Вертолетный дождь

В Сьерра-Леоне разбился очередной российский вертолет Ми-8

29 июня 2004 года в африканской стране Сьерра-Леоне разбился российский вертолет Ми-8. На его борту находились миротворцы из разных стран. Вертолет с номером RA-27113 вылетел из Фритауна в Кайлахун, но в установленное время на связь не вышел. После этого в лесном массиве у поселка Энгема поисковые группы обнаружили разбившуюся машину. Именно в этом районе сосредоточены основные алмазные залежи страны, и, как следствие, идут постоянные боевые действия. По словам представителя авиакомпании UTair, в чьем распоряжении находился вертолет, очень велика вероятность того, что воздушное судно подбили. С начала работы миротворческой миссии ООН в этой стране погибли уже более 100 миротворцев.

Среди погибших пассажиров находились 14 пакистанских миротворцев и пакистанский офицер полиции, доброволец ООН из Ганы, трое граждан Сьерра-Леоне, гражданин Уганды и танзаниец, работавший на Международный комитет Красного Креста. Генеральный секретарь Кофи Аннан уже направил соболезнования семьям погибших и почтил память всех тех, кто отдал свои жизни на службе в миротворческих операциях ООН.

ООН уже начала свое расследование причин катастрофы. Представители авиакомпании UTair (Ханты-Мансийск) заявили "с полным основанием, что вертолет до момента столкновения с землей был полностью исправен". Экипаж в составе командира Андрея Сокова, второго пилота Владимира Михалицына и бортмеханика Александра Новоселова, погибших при крушении вертолета, был одним из самых подготовленных. За плечами летчиков был огромный опыт в различных странах мира по обслуживанию миссий ООН. Общий налет вертолета с бортовым номером RA-27113 с момента начала его эксплуатации составил 2100 часов - это десятая часть его жизненного цикла. После капитального ремонта, недавно проведенного в России, вертолет налетал всего 200 часов. От авиакомпании UTair в республике по контрактам с ООН работают 70 специалистов, два вертолета Ми-26 и шесть Ми-8МТВ.

Изо всех технических средств, использующихся в Африке, вертолет представляет собой самую востребованную машину. Учитывая состояние дорог во многих африканских государствах, а также то, что на континенте постоянно происходят вооруженные конфликты, передвижения на вертолете - едва ли не единственная возможность для человека попасть куда-либо. На вертолетном рынке Африки Россия занимает очень достойные позиции: среди прочих стран она поставляет свои вертолеты в Алжир, Нигерию, Египет и Габон. Российские летчики, обслуживающие машины, работают в разных частях континента. Многолетняя эксплуатация российских вертолетов в условиях Африки дала возможность оценить их уникальные возможности не только как высокоэффективного средства огневой поддержки войск и нанесения ударов по наземным и морским целям, но и как мобильного, всепогодного и надежного транспортного средства. Африканские партнеры на собственном опыте убедились, что российская вертолетная техника способна с высокой скоростью перемещать на большие расстояния живую силу, боевую технику, провиант и боеприпасы, выполнять их выгрузку практически в любых местах, включая даже совершенно неподготовленные для этого площадки.

Сейчас в Сьерра-Леоне действуют только российские вертолеты. Даже американские летчики предпочитают летать на Ми-8 МТВ1. Эта машина считается очень надежной и вместе с тем неприхотливой. У российской миротворческой авиагруппы в Сьерра-Леоне несколько задач: патрулирование государственных границ для предотвращения проникновения в страну боевиков из Либерии, сопровождение колонн и демонстрационные полеты. Летают миротворцы ежедневно. Обычная продолжительность полетов - от трех до шести часов в зависимости от задачи, поставленной миссией ООН. О том, как российские вертолетчики справляются с этими задачами говорит небольшая деталь: в 2003 году российский контингент единственный из всех был отмечен в благодарственном письме, отправленном в штаб-квартиру ООН.

