Многие кадровые советские дипломаты и внешнеторговые работники мечтали завершить свою трудовую карьеру в штаб-квартире какой-нибудь приличной международной организации. Тут и стабильная зарплата, и всевозможные бонусы, и полезные знакомства, и поездки по всему свету за казенный счет. Да и вообще приятно почувствовать свою причастность к мировой элите.
Наряду со всевозможными спортивными федерациями и ассоциациями, о которых следует вести отдельный разговор, подобной синекурой является и Организация Объединенных наций с ее многочисленными департаментами, отделами, инспекциями, управлениями и невообразимым количеством прочих структурных подразделений. Страны, дающие деньги на содержание ООН, и в первую очередь США, давно уже высказывали недовольство несоразмерностью громоздкого аппарата организации эффективности его работы.
Главный скандал разразился в связи с помощью международного сообщества Ираку, страдавшему под гнетом им же - международным сообществом - наложенных санкций. Для того, чтобы как-то ограничить политические и военные амбиции Саддама Хусейна, ему запретили продавать нефть. Однако в Ираке тут же возник дефицит товаров первой необходимости, элементарных продуктов питания и медицинских препаратов.
Международное сообщество здраво рассудило, что не может весь народ нести ответственность за безрассудные выходки своего диктатора. Тогда иракскому правительству все же разрешили продавать часть добываемой нефти, но под строгим контролем - так, чтобы вырученные средства тратились лишь на облегчение участи бедствующего населения.
При ООН была создана специальная программа, получившая название "Нефть в обмен на продовольствие". Ее сотрудники получили эксклюзивное право решать, кому и за сколько будет продаваться иракская нефть и кто станет счастливым подрядчиком на поставку в Ирак продуктов, медикаментов и прочих товаров, которые будут оплачены нефтедолларами. Объем средств, официально задокументированных в рамках программы, составил 64 миллиарда долларов.
Подобный эксклюзив, а также отсутствие в ООН структуры, равной по эффективности КРУ при ЦК КПСС, привели к тому, что, как выяснилось, только к рукам самого Саддама за время действия программы прилипло около 20 миллиардов долларов неучтенных средств. Созданная при ООН независимая комиссия во главе с бывшим главой американской Федеральной резервной системы Полом Волкером не без оснований решила, что столь огромные нетрудовые доходы экс-президента Ирака вряд ли могли образоваться без участия в сделках ответственных работников ооновской программы.
Комиссионеры долго и нудно расследовали всевозможные слухи, подобравшись даже к генсеку Кофи Аннану, но той самой окончательной бумажки, которая бы юридически доказала наличие махинаций, так и не было найдено. Периодически Волкер выступал с докладами, намекая на возможную коррумпированность тех или иных чиновников, правда, его подозрениям регулярно не хватало доказательной базы для предъявления обвинений.
Но в минувший понедельник ситуация круто изменилась. В очередном отчете были названы два очередных подозреваемых. Одного из них Кофи Аннан тут же лишил дипломатической неприкосновенности. Вслед за этим подозреваемый был арестован американскими правоохранительными органами, успел выслушать предъявленные ему обвинения, дать признательные показания и в итоге был благополучно отпущен из нью-йоркских застенков под залог в 400 тысяч долларов.
Этим человеком оказался бывший высокопоставленный сотрудник отдела закупок ООН Александр Яковлев, имеющий российское гражданство.
Откат, еще откат
Чиновник, проработавший в ооновских структурах почти 20 лет, признался в вымогательстве крупных сумм денег у компаний, желавших получить выгодные контракты с ООН. Обвинения ему были предъявлены по трем пунктам: сговор с целью совершения преступления, мошенничество при электронном переводе денежных средств и отмывание денег, нажитых преступным путем. По суровым американским законам, каждое из этих обвинений при неблагоприятном для подсудимого раскладе тянет на 20 лет тюрьмы, не считая совокупного денежного штрафа в размере до 750 тысяч долларов.
Однако Яковлев пока что не дорос до статуса подсудимого. Он был выпущен нью-йоркской полицией под внушительный залог и подписку о невыезде. Ему теперь предстоит явиться в суд для дачи показаний, правда, дата судебных слушаний также пока не назначена.
Пострадал специалист по закупкам, судя по всему, из-за отцовской любви. В июне этого года вскрылось, что он устроил своего сына в одну из компаний, ведущую бизнес с Объединенными нациями. После этого Яковлеву ничего не оставалось, как написать прошение об отставке, которое и было направлено руководству по факсимильному аппарату.
Но на этом его беды не закончились. Раз чиновника заподозрили в кумовстве, то, рассудили в ООН, здесь недалеко и до коррупции. После чего его дело передали на рассмотрение комиссии Волкера, которая накопала ряд прелюбопытных фактов.
В понедельник Волкер зачитал доклад, из которого следовало, что комиссией собраны "убедительные доказательства" того, как Яковлев получил почти миллион долларов комиссионных. Правда, выплачены они были компаниями, не имеющими отношения к иракской программе. Но зато их контракты с ООН в общей сложности "весили" около 79 миллионов долларов.
