Новости партнеров

Под Омском танки грохотали...

Выставка "ВТТВ-Омск-2005" прошла на фоне банкротства "Омсктрансмаша"

В начале июня в Омске прошла Международная выставка военной техники, технологий и вооружения сухопутных войск "ВТТВ - Омск". Эта выставка, до недавнего времени бывшая одним из двух главных событий на российском рынке сухопутных вооружений, в 2005 году попала в крайне тяжелое положение. Сибирская "оборонка" в настоящее время находится на грани краха, а ее ведущее предприятие - "Омсктрансмаш" - и вовсе проходит процедуру банкротства.

Негласное противостояние между танковыми заводами, заложенное еще в советское время, в 2005 году практически подошло к своему финалу. Харьковско-омский блок (в советское время в Харькове выпускали танки Т-64 и Т-80, а в Омске - Т-80) проиграл нижнетагильскому (в этом городе "Уралвагонзавод" строит танки Т-90).Харьковский тракторный завод оказался за границей, а омский по сути приказал долго жить. Это произошло после того, как Минобороны РФ приняло решение о том, что танки для Российской армии будут строиться в Нижнем Тагиле. С 1998 года "Омсктрансмаш" перестал выпускать Т-80. Но на самом деле вооружение российской армии исключительно уральскими Т-90 - это полбеды. Если бы дело ограничивалось заказами Минобороны, "Уралвагонзавод" тоже протянул бы ноги. Однако нижнетагильские танкостроители получили еще и весьма выгодный заказ от Индии, который спас танковое производство на предприятии и помог ему стать одним из самых прибыльных в рамках российского ВПК.

В Омске дела обстоят намного хуже. После сворачивания производства Т-80 в 1998 году предприятие пыталось наладить выпуск конверсионной продукции, однако эти попытки к успеху не привели. К началу года головное предприятие областного ВПК оказалось в глубоком кризисе. Кредиторская задолженность завода, который входит в список стратегических предприятий России, превысила 1,5 миллиарда рублей, налоговые долги оказались больше 100 миллионов. Незадолго до начала июньской выставки разговор зашел о ликвидации "Омсктрансмаша". В настоящее время процедура банкротства находится в завершающей стадии - конкурсном производстве и расчете с кредиторами. Разумеется, в таких условиях говорить о "ВТТВ" как о триумфе российской оборонки сложно. Это все равно что пить за здоровье умирающего...

Однако позволить ему умереть тоже никак нельзя. Дело не только в том, что "Омсктрансмаш" является одним из двух заводов-гигантов по строительству танков - нынешнего российского госзаказа за глаза хватит и одному. Дело в том, что Т-80 составляют внушительную часть танкового парка российской армии. Парка, который необходимо ремонтировать, модернизировать, развивать. Скромные аппетиты Минобороны по части закупок новой техники не могут обеспечить полный переход ВС на Т-90. Однако потребности в одном только обслуживании и ремонте не могут спасти омичей - в прошлом году капремонту подверглись лишь несколько Т-80. Государство, как бы оно того ни хотело, не может сохранить "Омсктрансмаш".

18 апреля в Омске состоялось заседание окружной комиссии СФО по вопросам реформирования оборонно-промышленного комплекса Сибири. Речь на нем шла, собственно, о ситуации вокруг "Омсктрансмаша". Начальник департамента аппарата советников президента РФ Александр Рожков, выступая на совещании, заявил, что этот танковый завод следует сохранить как альтернативу нижнетагильскому "Уралвагонзаводу". "Стране нужны танки, в действующей армии большой парк машин омского завода, есть танки такого класса и у наших вероятных противников. Нельзя оставлять одного монополиста в Нижнем Тагиле. Думаю, решение вопроса не за горами", - пообещал он. Заместитель полпреда президента в СФО Игорь Простяков также пообещал помочь, однако до сих пор какого-либо плана по спасению "Омсктрансмаша" не утверждено...

Сами омские танкостроители утверждают, что их предприятие имеет все шансы выжить. Дело в том, что кроме российского парка Т-80 (несколько тысяч машин), существует созданный еще во времена СССР гигантский мировой "парк" танков, построенных в Омске, а также освоенных этим предприятием - Т-55, Т-62, Т-64, те же Т-80. "Омсктрансмаш" также может проводить модернизацию нижнетагильского Т-72. Это, конечно, внушает надежду. Неспособный развернуть "мирное" производство (в отличие от нижнетагильского завода, который успешно освоил производство продукции во множестве других, невоенных, областей) омский гигант будет поддерживать в боеспособном состоянии ту технику, которая мелькает в репортажах иностранных телеканалов из стран третьего (и не только) мира.

Именно поэтому главными экспонатами "ВТТВ" можно считать не модернизированные "по уши" Т-80, а скромный (на их фоне) Т-55. Кстати сказать, модернизация, обслуживание и ремонт уже стоящей на вооружении различных стран техники нельзя считать делом "второсортным". Именно такая деятельность является основным источником доходов предприятий, работающих на экспорт. Тем более, что именно недостаточно качественный сервис является "ахиллесовой пятой" российских производителей военной техники.

На военную выставку прибыли около 40 иностранных делегаций. Среди них были представители из США, Германии, Франции, Великобритании, Аргентины, Китая, Чили, Индии, Хорватии, Македонии, Польши, Мали, Чехии, Объединенных Арабских Эмиратов, Украины. Во многих из этих стран на вооружении стоят танки производства "Омсктрансмаша", и поэтому разработки на их базе вызвали интерес потенциальных покупателей. Не следует судить об итогах выставки по числу заключенных контрактов. Договоры и соглашения в сфере торговли оружием заключаются не вдруг - им предшествует довольно длительная работа по изучению товара и оценке его необходимости для армии той или иной страны. Выставка в этом смысле становится одним из звеньев в сложной цепи переговоров, показательных испытаний и прочих мероприятий.

Кроме улучшенных танков, на выставке был представлен весьма необычный "новый" проект сибирских танкостроителей. Конструкторское бюро транспортного машиностроения представило вариант тяжелого бронетранспортера на базе танка Т-55, обладающего защитой на уровне основного танка. Вооруженная 30-миллиметровой пушкой и пусковой установкой ПТУР бронемашина идеально вписывается в концепцию боевой машины поддержки танков. Подобную "модернизацию" устаревшей бронетехники предлагают также и нижнетагильские танкостроители. Эта машина действительно является востребованной в условиях современной войны.

Разумеется, содержать огромный завод только для модернизации старой бронетехники и обслуживания парка Т-80 нерентабельно. Возможно, эта мера позволит сохранить военное производство на "Омсктрансмаше", если его постепенно будут переводить на "гражданскую" продукцию. В настоящее время, как уже говорилось выше, четкой концепции спасения сибирского танкового завода, в отличие от нижнетагильского, нет. На базе "Уралвагонзавода" в настоящее время создается бронетанковый холдинг. По мнению специалистов, условия для его организации там намного лучше. В первую очередь - из-за того, что он представляет собой большое количество предприятий, организованных в единую сеть.

Многие из этих заводов уже освоили выпуск гражданской продукции. "Там несколько сотен предприятий, которые завязаны с ним по кооперации. Естественно, они также страдают от недозагрузки. С одной стороны, им надо сохранять эти мощности, а с другой стороны, они неэффективные, они не дают никакого дохода. Поэтому объединение в холдинг - это естественный процесс. Он позволяет завязать внутренние связи, и избавиться от непрофильных мощностей, и остальные деньги зарабатывать на гражданском рынке", - рассказал в интервью радио "Свободе" директор Уральского регионального центра информации и рыночной конъюнктуры Анатолий Кенин.

Собственно, "ВТТВ" в настоящее время является не только военной выставкой, но и экспозицией, на которой военные предприятия демонстрируют "мирную" продукцию. "Омские промышленные предприятия представляют здесь продукцию не только военного значения, но и потребительские товары. Для большинства из них региональная выставка - это единственный шанс продемонстрировать свои производственные возможности потенциальным партнерам", - заявил представитель "Рособоронэкспорта" по Омской области Владимир Соснин. Однако, по мнению экспертов, все-таки потенциал омского ВПК недостаточно высок, чтобы самостоятельно вывести предприятия из кризиса. Поэтому спасением "Омсктрансмаша" будет заниматься государство.

Заместитель председателя правительства Омской области, министр промышленности, транспорта и связи Александр Луппов, выступая на пресс-конференции по итогам выставки, заявил, что, по общему мнению областных властей, "завод сегодня нужен для обеспечения обороноспособности страны". "Даны соответствующие поручения по подготовке предложений, связанных с сохранностью и дальнейшей работой этого предприятия. Более четкой и жесткой стала позиция у военных. Они в полный голос заявили, что "Омсктрансмаш" необходим для обеспечения обороноспособности страны. Он должен быть сохранен как единый технологический комплекс", - сказал он.

"Сейчас все больше склоняются к варианту создания единого акционерного общества, с чем согласились и представители Федерального агентства по промышленности. В этом случае нет необходимости создавать управляющую компанию, чтобы сохранить единый технологический комплекс в соответствии с указом президента РФ при контрольном или даже блокирующем пакете акций государства (25% + 1 акция). Я думаю, что эта схема более жизнеспособна, потому что пакет в 75 процентов минус 1 акция может быть выставлен на продажу с целью привлечения потенциальных инвесторов", - рассказал Луппов.

Будут ли услышаны "наверху" пожелания омичей, покажет время, которого у завода, к сожалению, осталось совсем мало.

Павел Аксенов

Наука и техника00:08Сегодня

Нечистая сила

Мужики пошли стрелять в лес, но что-то пошло не так — Call of Duty: Black Ops 4