Остывший пепел Миссисипи

В США 80-летнего куклуксклановца осудили за убийство 40-летней давности

Эдгар Рэй Киллен, фото Reuters

Во вторник 21 июня 2005 года в штате Миссисипи завершился судебный процесс по одному из самых громких преступлений Ку-клукс-клана. 80-летний баптистский проповедник Эдгар Рэй Киллен был признан виновным в убийстве в 1964 году трех активистов, которые вели борьбу за гражданские права негров. Теперь ему грозит 20 лет тюрьмы, но, учитывая возраст подсудимого, весьма вероятно, что он в скором времени предстанет перед иным судом. Убийство в Миссисипи стало одним из самых известных преступлений в США и послужило основой для многих книг и фильмов. Сейчас можно сказать, что в этом деле поставлена точка. Правда вопрос о том, можно ли судить стариков за преступления молодости, по всей видимости, до сих пор не решен окончательно.

История под названием "Миссисипи в огне" (именно так стали называть дело об убийстве троих правозащитников) заслуживает того, чтобы рассмотреть ее подробно. Но сначала несколько слов о предыстории этого дела и о том, что такое Ку-клукс-клан.

I wish I was in Dixie

Корни расовых проблем в США уходят во времена Гражданской войны в США 1861-1865 годов. Именно это событие послужило причиной коренной ломки общественного устройства того региона Америки, который называют Югом - штатов, лежащих южнее Пенсильвании и восточнее реки Миссисипи. Исторически сложилось, что на Юге жили как белые, так и негры. Последние являлись рабами, но, кстати, было среди них и немало свободных. Экономика и жизненный уклад Юга строились на эксплуатации рабского труда в сельском хозяйстве, Север же был промышленным регионом. Две части страны развивались по-разному, и неизбежен был момент, когда два пути развития столкнутся. В отличие от популярных мифов, рисовавших южан дремучими расистами-рабовладельцами, на Юге большинство населения придерживалось следующей точки зрения: "Рабство - это плохо, и от него со временем надо избавляться, но делать это надо постепенно". Над вопросом, что делать с неграми, которые когда-нибудь обретут свободу, особо не задумывались, но опять же соглашались, что торопиться не стоит, все утрясется само.

Север такое положение дел не устраивало. В итоге произошла "Большая сшибка" (так эту войну на Юге иногда называют до сих пор) - столкнулись два пути, эволюционный и революционный. Война длилась ровно 4 года, и 600 тысяч американцев с обеих сторон остались лежать в болотах Луизианы, на холмах Виргинии и в лесах Джорджии. Еще столько же отправились домой залечивать раны. Мятежный Юг, вздумавший жить по-своему, был жестоко наказан, солдаты в синих мундирах героически освободили томившихся в цепях негров, а в Конституцию США внесли 13-ю поправку, торжественно запрещающую рабство на веки вечные.

При этом смотреть в лицо неприятным фактам никто из освободителей, как водится, не хотел. А факты были таковы - подавляющее большинство освобожденных негров своего избавления не желали. Раньше у них была работа и был хозяин, который о них заботился, кормил, лечил, наставлял и наказывал. А весной 1865 года они получили свободу, но лишились всего вышеуказанного. Работы не было - экономика Юга лежала в руинах, что делать со свободой, так неожиданно свалившейся на голову, не знал никто, хозяева частью уехали, частью погибли. И в довершение всего выяснилось, что федеральному правительству, сказавшему неграм: "Вы свободны, вы равны", - на их судьбы, в общем-то, плевать. Не плевать было другим - упрямым белым южанам, взявшим негритянский вопрос в свои руки.

Don yer robes and put yer hoods on!

Формально Ку-Клукс-Клан (далее просто Клан или ККК) появился на свет рождественским вечером 1865 года, когда несколько молодых ветеранов-конфедератов собрались в здании местного суда в маленьком городке Пьюласки, штат Теннесси. Эти 6 южан были офицерами, прошедшими войну, и с наступлением мирного времени они внезапно ощутили свою неприкаянность. Работы не было, мирная жизнь была пресной и скучной, уходить в "партизаны" и продолжать войну против северян, оккупировавших Юг, не хотелось. Все произошло согласно присказке "дело было вечером, делать было нечего".

