Деньги автодилеров утонули в Японском море Грузовые суда "Аросу" и "Вест" погубила страсть их владельцев к наживе

В среду, 15 декабря, история полуторамесячной давности о гибели двух российских грузовых судов в Японском море получила новое развитие. Транспортная прокуратура города Находка передала в местную таможню около 400 тысяч долларов, найденных вместе с погибшими моряками и пассажирами теплоходов, чьи тела были извлечены из воды в ходе спасательной операции, длившейся почти две недели. Тем самым версия о незаконной перевозке валюты на борту затонувших судов получила официальное подтверждение, а вместе с тем и общая картина происшествия, повлекшего за собой гибель 33 моряков, стала несколько яснее.

Впрочем, жителям Находки и вообще всем, кто знаком с состоянием грузового судоходства на Дальнем Востоке, ситуация была ясна с самого начала. Сильный шторм, разыгравшийся в Японском море 2 ноября, потопил два судна, владельцы которых сделали все, чтобы вывести в рейс грузовые теплоходы, не готовые к серьезному переходу, не снабженные необходимыми средствами спасения и, главное, не укомплектованные опытными экипажами.

Первым в тот день под воду ушел грузовой транспорт "Ароса", на борту которого находились 15 человек и 4400 тонн угля. Это случилось около 9:30 по местному времени. На помощь гибнущему судну вышло спасательное судно "Гриф", экипажу которого к полудню удалось спасти семь человек, при этом одна женщина - буфетчица с "Аросы" - погибла в ходе спасательных работ. Вечером пришло сообщение о том, что аварию терпит второе судно - лесовоз "Вест", на борту которого находится 27 человек и груз леса. Вскоре "Вест" перевернулся, но спасательные работы с применением авиации удалось организовать только на следующий день. Руководство компании "Вест Лайн" наняло вертолет Ми-8 компании "Влад Авиа", который приступил к осмотру места катастрофы.

Уже сегодня прокуратурой установлено, как об аварийной ситуации с "Вестом" узнали иностранцы. С борта теплохода сорвало спасательный буй, который, оказавшись в море, начал подавать тревожные сигналы. Однако капитан, к которому обращались иностранцы, ответил, что у него все в порядке и помощь не требуется. Сегодня смысл нашего расследования состоит не в том, чтобы кого-то наказать - на "Весте" наказывать-то некого - капитан погиб, Николаева убита. Смысл расследования заключается в том, чтобы установить причины, которые привели к гибели судна и, основываясь на этих фактах, сделать все для того, чтобы избегать подобных трагедий в будущем. Можно отметить и тот факт, что члены экипажа "Веста" не были застрахованы, а значит, получить деньги родственники погибших не смогут. Для того чтобы получить хоть какую-то компенсацию, надо привлекать к решению этого вопроса специалистов по международному праву. Но насколько это реально - другой вопрос. Судите сами: порт приписки - Улан-Батор. Понятно, что в этом городе моря нет. Интересно, есть ли там хотя бы судоходная река? И, исходя из этого, можно уже судить, каковы перспективы получения денег...

Денис Бабиков, транспортный прокурор Находки

Утром летчики обнаружили плот и перевернутую шлюпку с "Веста", но людей рядом не было. Позже Ми-8 сменил самолет Ан-26 Тихоокеанского флота, пилотам которого удалось обнаружить еще один плот с людьми. В указанное место вылетел спасательный вертолет, экипажу которого удалось снять с дрейфующего плота одного матроса с "Веста". Второй оставшийся в живых - моторист лесовоза, одетый в гидрокостюм и потому сумевший продержаться столько времени в холодной воде, - был подобран на следующий день тем же спасательным судном "Гриф", которое раньше принимало участие в спасении экипажа "Аросы".

К поискам, помимо этого, были привлечены пограничный сторожевой корабль "Находка" и теплоход "Пионер Славянки", но больше никого спасти не удалось. Вскоре были найдены тела еще 18 погибших, остальные до сих пор числятся пропавшими без вести, но в их гибели уже никто не сомневается. Транспортная прокуратура Находки возбудила два уголовных дела по факту крушения судов "Вест" и "Ароса" по статье 263, часть 3, УК РФ (нарушение правил кораблевождения, повлекшее гибель двух и более людей), но следствие сильно затрудняет тот факт, что оба судна невозможно осмотреть - одно лежит на глубине около километра, второе - полутора километров на значительном расстоянии от российского берега.

