Только важное и интересное — в нашем Facebook
Новости партнеров

Резервация для совести нации

Путин приступил к формированию гражданского общества сверху

1 июля вступит в действие федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации", подписанный в начале апреля Владимиром Путиным. Начнется долгая и кропотливая работа по выдвижению представителей общественности, в результате чего будет сформирован орган с непонятными функциями, насчитывающий 126 человек. Между тем, большинству россиян словосочетание "общественная палата" не говорит ничего или почти ничего. Когда же им разъясняют в общих чертах смысл президентской инициативы, то выясняется поразительная вещь: наши сограждане считают, что наиболее эффективно контролировать работу госаппарата смогут, прежде всего, люди, чьи лица практически ежедневно появляются на экранах телевизоров, причем преимущественно в программах развлекательного свойства.

То есть россияне полагают, что Общественная палата должна стать еще одной вариацией на тему "Поля чудес" или разновидностью ток-шоу, на котором будут перемывать косточки министрам и прочим начальникам, от пресловутого Чубайса до начальника ДЭЗа.

Однако такая перспектива не устраивает главу государства, уже не первый год призывающего к построению в России гражданского общества, которое, по идее, само должно заботиться о собственном благополучии, а не перекладывать эту обязанность на плечи президента. Кроме того, Путину, по-видимому, надоело, когда при встречах с народом ему начинают жаловаться на протекающие трубы, мздоимство в присутственных местах и неурожаи на садово-огородных участках. В результате на свет появилась идея о создании некоей структуры, которая сможет замкнуть на себя все высказанные и невысказанные жалобы и пожелания трудящихся, а также приструнить разболтавшийся административный аппарат, на который у президента и его команды по определению не хватит ни сил, ни времени.

Народный контроль в действии

Создание "еще одного органа влияния граждан России на принимаемые решения" де-факто означает признание президентом неэффективности существующих методов контроля над исполнительной властью. К тому же принимаемые Госдумой законы все чаще встречают резкое неприятие у значительной части населения, как это произошло, например, с монетизацией льгот.

По задумке авторов законопроекта, "общественники" будут контролировать структуры исполнительной власти всех уровней, производить экспертизу законов, а также послужат передаточным звеном для предложений, поступающих от простых граждан на самый верх. Поскольку один законодательный орган в России уже есть, то, чтобы избежать полного дублирования, палата будет выдавать рекомендации в виде заключений, предложений и обращений. Заключения, кстати, подлежат обязательному рассмотрению органами исполнительной власти.

Дополнительно члены палаты будут проводить слушания по общественно значимым вопросам, делать выводы о нарушениях законодательства, направлять запросы, приглашать на ковер различного рода руководителей, а также создавать общественные советы при министерствах и ведомствах, что наверняка парализует их работу.

Согласно закону, российское общество в палате будут представлять люди, имеющие особые заслуги перед страной, так сказать совесть нации, а также представители различных общественных объединений. Причем речь идет не о партиях, которые, по идее, выражают сугубо политические интересы различных слоев общества, а об организациях социально-гуманитарной направленности, да еще лишь о тех, которые были созданы не менее чем за год до вступления в силу закона "Об Общественной палате".

В принципе членом палаты может стать любой гражданин России, если ему исполнилось 18 лет и у него нет непогашенной судимости. Предполагается, что состав Общественной палаты будет обновляться каждые два года. В нее запрещено входить представителям исполнительной власти, включая, естественно, президента, а также депутатам, сенаторам и прочим лицам, обремененным государственными должностями.

Довольно любопытным представляется процесс формирования Общественной палаты, который будет проходить в три этапа. Сначала президент лично определит кандидатуры первых 42 членов. Его решение будет основываться на рекомендациях общественных организаций. Затем назначенные президентом общественники примут в палату еще 42 коллег, которых им предложат общественные организации федерального масштаба. И, наконец, на заключительном этапе будут определены оставшиеся штатные заседатели. Эта последняя треть будет выбрана на уровне федеральных округов в результате сложной многоступенчатой процедуры их утверждения на конференциях местных организаций в субъектах Федерации.

Как только в палате наберется три четверти от списочного состава, то есть не менее 95 человек из 126, она сможет приступить к делу. Для обеспечения деятельности вновь создаваемой структуры будет создан аппарат Общественной палаты, который по статусу будет приравнен к госучреждениям. Расходы на содержание Общественной палаты будут прописываться отдельной строкой в федеральном бюджете.