Молодые повесы (а именно таковыми они и являлись, поскольку самому старшему едва стукнуло 25 лет), мучаясь бездельем, шутки ради решили организовать некое тайное общество. Никаких конкретных целей они в тот момент не преследовали. Надо отметить, что на Юге до войны тайные общества уже существовали и сама традиция увлечения подобными организациями для Юга новой не была.

Желая придать своему действу пышность и увязать его с историей, офицеры поначалу назвались "Братством Золотого Круга", но вынуждены были отказаться от этого наименования, потому что оно перекликалось с названием другого, уже существовавшего, общества "Рыцари Золотого Круга" (Knights Of The Golden Circle). Однако желание ввести в название слово "круг" (в смысле "круг посвященных", а также как намек на Рыцарей Круглого Стола), привело к тому, что один из участников сборища, получивший классическое образование, предложил использовать греческое слово "куклос".

Его соратник, капитан Джон Кеннеди, чьи предки происходили из Шотландии, предложил использовать гэльское понятие "клан" ("родовая общность"). Так возник "куклос-клан", то есть "клан круга". Название и написание слегка видоизменили, чтобы "напустить туману". Вместо Kuklos Clan появился Ku Klux Klan (3 буквы К подряд выглядели магически-зловеще). Кроме того звукосочетание "Ку-Клукс-Клан" напоминало треск костей скелета, встающего из могилы в день мертвых - последний день октября, ныне известный как Хэллоуин. Все это привело создателей в буйный восторг, и они немедленно возжелали отпраздновать событие ночными скачками по улицам Пьюласки. Кто-то из них, смеху ради, предложил задрапировать себя и коней в белое полотно, дабы быть похожими на призраков. Так в ночной скачке родился Клан.

В течение довольно долгого времени молодежь невинно развлекалась ночной ездой в белых балахонах, забавлявшей соседей. Зрелище и в самом деле было эффектным - когда вдалеке в лунном сиянии по полю беззвучно проплывают белые конные фигуры, это может произвести впечатление даже на атеиста. Отсюда, по большей части, и родились легенды о призраках и неупокоенных душах убитых солдат. Однако потом, с ростом численности группы, занятие стало приедаться - хотелось новых ощущений. И Клан, к тому времени разросшийся, обратил свое внимание на негров.

За долгие годы, предшествовавшие войне, южане научились сосуществовать с неграми бок о бок. Как это ни удивительно звучит, были даже черные рабовладельцы. Негры вовсе не были забитыми глупыми созданиями, многие из них были и уважаемыми членами общества. Существовали даже межрасовые браки (в основном это относилось к Нижнему Югу) - конечно, это не приветствовалось, но если дело не получало лишней огласки, то почему бы и нет. Многие черные любовницы белых хозяев со временем становились полноправными женами. К этому на Юге относились более или менее терпимо, в отличие от Севера, где смешанные браки приветствовались только самыми радикальными аболиционистами. Различие в отношении к неграм на Севере и на Юге вкратце можно описать так - южане не терпели отдельных негров, но к черной расе относились терпимо, северяне же носились с отдельными ее представителями, но расу в целом презирали.

После войны, когда белые трудоспособные южане оказались поражены в правах, гражданская администрация была распущена и на Юге установилось прямое военное правление, ситуация стала напоминать гибрид порохового склада и растревоженного улья. На Юг хлынули толпы мошенников, желавших сорвать легкие деньги (позже они получили название carpetbaggers - саквояжники, потому что зачастую прибывали на Юг с одним только саквояжем), негры-северяне, воевавшие в рядах федералов и движимые мыслями помочь своим братьям на Юге, просто чужаки всех мастей, искавшие непонятно чего в этой взбаламученной воде. Наконец, на южан свалилась новая напасть - освобожденные негры.