Интенсивность работы российских вертолетчиков в небе Западной Африки очень высока. На каждого летчика в месяц приходится примерно 30 - 40 полетных часов, что в три раза больше, чем в самом боевом полку в России. И несмотря на то, что ни одного боестолкновения ни в воздухе, ни на земле ни разу за все время не было, без личного оружия и полного боекомплекта для бортовых пушек вертолетчики не вылетают. Зная нравы Африки, лучше трижды перестраховаться.

Вертолеты и их использование

Как известно, вертолет благодаря своим уникальным качествам - машина универсальная. Ему не нужна взлетно-посадочная полоса - он взлетает вертикально вверх без разбега и совершает вертикальную посадку без пробега, неподвижно висит над одним местом, допуская поворот вокруг вертикальной оси в любую сторону, производит полет в любом направлении со скоростями от нуля до максимальной. При вынужденной остановке двигателей в полете вертолет может совершить планирующий спуск и посадку, используя самовращение (авторотацию) несущих винтов. Во избежание срыва потока с лопастей и для увеличения скорости полета некоторые вертолеты имеют небольшое крыло, разгружающее несущие винты.

В зависимости от способа уравновешивания реактивного момента несущего винта различают вертолеты: одновинтовые (с хвостовым винтом или с реактивным приводом несущего винта), двухвинтовые (соосные; продольной схемы; с перекрещивающимися осями несущих винтов; с поперечным расположением несущих винтов, или поперечной схемой) и многовинтовые. Наиболее распространены следующие вертолеты: одновинтовые с хвостовым винтом (без крыла и с крылом); двухвинтовые соосные и вертолеты продольной схемы. Вертолеты любой схемы состоят из планера аналогичного самолетному (фюзеляж, шасси, органы управления, электро-, радио- и навигационное оборудование и т.д.), винтовой несущей системы (несущих винтов), двигательной (силовой) установки, трансмиссии (привода). Одновинтовые вертолеты с механическим приводом, кроме того, имеют хвостовой винт и систему управления им.

Вертолеты находят универсальное применение в качестве транспортного средства. Они используются для воздушного наблюдения, поисковых и спасательных операций, перевозки людей и грузов, особенно в труднодоступных районах. Например, рыбаки используют вертолеты для обнаружения косяков рыбы, фермеры применяют их для обработки посевов, а лесничие - для обнаружения лесных пожаров. Универсальность вертолетов способствовала их успешному применению в совершенно различных областях человеческой деятельности.

После появления вертолетов в армии, их почти сразу стали использовать не только для транспортных и десантных операций, но и непосредственно для ведения боевых действий. Их применение определило одну из специфических особенностей практически всех современных военных конфликтов - активное использование аэромобильных операций. При этом наступающая сторона во время высадки тактического или оперативно-тактического десанта использует все воздушные средства сухопутных войск. Вертолеты в это время не только высаживают десант, но и участвуют в прикрытии районов погрузки и выгрузки, охранения "транспорта" на маршруте следования, огневой поддержки штурмовых отрядов непосредственно на поле боя. В это же время вертолетные части обороняющейся стороны уничтожают живую силу, огневые средства и подвижную наземную технику наступающих. Все эти задачи экипажи вертолетов выполняют в тесном взаимодействии с авиационными частями.

Применение вертолетов против танков впервые было опробовано в ходе Вьетнамской войны. Последующие региональные конфликты доказали высокую эффективность вертолетов огневой поддержки при борьбе с танками. В среднем соотношение потерь в вертолетно-танковом бою колеблется от 3:1 до 10:1 в пользу вертолетов. Это объясняется тем, что вертолет лучше вооружен и, по сравнению с танком, гораздо более маневренен. Танки используют для защиты от вертолетов крупнокалиберные зенитные пулеметы, а их воздушный противник - противотанковые управляемые реактивные снаряды (ПТУРСы). При этом вертолет может атаковать танк из-за естественных укрытий, находясь за пределами дальности действенного огня танковых зенитных средств. В результате вертолет начинает атаку, оставаясь практически неуязвимым для танка, и может многократно повторять ее. Тактическое и огневое преимущество вертолета против танка можно компенсировать только дополнительными специализированными зенитными средствами или воздушными истребителями вертолетов.