Чтобы члены палаты могли спокойно трудиться на общественной ниве, закон предписывает освободить их от исполнения обязанностей по основному месту работы с сохранением занимаемой должности. Опять же из федерального бюджета избранным общественникам будут возмещаться расходы на осуществление их деятельности. Также им полагается компенсация на проезд, проживание, питание и прочее. То есть о штатной зарплате речь не идет.

Что касается информирования широких слоев населения о жизни Общественной палаты, то об этом можно будет узнать через специально создаваемый сайт в Интернете. Кроме того, ежегодный доклад о своей деятельности палата будет публиковать в собственном периодическом издании. Закон также требует выделять не менее 60 минут в месяц на освещение работы общественников на федеральных телеканалах и радиостанциях.

Приближенные эксперты

Вот, вкратце, что представляет собой вновь создаваемая структура, если судить по опубликованному закону. Что же касается сути нововведения, то об этом приходится догадываться по довольно однообразным заявлениям первого лица государства и его приближенных. Публично о необходимости создания Общественной палаты Путин заявил в сентябре прошлого года, через две недели после бесланских событий. Тогда он сказал, что этот шаг является одной из основных мер по укреплению вертикали власти, наряду с переходом к пропорциональным выборам и изменением порядка избрания губернаторов.

В декабре в ходе визита в Индию президент уточнил, что задачей Общественной палаты "станет гражданская экспертиза важнейших государственных решений". Глава же президентской администрации Дмитрий Медведев делает упор на отсутствии взаимопонимания между народом и властью и говорит о палате как о рабочем механизме взаимодействия общества и аппарата.

Представляя законопроект депутатам, полпред президента в Госдуме Александр Косопкин охарактеризовал цель создания Общественной палаты как вовлечение общественности в реализацию государственной политики. Кроме того, новая структура должна защищать демократические институты и согласовывать интересы государственных органов и простых граждан.

Некоторый свет на смысл создания этого органа могут пролить персоналии его членов, по крайней мере тех из них, на ком остановит свой выбор Путин. Еще в феврале на этапе прохождения закона через Госдуму высокопоставленный источник "Независимой газеты" в Кремле сообщил, что среди главных общественников будут доверенные лица Владимира Путина на выборах 2000 и 2004 годов. К ним относят таких разных и уважаемых людей, как врач-педиатр Леонид Рошаль, актер и режиссер Александр Калягин, актер и певец Михаил Боярский, ректор Санкт-Петербургского государственного горного института и бывший научный руководитель Владимира Путина Владимир Литвиненко, ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Людмила Вербицкая, а также директоры Мариинского театра, Русского музея и Эрмитажа, которыми являются, соответственно, Валерий Гергиев, Владимир Гусев и Михаил Пиотровский.

Все эти люди - представители питерской элиты, что и неудивительно, учитывая, что сам президент родом из Санкт-Петербурга. Из москвичей всплыли пока только две фамилии: ректор Московской государственной юридической академии Олег Кутафин и президент Российского научного центра "Курчатовский институт" Евгений Велихов. О представителях других регионов пока что ничего не слышно. В любом случае в начале осени, если все пойдет по плану, Путин объявит, кого ему любо видеть среди первых 42 государевых общественников.

Между тем, кроме официальной версии укрепления связи "низов" и "верхов", существует еще одна версия относительно функций будущего общественного органа, которая при ближайшем рассмотрении не кажется столь уж невероятной. Поскольку к разряду подлежащих экспертизе документов относятся и конституционные законы, то можно предположить, что Общественную палату могут попробовать использовать для изменения основного закона страны. Если в обязанности палаты входит донесение народных чаяний до президента, то почему бы именно общественникам не выступить инициаторами конституционных преобразований?

Политолог Станислав Белковский считает, что готовый текст подобного проекта может появиться уже в конце 2005 года. По его мнению, на 12 июня 2007 года Кремлем намечено проведение референдума по утверждению документа. В результате, полагает Белковский, в России будет учреждена парламентская республика во главе с ничего не решающим президентом, которым может стать кто угодно. При этом кресло назначаемого парламентом премьер-министра займет или Владимир Путин, или его преемник.

Чем бы их еще занять

Ряд соображений по поводу нового государственного института высказали и другие действующие лица российской политической сцены. Так, спикер Совета Федерации Сергей Миронов предложил командировать от палаты в каждый регион России по одному "консультанту", который бы проследил за соблюдением прав человека и отношениями местной власти с бизнесом. Также, по мнению Миронва, на Общественную палату можно было бы возложить создание по-настоящему общественного российского телевидения. Интересную идею подкинул спикер и по персональному составу палаты, предложив равняться при выборе ее членов на таких людей, как Александр Солженицын.