Следователи уже более-менее восстановили картину произошедшего на обоих судах. Так, известно, что "Ароса" погибла из-за несовершенства своей конструкции: ее грузовые люки имели слишком большую площадь, так что занимали почти все пространство палубы. При этом конструкция крышек люков, выполненных из дерева и брезента, оказалась недостаточно прочной, чтобы уберечь содержимое трюма от попадания воды при волне высотой в 8 метров и ветре скоростью 25-30 метров в секунду. В результате размокший уголь, превратившись в густую массу, сместился на один борт, и "Ароса" перевернулась.

Сложнее обстоит дело с гибелью "Веста". Установлено, что при погрузке судна в порту были нарушены правила складирования древесины: груз плотной и тяжелой лиственницы уложили не вниз, как положено, а наверх, на груз дуба - дерева более легкого. У следствия есть претензии и к действиям капитана (погибшего вместе с судном): с одной стороны, он сделал попытку прорваться в эпицентр шторма, что в той ситуации было правильным решением, а также приказал сбросить лес за борт, когда стало ясно, что "Вест" получил слишком большой крен из-за сместившегося груза, но, с другой стороны, именно капитан отказался от помощи иностранных судов (японских и китайских), которые откликнулись на сигнал спасательного буя с "Веста", смытого за борт волной, а приказ избавиться от груза поступил слишком поздно.

При этом следователи не исключают, что "Вест" погиб просто из-за того, что попал в слишком сильный шторм, справиться с которым на месте его капитана не смог бы никто. Что поделаешь - море есть море. И все же факты, установленные следствием, события, произошедшие на берегу уже после гибели обоих судов, и свидетельства людей, имевших отношение к этим катастрофам, говорят о том, что оба судна вышли в рейс, не будучи как следует готовыми к встрече со стихией.

"Удобный флаг" - это наша реальность. Мы от него никуда не денемся. Нужно найти способы сосуществовать с ним. Заставить судовладельцев страховать жизни моряков по мировым стандартам. Чтобы в случае гибели семья могла получить нормальную поддержку. Да, у нас такое явление, как "удобный флаг" получилось в извращенном варианте. 50 процентов ходит у нас под ними. На сегодняшний день в крае 160 мелких судовладельцев, у каждого не больше пяти судов. А то и вовсе по одному. Они покупают списанные пароходы по цене металлолома - 100-150 долларов за тонну. Сколько весит такое судно? Около 1,5 тысячи тонн. Оформляют его под флаг Камбоджи, Монголии, покупают регистр. И вот оно уже легализовано. Я разговаривал с вдовой капитана с "Веста". Она мне откровенно сказала, что муж называл свое судно не иначе, как плавучим гробом.

Петр Осичанский, президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что российские суда, укомплектованные российскими экипажами и следовавшие из России в Японию, шли под иностранными флагами, "Ароса" - под камбоджийским, "Вест" - под монгольским. По словам президента Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петра Осичанского, регистрация наших судов под "удобными флагами" - признак системного кризиса в российском морском торговом судоходстве. Дело в том, что развивающиеся страны крайне непритязательны к техническому состоянию "своих" судов (да и может ли быть притязательна, например, Монголия, где никакого пароходства отродясь не было?). Россия такое судно, как "Вест", считает Осичанский, в море никогда бы не выпустила, вот судовладельцы и идут на ухищрения, поскольку серьезный ремонт купленного ими по дешевой цене "металлолома" стоит едва ли не в два раза дороже, чем он сам.

Во-вторых, вместе с телами погибших с "Веста" из воды были извлечены значительные суммы в иностранной валюте - в долларах США и японских иенах. Общая сумма спасенных денег, по первоначальным сообщениям, достигала полумиллиона долларов - только в гидрокостюме одного из погибших, Рауфа Алиева, спасатели нашли около ста тысяч. И дело даже не в том, что работники находкинской таможни, выпускавшие судно в рейс, подтвердили наличие у каждого члена экипажа лишь небольших сумм - порядка трех-четырех тысяч долларов. Ни для кого на Дальнем Востоке не секрет, что грузовые рейсы в Японию используются автодилерами для приобретения там подержанных машин, которые на обратном пути доставляются в Россию (хотя и к таможенникам у прокуратуры теперь наверняка возникнет немало вопросов). Но главное - количество автодилеров на борту "Веста", судя по всему, значительно превышало количество моряков, способных бороться за живучесть судна в экстремальных условиях.