Ситуация сложилась, как в известной песне Владимира Высоцкого - "Мне вчера дали свободу...Что я с ней делать буду?" Негры получили свободу, но более ничего. Никаких, как принято нынче говорить, социальных гарантий. До войны негр работал на хозяина, но в то же время у него, как правило, был свой участок, на котором он мог работать на себя, у него была крыша над головой, хозяин его лечил, если негр заболевал. Разбрасываться неграми являлось дорогим удовольствием и было экономически неэффективно. До войны самым дешевым был полевой работник - около 300 долларов, самым дорогим - так называемый "специалист", т.е. дворецкий, конюший и так далее. Хороший дворецкий стоил 3, а то и 5 тысяч. Для сравнения: 100 долларов в месяц в те годы были более чем неплохими деньгами, на которые можно было не только жить, но и позволять себе разные незапланированные траты. Между хозяином и рабом существовали своеобразные отношения - иногда патерналистские, иногда нет, но в целом понятные для обеих сторон и предполагавшие традиционные решения в различных ситуациях.

Теперь негры оказались с одной стороны свободны от власти хозяина, но с другой стороны - и от всего остального. Работы у них не было, а одной свободой сыт не будешь. К этому надо добавить подстрекательства агентов из "Бюро по Делам свободных людей", обещавших неграм, что они, дескать, вскоре непременно получат по 40 акров земли и по мулу впридачу, что они абсолютно равны белым людям и что никто не имеет права их и пальцем тронуть. Проще говоря, Юг ко всем прочим неприятностям получил себе на шею еще и огромную армию маргиналов, и никто не знал, а главное, не хотел знать, что с ней делать.

Маргинализация повлекла за собой катастрофическое разрушение привычных общественных устоев. Негры (конечно, не все) сбивались в шайки и начинали разбойничать, другие, посчитав себя равными белым, громко требовали доли имущества прежних хозяев и лидерства. Естественно, белым южанам такая ситуация казалась апокалиптичной и пробуждала в них решимость к самым крайним мерам (смотри роман Маргарет Митчелл "Унесенные ветром"). Постепенно такие маленькие группы "белой самообороны" начали самоорганизовываться и приобретать четкую структуру.

В какой именно момент "белая самооборона" слилась с компанией праздных теннессийских юнцов, история умалчивает. Однако это произошло, к обоюдному удовольствию и выгоде сторон. Таким образом, появилась организация, поставившая себе задачу "держать негров и янки в узде", с колоритным внешним обрамлением, необходимым для достижения вящего эффекта.

The way we were

Возглавил ККК Натан Бедфорд Форрест, в прошлом генерал Конфедерации от кавалерии. До войны Форрест был работорговцем и плантатором, сколотившим более чем миллионное состояние. С началом войны он завербовался рядовым в кавалерию, но быстро продвинулся по службе благодаря незаурядным военным талантам и закончил войну генерал-лейтенантом. Форрест был великолепным тактиком и стратегом; уступая в известности генералу Джебу Стюарту (командующему кавалерией в Виргинии), он превосходил его в знании военной науки. Дерзкие кавалерийские рейды Форреста после войны изучались европейскими военачальниками (в частности, многое у Форреста перенял немецкий генерал Эрвин Роммель)

В 1867 году делегаты от штатов бывшей Конфедерации, собравшиеся на съезд в Нэшвилле, образовали структуру "Невидимой империи Юга", объединившей отделения Ку-клукс-клана в различных штатах.

Cтруктура выглядела следующим образом:

Клан (Невидимая Империя). Во главе стоит Великий Кудесник (Великий Маг) и его заместители - 10 Гениев.
Империя подразделяется на Царства. Во главе каждого - Великий Дракон и 8 Гидр.
Царство состоит из Доминионов, управляемых Великим Титаном и 6 Фуриями.
Доминионы разделяются на Логова, во главе которых - Великий Циклоп и 2 Ночных Ястреба.
Логово может состоять из Пещер (Caverns, называвшихся Klaverns) во главе с Вампирами.

Униформа ку-клукс-клановцев представляла собой белые или красные балахоны с прорезями для глаз. Зловещие фигуры наводили ужас на негров, а маски исключали возможность идентификации членов ККК федеральными властями.

Генерал Форрест официально распустил Клан в январе 1869 года. Причины этого не вполне ясны. Одни считают, что он разочаровался в Клане, который становился неуправляемым и скатывался к откровенному разбою, в то время как Форрест хотел видеть его "секретным обществом", которое применяло бы насилие лишь по мере необходимости. Другие думают, что Форрест сделал это под давлением федеральных властей.

Однако никто из руководителей Клана арестован не был. В то время ку-клукс-клановские цели, идеологические установки и методы претворения их в жизнь встречали сочувствие у многих представителей федеральных властей. Как говорилось выше, клановские идеи в глубине души разделяли едва ли не все белые жители Юга. Практически все были недовольны положением, в котором очутился Юг после войны, "распоясавшимися неграми", янки, которые лезли повсюду, и каждый хоть изредка, но мечтал, чтобы их "поставили на место".

Times they are a-changin'

Следующий всплеск популярности идей ККК пришелся на 1910-е годы. К 1915 году большая часть отделений Клана переместилась в Атланту. К прежней ненависти, направленной против негров, добавились антикоммунизм, погромы среди католиков, евреев, выступления против всех иммигрантов, иностранцев и организованного профсоюзного движения. Число членов ку-клукс-клана в 1920-е годы превысило 5 миллионов человек. Второй Клан (или, как он официально именовался, Invisible Empire, Knights Of Ku Klux Klan) который создал "полковник" Уильям Симмонс, стал попыткой возродить Первый Клан Форреста.

Начало ХХ века для американцев ознаменовалось индустриализацией и урбанизацией. Вряд ли было случайным то, что роман Оуэна Уистлера "Виргинец", вышедший в 1903 году и считающийся первым вестерном в американской литературе, встретил очень теплый прием со стороны нации - за два года было продано более 300 тысяч экземпляров. Роман был своеобразным протестом против наступающей индустриальной цивилизации, против утери ценностей сельской жизни. Уистлер не случайно выбрал виргинца в качестве главного героя, виргинца как представителя тех ценностей, что нес в себе довоенный Юг, дабы показать нации, что она теряет в век машин. Уходила Америка довоенная, сельская с теми доблестью, честью и принципами, которые порождала аграрная цивилизация, а на смену ей шла Америка механизированная, с растущими городами, техническим прогрессом, в котором человек растворялся, терялся и начинал чувствовать себя одиноким. Нация потянулась к старому жизненному укладу, это была своеобразная форма ностальгии - прославление черт человеческого характера, которые исчезли с наступлением века машин.

С одной стороны, рост индустриализации и технический прогресс заставлял американцев тосковать о потере ценностей аграрной цивилизации, с другой же стороны, "религией" Америки после 1900 года становится национализм. Не только Юг, но буквально вся Америка гордилась концепцией WASP - белый, англосакс, протестант, а клановские романы Томаса Диксона-младшего "Пятна леопарда" и "Клансмен" (по которому был снят фильм "Рождение нации") пользовались одинаковым успехом от Иллинойса до Луизианы.

Stand up and be counted go with the Ku-Klux-Klan!

Неудивительно, что в период с 1910 по 1925 годы численность ККК значительно выросла - с 5 тысяч до 5 миллионов человек. "Я тогда вступил в Клан, потому что все вступали. Гарри Трумэн вступил, губернаторы вступали, сенаторы, мэры, шерифы, адвокаты, просто рабочие и фермеры", - вспоминает один из свидетелей тех времен. 12 губернаторов штатов являлись клановцами, сколько федеральных сенаторов и местных парламентариев были членами ККК - никто не считал. Только в штате Огайо было 400 тысяч клановцев. Несмотря на крестовые походы против "ниггеров, евреев и красных", т.е. против "нежелательных элементов в 100-процентном американском обществе", Клан ассоциировался с тем, что называлось "цели и дух пионеров".

Отчасти у Симмонса получилось возродить первый Клан. Организация стала реальной силой. Она могла смещать губернаторов, проводить своих людей в законодательные собрания, воздвигать памятники и регулировать жизнь маленьких городков. Численность клановцев, маршировавших по Пенсильвания-авеню в Вашингтоне, порой достигала 40 тысяч человек. Но потом пришла Великая депрессия, и ККК получил удар под дых.

