугу», назвав ее уродливой и угнетающей. Горожане возмущались, что из-за монумента они не могут как раньше пересечь площадь по прямой — им приходилось идти в обход. Недовольные составили петицию о демонтаже объекта — документ подписали 1,3 тысячи человек. Разбирательства длились восемь лет. В 1989 году объект разрезали на три части и отправили храниться на склад.

Фото: Norman Owen Tomalin / Legion-media

Необычный памятник еще во второй половине XX века поразил жителей Нью-Йорка — в 1981 году американский скульптор Ричард Серра установил на площади Фоли на Манхэттене стальную плиту весом 15 тонн. Стоящая под наклоном конструкция высотой почти четыре метра получила название «Опрокинутая дуга». По задумке Серры, объект должен был оставаться в городе на постоянной основе и изменить представление людей о городском пространстве.

Однако ньюйоркцы не прониклись идеей и почти сразу раскритиковали «дугу», назвав ее уродливой и угнетающей. Горожане возмущались, что из-за монумента они не могут как раньше пересечь площадь по прямой — им приходилось идти в обход. Недовольные составили петицию о демонтаже объекта — документ подписали 1,3 тысячи человек. Разбирательства длились восемь лет. В 1989 году объект разрезали на три части и отправили храниться на склад.

В 2014 году общественность Парижа удивила работа американского художника Пола Маккарти — на Вандомской площади появилась огромная 24-метровая надувная ярко-зеленая скульптура. По задумке автора, она должна была символизировать рождественскую елку. В конструкцию постоянно закачивали воздух, а ее стабильность поддерживали натянутые тросы. Однако парижане не прониклись идей Маккарти и сравнили работу с анальной пробкой.Во время установки «елки» один радикально настроенный зритель даже напал на художника и три раза ударил его по лицу. Несколько дней спустя скульптуру испортили вандалы — они отключили насос и перерезали тросы. В итоге конструкция сдулась и упала, Маккарти отказался восстанавливать объект. В 2016 году он возродил скульптуру для третьей ярмарки искусства Paramount Ranch в Санта-Монике.

Фото: Jacques Brinon / AP

В 2014 году общественность Парижа удивила работа американского художника Пола Маккарти — на Вандомской площади появилась огромная 24-метровая надувная ярко-зеленая скульптура. По задумке автора, она должна была символизировать рождественскую елку. В конструкцию постоянно закачивали воздух, а ее стабильность поддерживали натянутые тросы. Однако парижане не прониклись идей Маккарти и сравнили работу с анальной пробкой.

Во время установки «елки» один радикально настроенный зритель даже напал на художника и три раза ударил его по лицу. Несколько дней спустя скульптуру испортили вандалы — они отключили насос и перерезали тросы. В итоге конструкция сдулась и упала, Маккарти отказался восстанавливать объект. В 2016 году он возродил скульптуру для третьей ярмарки искусства Paramount Ranch в Санта-Монике.

В 2010 году в столице Сенегала появился противоречивый монумент — «Возрождение Африки» установили в честь пятидесятой годовщины подписания соглашения о независимости страны от Франции. По настоянию президента Абдулайа Вада, в Дакаре возвели 49-метровую бронзовую скульптуру — мужчина держит в левой руке ребенка, направляя его в сторону моря, а правой рукой обнимает молодую женщину. Имамы не оценили, что изображены обнаженные люди. Жители раскритиковали монумент, их возмутило, что на возведение объекта Вад выделил из бюджета 27 миллионов долларов, при этом все сферы страны — от образования до здравоохранения — находились в кризисе.

Фото:

В 2010 году в столице Сенегала появился противоречивый монумент — «Возрождение Африки» установили в честь пятидесятой годовщины подписания соглашения о независимости страны от Франции. По настоянию президента Абдулайа Вада, в Дакаре возвели 49-метровую бронзовую скульптуру — мужчина держит в левой руке ребенка, направляя его в сторону моря, а правой рукой обнимает молодую женщину. Имамы не оценили, что изображены обнаженные люди. Жители раскритиковали монумент, их возмутило, что на возведение объекта Вад выделил из бюджета 27 миллионов долларов, при этом все сферы страны — от образования до здравоохранения — находились в кризисе.

Австрийская столица отличилась неоднозначным объектом, посвященным историческим событиям. В 2015 году в Вене появился памятник австрийцам, ставшим жертвами нацистских трибуналов за дезертирство и уклонение от выполнения приказов. Монумент на площади Бальхаусплац представляет собой бетонную букву «Х», на которой написано стихотворение шотландского поэта Яна Финлея All alone («В полном одиночестве»). Общество восприняло монумент неоднозначно. Некоторые ветераны заявили, что не все дезертиры заслуживают чествования. Других возмутило то, что памятник установили на деньги налогоплательщиков, притом что дезертирство считается в стране уголовным преступлением.