Так, один из четырех матросов с "Веста", не попавших на рейс из-за того, что надо было освободить место для пассажиров, сообщил, что на судне было только 7 человек команды, а остальные, оформленные матросами, были обычными пассажирами, причем каждый вез с собой значительную сумму денег: "Когда "Вест" начал тонуть и все стали бросаться за борт, одного пассажира даже не смогли вытащить из каюты - он пытался спасти деньги". То большая часть людей просто не знала, что делать в критической ситуации, не говоря уже о том, что судно не было готово к срочной эвакуации - на 27 человек, находившихся на борту, на "Весте" было всего 5 гидрокостюмов. Кстати, и на "Аросе" пятнадцати членам экипажа пришлось делить на всех всего 6 гидрокостюмов.

Вы спрашиваете, почему они утонули? "Вест" - это старое корыто. Такое древнее, что мы не успевали заделывать все новые течи. Он мог развалиться от любого ветра. 2 ноября был сильный шторм. Капитан принял решение прорываться в его эпицентр, во время непогоды - это самое тихое место. Но они не успели, их накрыло волной. Все происходило очень быстро. Пассажиры просто не знали, что делать в такой ситуации. Но, наверное, все чувствовали, что будет катастрофа. Кто-то успел надеть гидрокостюмы, но на "Весте" было только пять (!) гидрокостюмов. Прыгали, кто в чем был. Судно до последнего не покидал капитан, он так и остался на "Весте", вместе с ним утонул.

Из рассказа одного из членов экипажа "Веста", не попавшего на последний рейс, корреспонденту "Комсомольская правда - Дальний Восток"

Далее, весьма странно повели себя работники порта, выпустившего "Вест" в плавание. Когда вдовы погибших моряков обратились к администрации с просьбой выдать им копии заключенных мужьями контрактов, чтобы семьи смогли получить зарплату экипажа за последние два месяца, начальник паспортно-визового отдела порта Анатолий Стоцкий ответил им, что "отработанные документы сожжены по состоянию на 04.11.2004 года", то есть... через два дня после гибели судов. На берегу уверены - это было сделано с целью скрыть тот факт, что большая часть членов экипажа не имела никакого отношения к морскому делу. Кстати, по словам прокурора Дениса Бабикова, подтвердившего факт уничтожение документов, привлечь за это к ответственности никого нельзя - оказывается, нигде четко не регламентируется, как именно они должны храниться и через какое время уничтожаться. Таким образом, денег вдовам не вернут, как не вернут и ту часть долларов и иен, которые не были задекларированы на таможне - они, скорее всего, пойдут в доход государства.

А 21 ноября в Находке неизвестным мужчиной была застрелена 53-летняя Людмила Николаева - сотрудница компании "Вест Лайн", набиравшая экипаж для последнего рейса "Веста". Следствие выдвинуло версию, что это - месть одного из родственников погибших, но жители Находки уверены - Николаеву застрелили за долги, и сделали это те, кто вложил деньги в последнее, не окупившее себя плавание "Веста".

Таким образом, гибель двух судов и 33 человек на Дальнем Востоке в очередной раз показала, насколько тяжело обстоят дела в грузовом морском пароходстве России. По словам опытных моряков из Находки, им приходится за минимальную плату наниматься в рейсы на суда, давно не соответствущие никаким нормам безопасной эксплуатации. Причем, утверждают эти люди, другого выхода у них нет - море по-прежнему кормит большую часть жителей Приморья, желающих получить хоть какую-то работу здесь предостаточно, удостоверение матроса нетрудно купить за сумму около ста долларов, поэтому экипажи часто комплектуются неопытными моряками. Протестовать и добиваться улучшения условий труда здесь бессмысленно.

И неизвестно, сколько еще людей должно погибнуть, чтобы ситуация в Приморье изменилась к лучшему.

Дмитрий Иванов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше