Бюджет-2003: Все на борьбу с внешним долгом!

Снижение налогов на бизнес оставит Россию без финансового резерва

Правительство России 13 июня приняло за основу основные параметры проекта федерального бюджета на 2003 год. Согласно ему, бюджет будет сведен с профицитом в сумме 99,133 миллиарда рублей. В целом доходы федерального бюджета в 2003 году составят 2 триллиона 370 миллиардов 262,7 миллиона рублей, а расходы - 2 триллиона 271 миллиард 129,9 миллиона руб. Непроцентные расходы на 2003 год запланированы в сумме 1,64 триллиона руб, или 12,8 процента ВВП с учетом доходов государственного резерва РФ.

Отметим, что в среднесрочной перспективе министерство финансов России вообще предполагает поэтапно сокращать непроцентные расходы федерального бюджета. Если в текущем году непроцентные расходы без учета единого социального налога составят 13 проц ВВП, то на следующий год Минфин предполагает сократить этот показатель до 12,8 процента ВВП, в 2004 году - до 12,3 процента, в 2005 году - до 12,1 процента.

Согласно проекту бюджета, процентные расходы в 2003 году составят 276,71 миллиарда рублей или 2,15 процента ВВП. Заметим, что 2003 год традиционно назывался проблемным периодом для России, главным образом из-за пиковых объемов платежей по внешнему долгу. Однако, выплачивая долг с опережением графика, эту сумму удалось за последний год несколько уменьшить, смягчив тем самым и проблему-2003. По словам Кудрина, Россия в 2003 году выплатит по внешнему долгу, то есть по основному долгу и процентам около 17,2 миллиарда долларов.

Основными источниками погашения долга станут использование профицита федерального бюджета, доходы от приватизации, которые в 2003 году возрастут до 51 миллиарда рублей против 35 миллиардов рублей, запланированных в бюджете на текущий год. Россия также разместит в 2003 году еврооблигации на 1 миллиард долларов и осуществит заимствований еще на 680 миллионов долларов. Кроме этого, государство продаст драгоценных камней и металлов из госзапасов на сумму приблизительно 10 миллиардов рублей. Дополнительной страховкой по выплатам внешнего долга является и рекордная сумма накопленных золотовалютных резервов, особенно при новом, более лояльном правительству, руководстве Центробанка.

Согласно проекту бюджета предполагается, что на начало 2003 года финансовый резерв России достигнет уровня 179,583 миллиардов рублей. Однако Кудрин не исключает того, что в конце 2003 года Россия может остаться вовсе без финансового резерва. По его словам при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре за 2003 год удастся накопить финансовый резерв на сумму 42 миллиарда рублей. Вместе с тем, "есть ожидания", что доходы федерального бюджета в текущем году уменьшатся по сравнению с первоначально запланированными на 40-50 миллиардов рублей.

В связи с этим напомним, что план по НДС, главным налоговым источником для бюджета, в январе-апреле уже был не выполнен на 11,6 процента, что по мнению главы МНС Геннадия Букаева, связано с падением оборотов в экономике, а также с увеличением возмещения НДС экспортерам. Заметим также, что по данным зампреда Центробанка Олега Вьюгина, в январе - апреле 2002 года финансовый резерв сократился с 88 до 48 миллиардов рублей. А дополнительные доходы, как он заявил в интервью "Ведомостям" начнут поступать в июне-июле вследствие повышения экспортных пошлин на нефть.

В прогнозе основных параметров федерального бюджета на 2003 год среднегодовой курс доллара заложен на уровне 34 рублей за доллар. При этом, как сообщил Прайм-ТАСС источник в аппарате правительства РФ, при расчетах основных параметров бюджета на 2004-2005 годы среднегодовой курс доллара в 2004 году предполагается на уровне 35,8 рубля за доллар, а в 2005 году - 36,7 рубля за доллар. В соответствии с макроэкономическим прогнозом на 2003-2005 годы инфляция в 2003 году прогнозируется на уровне 10-12 процентов, в 2004 году 8-10 процентов, а в 2005 году 6-8 процентов. Бюджет рассчитан из цены на нефть в 21,5 доллара, тогда как нынешний бюджет - из 23,5 доллара за баррель.

Наибольшими расходными статьями согласно проекту федерального бюджета-2003 останутся помощь бюджетам других уровней и национальная оборона. На помощь бюджетам других уровней в будущем году планируется направить 665,3 миллиарда рублей, или 29,3 процента всех расходов, на национальную оборону - 333 миллиарда рублей, или 14,7 процента всех расходов. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства в будущем году будут увеличены. На эти цели предполагается направить 241,1 миллиарда рублей (10,6 процента от объема расходов) против 184,6 миллиарда рублей (9,4 процента) в текущем году.

В соответствии с проектом бюджета, на обслуживание госдолга планируется направить 276,7 миллиарда рублей (12,2 процента от объема расходов), что будет несколько меньше, чем в текущем году (в текущем году на эти цели будет направлено 13,6 процента от расходов, или 266,6 миллиарда рублей). В 2003 году планируется несколько увеличить расходы на образование. Объем этой расходной статьи предполагается утвердить на уровне 92,9 миллиарда рублей, или 4,1 процента от общих расходов, в текущем году на эти цели направляется 4 процента всех расходов, или 79,3 миллиарда рублей.

Желание снизить налоговое бремя на бизнес cтолкнулось c необходимостью пойти на дополнительные расходы, в частности, увеличить денежное довольствие военнослужащим. Именно поэтому Алексей Кудрин заявил, что уровень расходов, зафиксированный в проекте федерального бюджета на 2003 год, является максимальным для нынешнего состояния экономики России. Алексей Кудрин также выразил опасение, что в преддверии выборов могут быть попытки серьезно увеличить расходную часть бюджета и "сделать бюджет популистским". В этой связи, если лояльное по отношению к существующей исполнительной власти большинство Думы все-таки рискнет сделать бюджет более социально направленным, то жарких баталий в парламенте не избежать.

Другие материалы