Дело в том, что Клан был зарегистрирован как коммерческая организация, а, значит, был обязан платить положенные налоги. Налогов насчитали на 685 тысяч (огромная сумма по тем временам), и ККК элементарно обанкротился. Не способствовали популярности Клана и скандалы, связанные с руководством ККК - часть Великих Магов вольно обращалась с кассой, часть оказалась замешана в неприглядных историях, вроде сексуальных отношений с несовершеннолетними и изнасилований. Клан распался, марка ККК стала общественным достоянием и, казалось, белые балахоны растворились в дымке истории…

South's gonna rise again!

1960-е годы ХХ века в очередной раз принесли Югу коренные изменения в образе жизни. Несмотря на столетие, прошедшее со времен окончания войны между Севером и Югом, негры-южане по-прежнему "знали свое место", жизнь текла степенно и неторопливо, и вдруг откуда ни возьмись появилось понятие "десегрегация".

На этот раз негры всерьез взялись доказывать, что они такие же люди, как белые, что у них те же права, что и у людей с иным цветом кожи. Они хотели останавливаться в тех же отелях, питаться в тех же ресторанах, учить своих детей в тех же школах и участвовать в политике наравне с белыми. После того, как эти заявления стали звучать все настойчивее, в различных районах Юга вновь запылали кресты, а из сундуков и с чердаков стали извлекаться траченые молью пыльные балахоны. Особую ненависть южан вызывали даже не местные "ниггеры", осмеливавшиеся "что-то там вякнуть", а "агитаторы и горлопаны", приезжавшие с Севера, чтобы мутить порядочное южное общество. "Нам такого не надо", - говорили толстые южные шерифы из алабамского или каролинского захолустья и на ночных собраниях предлагали "разобраться" с приезжими. Но только чтобы по-тихому. Однако по-тихому не получилось.

В начале 1964 года на Юге развернулась целая агитаторская кампания. Добровольцы-правозащитники, как правило, северяне, приезжали на Юг и уговаривали негров воспользоваться своим правом избирать и быть избранными. Формально негры получили это право еще в 1865 году, но вот воспользоваться им на Юге, в силу понятных причин, не могли - жизнь была дороже.

Летом 1964 года троих таких добровольцев занесло в штат Миссисипи, один из самых расистски настроенных на всем американском Юге. Одним из них был местный негр Джеймс Чейни, а вот его компаньоны были северянами (из Нью-Йорка) и, что еще хуже, евреями - их звали Эндрю Гудман и Майкл Швернер. И приехали они, чтобы "превратить мирный южный штат в хаос и кавардак". По крайней мере, так решили местные белые.

Mississippi burning

21 июня 1964 года Гудмен, Швернер и Чейни выступали на очередном митинге в округе Нешоба. Вечером, когда они возвращались на ночлег, их остановил помощник местного шерифа Сесил Прайс и, обвинив в поджоге местной церкви, арестовал. Сделав это богоугодное, по его мнению, дело, он тут же отправился на собрание местной ячейки ККК, где клановцы принялись обсуждать, как именно им поступить с задержанными. Активистов собирались убить - это было частью секретной Директивы №4, изданной в апреле 1964 года верховным главой ККК в Миссисипи Сэмом Боуэрсом. Директива прямо приказывала "уничтожать правозащитников".

Поздно вечером Прайс отпустил Гудмена, Швернера и Чейни, приказав им убраться из города, якобы для их же блага. Но на выезде из города автомобиль с активистами снова был остановлен тем же Прайсом. Компанию ему составили его начальник, шериф Лоренс Рейни, местный баптистский священник Эдгар Рэй Киллен и еще несколько десятков человек. Троицу вытащили из машины и запихнули в полицейский фургон. Караван из нескольких машин доехал до строящейся неподалеку дамбы. Там Гудмена, Швернера и Чейни вытащили из машины, избили и застрелили. Тела бросили в котлован и заровняли место бульдозером.