Характеристики вертолета Ми-28

Транспортный вертолет Ми-8Т создан конструкторским бюро имени М.Л. Миля. Он может эксплуатироваться во всех климатических зонах планеты и выполнять различные операции грузового, транспортного, служебного, санитарно-спасательного, монтажного вариантов применения. В грузовой кабине можно разместить различные грузы (весом до 4000 кг), перевезти 24 пассажира или 12 тяжелобольных на носилках (после дооборудования). Вертолет оснащен бортовой лебедкой, способной поднять пострадавшего или груз весом 150 кг, тросовой внешней подвеской с весоизмерительным устройством, позволяющей транспортировать крупногабаритные грузы весом до 3000 кг.
Дальность полета может быть увеличена до 1000 км за счет установки внутри грузовой кабины двух дополнительных топливных баков общей емкостью 1830 литров. Пятилопастной несущий винт оборудован маятниковым гасителем вибрации, что создает комфортные условия для экипажа, пассажиров, радиоэлектронного оборудования и позволяет увеличить технический ресурс вертолета до 20000 летных часов.

Входные каналы двигателей защищены пылезащитным устройством, позволяющим увеличить ресурс двигателей до 12000 летных часов. Вертолет оборудован надежной системой обогрева кабины летчиков и грузовой кабины, которая обеспечивает хорошие условия для экипажа и пассажиров. На вертолете установлено простое и надежное радиоэлектронное и пилотажно-навигационное оборудование. C точки зрения безопасности Ми-8МТВ является одним из самых надежных в мире воздушных судов в своем классе.

К сожалению, сегодня вертолетный парк России переживает не лучшие времена. Многие вертолеты давно выработали свой ресурс. Старые машины представляют серьезную угрозу как для своих экипажей, так и для тех, кто находится на земле. В армии положение с вертолетами не лучше, чем в гражданской жизни. Вертолетный парк армейской авиации исправен лишь на треть. Так, еще в июле 2002 года командующий войсками Московского военного округа генерал Иван Ефремов запретил использовать Ми-8 на вверенной ему территории по причине изношенности машин.

