Двойная катастрофа

В ночь на 25 августа почти одновременно разбились два пассажирских самолета, вылетевших из московского аэропорта "Домодедово"

В ночь на 25 августа почти одновременно разбились два пассажирских самолета, вылетевших из московского аэропорта "Домодедово", - Ту-134 авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс", выполнявший рейс 1303 по маршруту Москва-Волгоград, и Ту-154 авиакомпании "Сибирь", следовавший рейсом 1047 Москва-Сочи. Оба самолета пропали с экранов радаров диспетчерских служб с разницей в несколько минут. Обломки обеих машин уже обнаружены, никто из пассажиров и составов двух экипажей не выжил.

Ту-134, рейс 1303

Самолет, вылетевший из "Домодедова" в Волгоград, поднялся в воздух в 22:15 по московскому времени 24 августа. Диспетчерские службы потеряли с ним связь в 22:56. Местом катастрофы, по словам оперативного дежурного Регионального управления МЧС Тульской области, стали окрестности населенного пункта Бучалки Кимовского района Тульской области.

Обломки самолета спасателям удалось обнаружить достаточно быстро. Еще вечером в одно из отделений милиции явился местный житель, сообщивший, что недалеко от деревни лежат обломки самолета. Сначала нашли хвостовую часть - она горела, и спасатели приступили к ее тушению. В семистах метрах от нее был найден и фюзеляж разбившегося самолета. Сразу стало известно, что из людей, находившихся на борту, никто не выжил.

Местные власти сразу заявили, что самолет взорвался еще в воздухе. К поискам более мелких фрагментов упавшего Ту-134 спасатели приступили, когда рассвело. По данным МЧС, их разбросало в радиусе 40-50 километров, что также подтверждает версию взрыва на большой высоте.

Официальных заявлений о причине гибели Ту-134 еще не сделано. По словам главы МЧС Сергея Шойгу, один из бортовых самописцев самолета - так называемый "черный ящик" - уже найден, и теперь необходимо ждать результатов его расшифровки.

"Волга-Авиаэкспресс" - небольшая региональная авиакомпания. Ее парк составляли два самолета ТУ-134А и четыре ЯК-42Д. За штурвалом Ту-134, разбившегося в Тульской области, находился ее генеральный директор "Волга-Авиаэкспресс" Юрий Баичкин. По словам представителя авиакомпании, "Баичкин - профессиональный пилот, регулярно командовал экипажем в пассажирских рейсах нашей авиакомпании. Экипаж этого рейса очень опытный, самолет - не старый, и в этот день он выполнил только два рейса. Ни к технике, ни к людям предъявить нечего, это совершенно очевидно".

На борту разбившегося Ту-134 находились 34 пассажира - это данные, полученные по записям их регистрации в аэропорту "Домодедово". Экипаж самолета насчитывал 8 человек. Уже известно, что среди них находились сотрудники нефтяной компании "ЛУКОЙЛ", а также представители "Волгоградтрансгаза", Федерального депозитного банка и Волгоградского отделения Приволжской железной дороги.

Для родственников погибших людей, летевших рейсом авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс", открыта "горячая линия" по телефонам (8-84-42)31-75-65 и (8-84-42)31-70-53.

Администрация Волгоградской области уже заявила, что на территории области будет объявлен траур по погибшим, а их семьям будет выделено по 50 тысяч рублей. Об этом журналистам сказал волгоградский губернатор Николай Максюта. Расходы по организации похорон, а также по доставке родственников к месту катастрофы готова взять на себя и мэрия Волгограда, отметил ее глава Евгений Ищенко.

Кроме того, в Волгоградской области создана специальная комиссия под председательством первого заместителя главы обладминистрации Владмира Кабанова. В комиссию вошли представители авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс" и правоохранительных органов региона, которым предстоит провести собственное расследование причин произошедшего.