Клановцы продумали практически все. Делом бы никто не заинтересовался, полиция провела бы рутинные мероприятия по поиску пропавших, а потом отчиталась, что тела обнаружить не удалось. Учитывая, что практически все местные полицейские состояли в ККК, исчезновение двоих активистов-северян и местного черного навсегда осталось бы загадкой. Но они не учли одного - в дело вмешалось ФБР, пристально следившее за событиями в Миссисипи.

Дело об убийстве троих активистов взял под свой контроль лично глава ФБР Эдгар Гувер, пренеприятнейший человек, но твердый профессионал. Гувер и сам отличался нетерпимыми взглядами, не любил евреев, радикалов и извращенцев, и в общем не стремился расшевелить осиный улей в Миссисипи, но был вынужден взяться за это дело, поскольку к нему проявил интерес президент Джонсон.

Дело было беспрецедентным. В штат приехало множество агентов ФБР, которые начали трясти буквально всех и каждого. Через 44 дня напряженной работы тела погибших и обугленная машина наконец-то были обнаружены. Но самих убийц найти не удавалось. Только к зиме следователям удалось разговорить одного из предполагаемых участников преступления, после чего начались повальные аресты. Под стражу было взято 19 человек, в том числе Рейни, Прайс и Киллен.

К этому времени журналист Уильям Хьюи, писавший очерки о деле убитых правозащитников, выпустил книгу "Три жизни за Миссисипи". Она моментально стала бестселлером и привлекла к себе внимание практически всей страны. Хьюи едва сам не пал жертвой Клана - после того как вышла вторая его книга "Клановец", обозленные члены ККК завалили писателя угрозами и сожгли крест перед его домом.

Во избежание оправдательного приговора судить обвиняемых решено было в федеральном суде. Но из-за юридических тонкостей вменить клановцам в вину убийство не получилось - федеральный свод законов на тот момент не предусматривал понятия "убийство". Подсудимых обвинили в том, что они нарушили гражданские права Швернера, Чейни и Гудмена.

Дело тянулось долго и с переменным успехом. Когда судья Гарольд Кокс отклонил обвинения в отношении большей части из тех, кто сидел на скамье подсудимых, пришлось вмешаться непосредственно Верховному суду США, чтобы опротестовать его решение.

Наконец 20 октября 1967 года жюри присяжных, состоявшее из белых заседателей, огласило вердикт: 7 человек виновны, 8 невиновны. Глава ККК Миссисиппи Боуэрс получил 10 лет тюрьмы, Прайс - 6. Стоит заметить, что сегодня за подобное преступление они получили бы по столько же пожизненных сроков.

В отношении троих обвиняемых, в том числе и Киллена, присяжные не сумели прийти к единому мнению. Одна из присяжных заявила, что никогда бы не смогла вынести обвинительный вердикт белому проповеднику. Таким образом, Киллен вышел на свободу. Но подобное решение жюри означало, что дело в отношении тех, кому не вынесли вердикт, могли открыть вновь.

He's guilty, he's guilty send that boy to jail

Что в конце концов и случилось. Киллен преспокойно жил себе в Миссисипи, продолжал сотрудничать с ККК и различными правыми организациями, читал проповеди и в конце концов умер бы в своей постели, не подтолкни его лукавый сделать одно заявление. В 2004 году Киллен публично объявил, что намерен провести митинг в поддержку ККК на ярмарке Миссисипи и просветить подрастающую молодежь, как белые американцы должны бороться за свои права.

Грянул скандал. Учитывая, что Миссисипи является самым "черным" штатом США, немедленно начались протесты и поднялась кампания в прессе. Тут Киллену припомнили, что он уже обвинялся в убийстве на почве расовой ненависти, но сумел избежать наказания. Власти были вынуждены реагировать.

6 января 2005 года Киллен был арестован, но, учитывая преклонный возраст обвиняемого, отпущен под залог. Поскольку 40 лет назад его судили за нарушение гражданских прав, то правило, по которому человека, оправданного судом присяжных, нельзя повторно судить по тому же обвинению, не сработало. Следствие, использовавшее материалы процесса 1967 года, провели быстро, сам суд занял неделю: с 13 по 21 июня. Наконец члены жюри, треть из которых являлись чернокожими, вынесли вердикт - виновен!