Фото: Leonhard Foeger / Reuters

Австрийская столица отличилась неоднозначным объектом, посвященным историческим событиям. В 2015 году в Вене появился памятник австрийцам, ставшим жертвами нацистских трибуналов за дезертирство и уклонение от выполнения приказов. Монумент на площади Бальхаусплац представляет собой бетонную букву «Х», на которой написано стихотворение шотландского поэта Яна Финлея All alone («В полном одиночестве»). Общество восприняло монумент неоднозначно. Некоторые ветераны заявили, что не все дезертиры заслуживают чествования. Других возмутило то, что памятник установили на деньги налогоплательщиков, притом что дезертирство считается в стране уголовным преступлением.

Скандальной скульптурой отметилось начало председательства Чешской Республики в Европейском союзе в 2009 году — скульптор Давид Черни обещал создать произведение вместе с мастерами из стран Европы. Позже выяснилось, что он не привлекал к работе зарубежных коллег и выдумал имена художников, указанные в соавторстве. В итоге в здании Совета ЕС в Брюсселе появилась композиция весом восемь тонн под названием «Энтропа».Возмущение вызвал не только обман Черни, но и его видение государств: Румынию он связал с образом Дракулы, границы Болгарии выстроил с помощью маленьких напольных туалетов, у Люксембурга повесил табличку с надписью «Продается», а Германию изобразил в виде пересекающихся дорог, по форме напоминающих свастику. Чешские власти не оценили чувство юмора и изобретательность Черни, заявив, что чувствуют «удивительное сожаление». Позже инсталляцию перевезли в научный центр Techmania в городе Пльзень.

Фото: Pur Michal / CTK / Globallookpress.com

Скандальной скульптурой отметилось начало председательства Чешской Республики в Европейском союзе в 2009 году — скульптор Давид Черни обещал создать произведение вместе с мастерами из стран Европы. Позже выяснилось, что он не привлекал к работе зарубежных коллег и выдумал имена художников, указанные в соавторстве. В итоге в здании Совета ЕС в Брюсселе появилась композиция весом восемь тонн под названием «Энтропа».

Возмущение вызвал не только обман Черни, но и его видение государств: Румынию он связал с образом Дракулы, границы Болгарии выстроил с помощью маленьких напольных туалетов, у Люксембурга повесил табличку с надписью «Продается», а Германию изобразил в виде пересекающихся дорог, по форме напоминающих свастику. Чешские власти не оценили чувство юмора и изобретательность Черни, заявив, что чувствуют «удивительное сожаление». Позже инсталляцию перевезли в научный центр Techmania в городе Пльзень.

Большой общественный резонанс в 2011 году произвела работа американца Джона Джонсона «Мэрилин навсегда» — восьмиметровая статуя американской киноактрисы, секс-символа 1950-х годов Мэрилин Монро. Джонсон запечатлел в скульптуре весом 15 тонн известный кадр из фильма «Зуд седьмого года» — героиня Монро пытается опустить поднимающуюся потоком воздуха из вентиляционной решетки юбку, видно ее нижнее белье. Монумент часто перевозили, после Чикаго его выставляли в Палм-Спрингс, Гамильтон Тауншипе и австралийском Бендиго. Пока туристы фотографировались под юбкой кинозвезды, общественность критиковала объект, называя его жутким и отвратительным, находя в задумке Джонсона сексистский подтекст. Новая волна недовольства обрушилась на скульптуру в 2019 году, когда на постоянной основе ее установили перед художественным музеем Палм-Спрингс. Руководство посчитало ее примером объективации женщин и обеспокоилось развитием молодого поколения.

Фото: Sam Mircovich / Reuters

Большой общественный резонанс в 2011 году произвела работа американца Джона Джонсона «Мэрилин навсегда» — восьмиметровая статуя американской киноактрисы, секс-символа 1950-х годов Мэрилин Монро. Джонсон запечатлел в скульптуре весом 15 тонн известный кадр из фильма «Зуд седьмого года» — героиня Монро пытается опустить поднимающуюся потоком воздуха из вентиляционной решетки юбку, видно ее нижнее белье. Монумент часто перевозили, после Чикаго его выставляли в Палм-Спрингс, Гамильтон Тауншипе и австралийском Бендиго.

Пока туристы фотографировались под юбкой кинозвезды, общественность критиковала объект, называя его жутким и отвратительным, находя в задумке Джонсона сексистский подтекст. Новая волна недовольства обрушилась на скульптуру в 2019 году, когда на постоянной основе ее установили перед художественным музеем Палм-Спрингс. Руководство посчитало ее примером объективации женщин и обеспокоилось развитием молодого поколения.