На обновление политической элиты надеется и председатель комитета Госдумы по общественным объединениям и религиозным организациям Сергей Попов. Он считает, что в Общественной палате появятся некие "свежие лица, которые известны в своем сообществе, в частности, в экспертном".

А вот министр обороны Сергей Иванов решил пойти еще дальше и сработал, как бывший чекист, на опережение. Он предложил еще даже не созданной Общественной палате создать специальную комиссию, которая отслеживала бы всю информацию об армии и в целом курировала бы "военные вопросы", наставляя таким образом на путь истины вверенное ему ведомство. Если говорить проще, то министр хочет, чтобы хоть кто-нибудь еще возложил на свои плечи заботу о российских Вооруженных силах, где одно ЧП следует за другим.

Особые отношения предлагается выстроить между Общественной палатой и журналистами. К 1 декабря в Госдуму должен быть внесен законопроект о наделении Общественной палаты функциями по контролю за соблюдением свободы слова в СМИ. В связи с этим президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев призвал наделить палату самыми широкими полномочиями. По его мнению, общественники должны отслеживать неблагонадежные публикации и передавать их в прокуратуру. "И пусть будут громкие дела", - провозгласил Сагалаев. Однако такая нешуточная активность требует больших усилий, а Сагалаев высказывает опасения, что палату укомплектуют "политическими пенсионерами".

Еще одну задачу перед палатой попыталась поставить гендиректор РИА "Новости" Светлана Миронюк. Она предложила сделать палату соучредителем создаваемого телеканала Russia Today TV, оговорившись, правда, что это возможно, только если такой шаг предусмотрен законодательством. По ее мнению, это развеяло бы сомнения в объективности нового телеканала, предназначенного для экспорта благополучного имиджа России.

Что вырастет, то вырастет

Пока что появление Общественной палаты вызывает больше вопросов, чем ответов. При ознакомлении с соответствующим законом возникает ощущение, что этот новый, по сути консультативный, орган до странности дублирует функции Госдумы. Его сфера деятельности пересекается отчасти и со Счетной палатой, и с прокуратурой, и с Конституционным судом, и с институтом советников президента.

Идею Общественной палаты раскритиковали и авторы принятой на днях резолюции ПАСЕ по России. В многостраничном докладе говорится по этому поводу: "...трудно понять, почему возникла необходимость в создании нового органа, выполнение функций которого обычно осуществляет избранный демократическим путем плюралистический парламент, с одной стороны, и подлинно независимое и свободное гражданское общество, с другой".

Представляется странным, что структура, призванная донести до руководства страны народное мнение по многим ключевым вопросам, создается практически в информационном вакууме. Понятно, например, что средства на ее функционирование будут браться из федерального бюджета. Но в таком случае простому налогоплательщику хотелось бы знать, сколько денег на это понадобится и какую практическую пользу лично ему принесет это собрание выдающихся деятелей нации, которое собирается работать в вялотекущем режиме под руководством президента.

Кроме того, остается непонятным, каким образом будут отбираться общественные организации, которые получат право представить кандидатуры своих членов в Общественную палату. Очевидно, что подобных объединений гораздо больше, чем насчитывается мест в создаваемой структуре. Не значит ли это, что одни организации получат больший доступ к президенту, чем другие, на основании неясных обществу критериев?

Если судить по заявленной сфере действий Общественной палаты, то получается, что она намерена взять под контроль как законодательную, так и исполнительную ветвь власти. Тогда получается, что избранные народом депутаты не заслуживают полного доверия, так же как не заслуживает его правительство, сформированное опять же всенародно избранным президентом.

Возможно, перед нами свидетельство провала начатой, но забуксовавшей административной реформы. Возможно, это еще одна разновидность неформального контроля над общественной жизнью со стороны Путина и его окружения. Наконец, не исключено, что вброшенная президентом идея была подхвачена административным аппаратом, который оказался в своей стихии, как только разговор зашел о создании новой квазибюрократической структуры.

В конце концов, все эти факторы могут иметь место одновременно. Результаты этой затеи можно будет оценить с началом нового политического сезона, когда выяснится, кто же эти самые достойные люди в России, чьи интересы они представляют и какие вопросы российской жизни они сочтут наиболее принципиальными.