Милый дедушка-расист, любимец соседей, проповедник и убийца, получил свое. За убийство 40-летней давности ему могут дать 20 лет тюрьмы. Возможно, он сядет - после апелляций и разбирательств. Возможно, он умрет до того, как его перевезут в федеральную тюрьму - ведь ему уже 80 лет, возраст преклонный. Одно можно предположить с уверенностью - помилования не будет. Хэйли Барбур, губернатор штата, большинство выборщиков в котором составляют чернокожие, на политическое самоубийство не пойдет.

Стоило ли сейчас судить Киллена? С точки зрения его земляков, жителей городка Филадельфия, штат Миссисипи, как белых, так и черных, Киллена надо было оставить в покое - безвредный старик никому особо не мешал, а что касается его крайне правых взглядов, то пусть себе болтает: неприятно, конечно, но не смертельно.

С точки зрения властей - да, стоило. Потому что возмездие должно быть неотвратимым. И потому что хладнокровное убийство оправдывать нельзя. И еще потому, что молодежь надо воспитывать, в том числе и на таких примерах. Потому что справедливость - она для всех, и она должна восторжествовать.

А вот с точки зрения человека, родившегося значительно позже убийств в Миссисипи и никогда не бывавшего на Юге, человека, для которого пылающие кресты и белые балахоны - всего лишь образы из хроники 1970-х и персонажи художественных фильмов, словом, с точки зрения среднего американца однозначный ответ на этот вопрос дать трудно. Эдгар Рэй Киллен прожил долгую жизнь, проповедовал любовь к ближнему, убивал дальних, был примерным семьянином, любил свою тещу, ненавидел негров, евреев и коммунистов, работал на лесопилке, вербовал сторонников ККК и искренне жалел, что старое доброе время, когда Юг был Югом, ушло безвозвратно. В скором времени ему предстоит встреча с самым строгим Судьей, а Тот уж сам разберется, куда направить душу своего бывшего слуги.

P.S. Для подзаголовков данной статьи использованы строки из популярных в США песен:

I wish I was in Dixie - "Был бы я сейчас на Юге", автор Д. Эммет
Don yer robes and put yer hoods on! - "Наденьте балахоны, натяните капюшоны", автор неизвестен
The way we were - "Какими мы были", авторы М. Хэмлиш и А. Бергман
Times they are a-changin' - "Времена-то меняются", автор Б. Дилан
Stand up and be counted go with the Ku-Klux-Klan! - "Встань и ступай вместе с Ку-клукс-кланом!", автор Дж. Ребел
South's gonna rise again! - "Юг поднимется опять!", автор Л. и Дж. Денсон
Mississippi burning - "Миссисипи в огне", автор Tha Klan
He's guilty, he's guilty send that boy to jail - "Он виновен, виновен, отправьте его в тюрьму", автор Б. Спрингстин

Сергей Карамаев

Обсудить
Мир00:0123 сентября

Падший дьявол

Неуловимый наркобарон основал культ убийц и варил человеческие мозги в котле
Перед парадом вермахта и Красной армии в Бресте«Появилась бы "бандеровская Украина" под контролем Германии»
Зачем Сталин подружился с Гитлером и устроил парад Красной армии с вермахтом
Порошок уходи
Землю ждет вторжение инопланетян и уничтожение Солнца: обзор Destiny 2
Двигатели Blue OriginВеселые поминки
Россия шантажирует США ракетными двигателями и пугает Китаем
Нам виднее
Внеземная жизнь глазами простых землян
Классическая история
Душевные ролики про самые красивые спорткары XX века
Машины, которые не боятся столкновений
Забытые концепт-кары: ударопрочные «Фиаты»
Побег в будущее
Говорящие рули и электрические ретрокары: будущее по версии Jaguar Land Rover
Mazda CX-5 и Renault Koleos против VW Tiguan и Skoda Kodiaq
Четыре новых кроссовера. Один тест-драйв. Ну, вы поняли