Статистика катастроф вертолетов Ми-8 в России в конце ХХ - начале XXI веков

  • 6 января 1998 года - авария санитарного вертолета недалеко от Якутска; жертв нет.
  • 3 февраля 1998 года - вертолет МЧС упал во Владимирской области; погиб один человек.
  • 8 февраля 1998 года - катастрофа на Камчатке; погиб один человек.
  • 1 июня 1998 года - катастрофа после взлета с научного судна "Академик Федоров"; погибли 5 человек.
  • 1 июля 1998 г. - катастрофа в Бурятии вертолета Ми-8 Улан-Удэнского авиаотряда; погибли три человека.
  • 6 июля 1998 года - катастрофа вертолета Красноярского регионального центра МЧС во время учений под Красноярском; погиб командир вертолета.
  • 30 июля 1998 года - катастрофа в Иркутской области при заходе на посадку; три человека погибли, в том числе один ребенок.
  • 18 августа 1998 года - авария в Якутии при контрольно-испытательном взлете; жертв нет.
  • 11 октября 1998 года - катастрофа в Ханты-Мансийском автономном округе при посадке; один человек погиб, трое получили ранения.
  • 29 января 1999 года - катастрофа в Томской области вертолета Ми-8, принадлежавшего Стрижевскому авиаотряду гражданской авиации; два человека погибли, четверо получили ранения.
  • 16 марта 1999 года - катастрофа на Камчатке; погиб 21 человек.
  • 17 апреля 1999 года - катастрофа в Краснодарском крае; один человек погиб.
  • 17 апреля 1999 года - катастрофа в Башкирии вертолета авиапредприятия "Башкирские авиалинии"; два человека погибли, шестеро получили ранения.
  • 19 ноября 1999 года - катастрофа под Астраханью вертолета Краснодарского авиаотряда; три члена экипажа погибли.
  • 23 декабря 1999 г. - в Тюменской области разбился вертолет авиакомпании "Вертикаль"; два человека погибли.
  • 14 декабря 2000 года - авария на Дальнем Востоке вертолета частной фирмы "Икар"; жертв нет.
  • 31 января 2001 года - катастрофа на Чукотке вертолета авиакомпании "Чукотавиа"; погибли 11 человек, в том числе двое детей.
  • 24 февраля 2001 года - вертолет упал в 200 км от Нового Уренгоя; погиб один пассажир, восемь человек пострадали.
  • 17 мая 2001 года - в Якутии неподалеку от города Ленска потерпел аварию вертолет, зацепившийся лопастями за высоковольтную линию; жертв нет.
  • 13 июля 2001 года вертолет Ми-8, принадлежащий компании "ЮгорскГазпромавиа", упал на землю с небольшой высоты в Ханты-Мансийском автономном округе в районе поселка Советский. На борту машины находились три пилота и два пассажира. Пассажиры не получили никаких травм. Три пилота были доставлены в ближайшую больницу с незначительными травмами.
  • 14 августа 2001 года - вертолет, принадлежащий Федеральной пограничной службе РФ, потерпел катастрофу в Чечне. Катастрофа произошла примерно в 15 км южнее населенного пункта Тусхорой, когда вертолет заходил на посадку для десантирования пограничного наряда к месту несения службы, расположенному на высоте свыше 2 тыс. метров. Вертолет под командованием майора Андрея Кириенко потерял управление, свалился на бок и упал в ущелье. Погибли трое пограничников.
  • 2 сентября 2001 года - военно-транспортный вертолет Ми-8, принадлежащий Минобороны РФ, потерпел катастрофу в горной местности в районе селения Хиндой на границе Чечни и Дагестана. Вертолет совершал рейс с военной базы Ханкала по доставке продовольствия подразделениям федеральных сил. Военные подчеркнули, что причиной катастрофы стала техническая неисправность. В результате катастрофы четверо военнослужащих погибли, двое получили ранения различной степени тяжести.
  • 13 ноября 2001 года - вертолет разбился в горах Якутии. Все 11 человек, находившиеся на борту, погибли.
  • 27 января 2002 года - в результате катастрофы транспортного вертолета Ми-8 вблизи станицы Шелковская в Чечне погибли 14 человек. Среди них - заместитель главы МВД РФ, начальник Главного управления МВД по Южному федеральному округу генерал-полковник Михаил Рудченко, заместитель Главкома внутренних войск МВД РФ генерал-лейтенант Николай Гаридов, первый заместитель командующего ОГВ полковник Юрий Орленко, представитель командования группировки внутренних войск в Чечне полковник милиции Юрий Степаненко, начальник отделения СОБРа Северо-Кавказского управления по ЮФО подполковник милиции Александр Трофименко, сотрудники охраны и члены экипажа.
  • 7 февраля 2002 года - в Чечне вертолет Ми-8, принадлежащий ВВС России, упал при взлете с высоты около 50 метров и взорвался. Погибли 7 пассажиров, трое членов экипажа остались в живых. Причина катастрофы - техническая неисправность в двигателе.
  • 28 апреля 2002 года вертолет МИ-8, на борту которого находился губернатор Красноярского края Александр Лебедь, потерпел катастрофу возле населенного пункта Ермаки. Александр Лебедь и еще 7 человек погибли, 11 человек были госпитализированы. Причиной катастрофы вертолета стало столкновение с линией электропередач в плохих метеоусловиях.
  • 7 мая 2002 года на Алтае в районе населенного пункта Кош-Агас потерпел аварию вертолет Ми-8, принадлежащий Минобороны России. Из-за сильного ветра машина рухнула на склон горы. Погибли 11 человек.

Сергей Карамаев

Другие материалы
Культура00:01Сегодня

Отказались возбуждать

Год назад актрисы объявили войну голливудским насильникам. Хуже стало всем