В июне 2015 года скандальную славу обрела работа британско-индийского скульптора Аниша Капура под названием «Грязный угол» — восьмиметровую конструкцию в форме трубы из стали на полгода установили напротив дворца в Версале. Желающие могли зайти внутрь монумента — по мере движения пространство темнело, активизируя у посетителей разные органы чувств.  По слухам, Капур назвал объект «королевской вагиной». Позже скульптор опроверг это заявление, однако прозвище быстро прижилось.Общественность раскритиковала работу, посчитав ее грязной, грубой и не подходящей для роскошной территории вокруг дворца. Монумент пострадал и от вандалов, которые облили его желтой краской, а потом написали антисемитские высказывания. Капур стал подозревать в порче скульптуры «кого-то из своих» и написал заявление в полицию. Позже художник покрыл испорченные участки золотом.

Фото: Christophe Ena / AP

В июне 2015 года скандальную славу обрела работа британско-индийского скульптора Аниша Капура под названием «Грязный угол» — восьмиметровую конструкцию в форме трубы из стали на полгода установили напротив дворца в Версале. Желающие могли зайти внутрь монумента — по мере движения пространство темнело, активизируя у посетителей разные органы чувств. По слухам, Капур назвал объект «королевской вагиной». Позже скульптор опроверг это заявление, однако прозвище быстро прижилось.

Общественность раскритиковала работу, посчитав ее грязной, грубой и не подходящей для роскошной территории вокруг дворца. Монумент пострадал и от вандалов, которые облили его желтой краской, а потом написали антисемитские высказывания. Капур стал подозревать в порче скульптуры «кого-то из своих» и написал заявление в полицию. Позже художник покрыл испорченные участки золотом.

Эпатировать публику решил и китайский скульптор Венлинг Чэнь — в 2013 году он создал серию The proud youth, что переводится как «Гордый юноша». В Пекине появились статуи обнаженного молодого человека ярко-красного цвета. Одну из работ разместили перед местным торговым центром — фигура полностью раздетого сидящего юноши возвышалась на пешеходной зоне. Горожане не оценили видение скульптора, они призвали убрать объект и стали избегать посещения магазинов, чтобы активнее выразить свое неприятие.

Фото: Legion-media

Эпатировать публику решил и китайский скульптор Венлинг Чэнь — в 2013 году он создал серию The proud youth, что переводится как «Гордый юноша». В Пекине появились статуи обнаженного молодого человека ярко-красного цвета. Одну из работ разместили перед местным торговым центром — фигура полностью раздетого сидящего юноши возвышалась на пешеходной зоне. Горожане не оценили видение скульптора, они призвали убрать объект и стали избегать посещения магазинов, чтобы активнее выразить свое неприятие.

В 2006 году эпатажное произведение современного искусства появилось в Англии — британский художник Морис Агис установил в парке графства Дарем композицию Dreamspace V — разноцветные пластиковые ячейки, которые были закреплены на тросах. Внешний вид пространств напоминал пчелиные соты, в которых посетители могли повеселиться.Однако появление объекта обернулось трагедией. Конструкция оказалась не устойчива к суровым погодным условиям и однажды сильный ветер перевернул инсталляцию с находящимися в ней людьми. В итоге две женщины 68 и 38 лет вылетели из конструкции и погибли от удара о землю. Пострадала и трехлетняя девочка. Агиса арестовали, позже его оштрафовали на десять тысяч фунтов стерлингов за нарушение правил охраны труда. Художник подал апелляцию, уменьшив сумму до 2,5 тысячи фунтов. Решение по делу об убийстве не вынесли, так как присяжные не смогли договориться.

Фото: Kieran Doherty / Reuters

В 2006 году эпатажное произведение современного искусства появилось в Англии — британский художник Морис Агис установил в парке графства Дарем композицию Dreamspace V — разноцветные пластиковые ячейки, которые были закреплены на тросах. Внешний вид пространств напоминал пчелиные соты, в которых посетители могли повеселиться.

Однако появление объекта обернулось трагедией. Конструкция оказалась не устойчива к суровым погодным условиям и однажды сильный ветер перевернул инсталляцию с находящимися в ней людьми. В итоге две женщины 68 и 38 лет вылетели из конструкции и погибли от удара о землю. Пострадала и трехлетняя девочка. Агиса арестовали, позже его оштрафовали на десять тысяч фунтов стерлингов за нарушение правил охраны труда. Художник подал апелляцию, уменьшив сумму до 2,5 тысячи фунтов. Решение по делу об убийстве не вынесли, так как присяжные не смогли договориться.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.