Ту-154, рейс 1047

Рейс из Москвы в Сочи авиакомпании "Сибирь" покинул взлетную полосу "Домодедова" раньше волгоградского - в 21:35 по московскому времени. Полет продолжался нормально около полутора часов, но примерно в 22:55 с борта самолета, который к тому времени находился над территорией Ростовской области, поступил сигнал о чрезвычайном происшествии. По данным "Интерфакса", сославшегося на слова "источника в одной из властных структур", речь шла о захвате судна, однако РИА "Новости" позднее сообщило со ссылкой на "компетентные ведомства", что пилоты лишь подали сигнали SOS.

Однако прокуратура Ростовской области по факту катастрофы возбудила уголовное дело по статье 263 УК РФ - преступление против безопасности движения и эксплуатации транспорта. "Для возбуждения дела по этой статье есть веские основания: за минуту до гибели самолета в дежурную часть линейного отдела внутренних дел Ростова поступило сообщение от диспетчера Свиридова о нападении на экипаж самолета", - заявили представители ГУВД области.

Также стало известно, что через несколько минут после сигнала с борта Ту-154 в Центр управления полетами авиакомпании "Сибирь" пришла телеграмма от начальника смены военного сектора Главного центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации с предупреждением о том, что на одном из двух разбившихся в эту ночь самолетах сработала сигнализация о захвате воздушного судна.

Почти сразу же после чрезвычайного сигнала Ту-154 исчез с экранов радаров - это произошло спустя две-три минуты после того, как над Тульской областью потерпел катастрофу Ту-134. Как удалось узнать интернет-изданию Газета.Ру, в этот момент Ту-154 находился на высоте 12 тысячи метров, причем сигнал с радара пропал мгновенно - так бывает, когда конструкции самолета разрушаются мгновенно, без предварительных маневров и потери высоты.

Взрыва с земли никто не увидел, потому что он произошел за облаками. Обломки разлетелись более чем на 10 километров, и пока они падали, все топливо вылилось и испарилось, поэтому пожара при падении обломков не было. По этой причине, а также из-за высокой облачности над местом катастрофы обломки Ту-154 удалось обнаружить не сразу, а лишь утром. Всю ночь спасатели исследовали территорию Миллеровского и Каменск-Шахтинского районов Ростовской области. В конце концов обломки и тела людей были найдены в 9 километрах южнее поселка Глубокий Каминск-Шахтинского района. Позднее был найден и один из бортовых самописцев самолета.

Авиакомпания "Сибирь" также организовала "горячую линию" для родственников пассажиров авиалайнера, выполнявшего рейс Москва-Сочи. Номер ее телефона - 8 800 200 00 07. На сайте авиакомпании уже размещена информация о том, в каком порядке будет выплачиваться компенсация родственникам погибших.

По уточненным данным, на борту рейса 1047 находились 38 пассажиров (среди них один ребенок) и 8 членов экипажа. Самолетом управлял пилот 1-го класса Михаил Гурьев.

Спасательная операция

Работы по поиску и эвакуации обломков обоих самолетов и тел погибших уже ночью возглавил глава МЧС Сергей Шойгу. О случившемся сразу был поставлен в известность президент РФ Владимир Путин - об этом сообщил пресс-секретарь президента Алексей Громов. По словам Шойгу, он регулярно в течение ночи докладывал Путину о ходе работ.

На месте падения самолетов работают в общей сложности около двух тысяч сотрудников МЧС. Как отметил Шойгу, они располагают всем необходимым оборудованием и техникой. Уже днем 25 августа сотрудники министерства сообщили, что тела всех жертв обеих катастроф уже обнаружены.

Расследование

По сообщению Алексея Громова, Путин, узнав о случившемся, немедленно поручил ФСБ России начать всестороннее расследование гибели двух самолетов с пассажирами. Помимо ФСБ, к расследованию подключились также специальные группы МЧС, МВД и Министерства обороны РФ.

Кроме этого, уже к утру была создана межведомственная комиссия, которой предстоит изучить обстоятельства двойной авиакатастрофы и сделать выводы о том, что привело к гибели самолетов Ту-134 и Ту-154. В нее вошли представители пострадавших авиакомпаний, служб авиационной безопасности и межгосударственного комитета по авиации. Изначально сообщалось, что комиссию возглавит заместитель руководителя департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Карл Руппель, но позднее было объявлено, что во главе комиссии Владимир Путин поставил министра транспорта РФ Игоря Левитина.

Официальный представитель Центра общественных связей ФСБ РФ Сергей Игнатченко уже успел заявить, что у сотрудников спецслужб нет данных о захвате посторонними лицами одного или обоих воздушных судов, погибших в ночь на 25 августа. Он также отметил, что после осмотра фрагментов разбившихся самолетов никаких следов теракта не обнаружено. Ранее поступавшие сообщения о том, что с борта Ту-154 непосредственно перед катастрофой поступил сигнал о захвате судна посторонними лицами, Игнатченко не комментировал.

Версию о том, что оба самолета взорвались в воздухе, опровергает и пресс-служба компании East-Line, управляющей аэропортом "Домодедово". "Фактов, подтверждающих, что хотя бы один из самолетов погиб в результате взрывов, у компании нет", - отметил ее представитель Игорь Тихомиров. Впрочем, уже известно, что сотрудники ФСБ с утра приступили к допросам служащих аэропорта, откуда вылетели оба упавших самолета.

Также поступила информация о том, что группа пассажиров, купивших билеты на рейс 1407 в Сочи, из Москвы не вылетела. Шесть человек, находившихся в состоянии сильного алкогольного опьянения, пытались пройти регистрацию, но не были допущены к полету работниками аэропорта. В настоящее время всех шестерых разыскивают сотрудники ФСБ. Кроме того, стало известно, что на рейс 1303 в Волгоград опоздали два человека и на их места были посажены другие пассажиры.

Сотрудники "Домодедова" утверждают, что оба самолета находились в полной технической исправности и что технические службы аэропорта выполнили все необходимые предполетные операции, регламентированные правилами авиационной безопасности, в полном объеме. К тому же, утверждает Игорь Тихомиров, летевший в Сочи самолет Ту-154 не был заполнен пассажирами: "Среда - не самый пассажироемкий день. В выходные, в пятницу народу всегда бывает больше".

Версии

Больше всего в том, что произошло, удивляет странное совпадение: оба самолета вылетели из одного и того же московского аэропорта и оба потерпели катастрофу почти одновременно. Можно отметить также, что оба самолета совершали рейсы в южном направлении.

Никаких официальных результатов расследования гибели Ту-134 и Ту-154 пока нет, но многие авторитетные лица неофициально высказывают мнение, что речь может идти о "синхронизированном теракте, проведенном хорошо подготовленной группой террористов, возможно, с участием камикадзе" - так считает, например, бывший руководитель УФСБ по Москве и Московской области Евгений Савостьянов. Хотя пронести взрывчатку на борт самолета достаточно сложно, "всегда можно предположить, что кто-то недовыполнил свои обязанности. Скорее всего, кто-то должен был участвовать в сговоре по допуску соответствующего груза на борт самолета", - заявил Савостьянов в интервью радиостанции "Эхо Москвы".

К такому же мнению склоняются и неназванный представитель одного из российских авиационных ведомств, с которым беседовал корреспондент "Интерфакса", и даже посол России в ООН Андрей Денисов, заявивший в интервью информационному агентству Associated Press, что самолеты Ту-134 и Ту-154 могли погибнуть в результате теракта.

Тем не менее в ФСБ утверждают, что делать выводы еще рано и в настоящее время следователи работают над разными версиями. Впрочем, к какому бы выводу они ни склонились, в число ответчиков наверняка попадут сотрудники аэропорта "Домодедово": если самолеты погибли по техническим причинам, то спрос будет с технических служб "Домодедова", а если все дело в терактах - то со службы безопасности.

Так или иначе, но во всех аэропортах, портах и на вокзалах Российской Федерации с утра 25 августа усилены меры безопасности, о чем журналистам сообщил исполняющий обязанности начальника Управления информации, региональных и общественных связей МВД России Валерий Грибакин.

Соболезнования российским гражданам в связи с гибелью людей в Тульской и Ростовской областях выразили президенты Азербайджана, Белоруссии, Литвы и Украины.

Дмитрий Иванов

Другие материалы
Экономика00:01Сегодня

Сели на трубу

Польша хочет покупать газ из Америки вместо российского. Это будет очень дорого