Удалось независимым следователям проследить и путь этих средств. Они утверждают, что у Яковлева в одном из офшорных банков на карибском острове Антигуа имелся счет, который был оформлен на жену чиновника. Счет принадлежал некой компании Moxyco Ltd, и на нем лежало 1,3 миллиона долларов. Из этих средств 950 тысяч долларов поступили как раз от компаний, работающих с ООН.
Злополучная программа "Нефть в обмен на продовольствие" все-таки всплыла и в деле Яковлева. Выяснилось, что он якобы небескорыстно предлагал одной французской компании, желающей поучаствовать в иракском проекте, стать обладателем конфиденциальной информации, которая помогла бы ей победить в тендере. Французы из Societe General de Surveillance не только не согласились "подмазать" услужливому чиновнику, но и передали куда следует корреспонденцию с предложением о сомнительных услугах.
В этом случае Яковлев не признал себя виновным, но его почерк распознал бывший эксперт ФБР, привлеченный для установления истины в этом щекотливым деле.
Подарок покойной тетушки
Комиссия Волкера нашла прегрешения и у непосредственного начальника программы "Нефть в обмен на продовольствие" Бенана Севана. Его обвинили в незаконном получении прибыли с продаж иракской нефти - то, что в русском языке именуется теперь простым и емким словом "откат". Севан не стал дожидаться, когда ему предложат собираться с вещами, а по-быстрому подал в отставку и улетел на родной Кипр, который, кстати, не имеет договора с США об экстрадиции подозреваемых.
Между тем комиссия подозревает, что Севан получил денежную благодарность от египетского трейдера, которому он помог приобрести иракскую нефть по чрезвычайно выгодной цене. Вырученные от ее перепродажи деньги затем, по данным комиссии, оседали на счетах фирмы African Middle East Petroleum, которой владеет Фахри Абдельнур, приходящийся двоюродным братом бывшему генсеку ООН египтянину Бутросу Бутросу-Гали.
Затем в механизме сделки появляется еще один родственник, брат жены Бутроса Гали по имени Фред Надлер. На его счет расположенная в Швейцарии, но зарегистрированная в Панаме компания African Middle East Petroleum перевела 580 тысяч долларов, из которых затем около 150 тысяч оказалось на счетах в нью-йоркских банках. Владельцами этих счетов как раз и были Севан и его супруга.
Севан в ответ пояснил, что деньги ему подарила ныне покойная родная тетя. Но Волкер не поверил и попросил лишить бывшего ооновского чиновника дипиммунитета, что позволило бы провести в отношении него уголовное расследование. По последним данным, прокуратура Манхэттена уже заинтересовалась этим делом на основании документов, переданных Волкером.
Сам бывший глава программы помощи Ираку отказался признавать свою вину и даже попенял своему давнему другу Кофи Аннану на не приличествующую его статусу злокозненность. Севан обвинил генсека в том, что тот хочет сделать его козлом отпущения исключительно из соображений политической целесообразности. В своем прошении об отставке Севан намекнул, что у него с Аннаном есть общие враги, которые хотят погубить их обоих, а попытка Аннана принести его, Севана, в жертву окажется напрасной, ибо таинственные недруги на этом не остановятся.
Ложная тревога для Аннана
Досталось от Волкера и Кофи Аннану. Комиссия обнаружила сообщения, отправленные по электронной почте, из которых следует, что генсек ООН все же знал, что швейцарская фирма Cotecna Inspection, в которой работал его сын, хотела бы стать подрядчиком Объединенных наций. Весной этого года подозрения Волкера вызвали многозначные суммы, которые упомянутая фирма переводила сыну главы ООН уже после того, как тот оставил работу в компании.
Аннан ранее отрицал, что он вообще что-либо знает об интересе сыновних работодателей к ооновскому бизнесу. Поэтому Волкер пообещал более тщательно расследовать вновь открывшиеся факты и обнародовать результаты изысканий в очередном докладе, который ожидается в начале сентября. При этом он немного утешил главу ООН, сказав, что пока у него нет никаких свидетельств того, что Аннан помог фирме Cotecna получить контракт.
Наши люди в ООН
Арест очередного международного чиновника с российским гражданством вызвал разнообразные отклики на его исторической родине. Так, например, МИД России сразу же отрекся от Яковлева и попросил СМИ не называть его российским дипломатом, поскольку он таковым не является и никогда не являлся.
В свою очередь, глава Информцентра ООН в Москве вступился за честь России и заявил, что дело в отношении одного человека, пусть и с российским паспортом, не должно бросать тень на всю страну. А вот известный адвокат Игорь Трунов считает арест Яковлева делом политическим. По его мнению, чиновник среднего звена не мог действовать лишь по своей инициативе. А значит, если он брал взятки, то должен был делиться с кем-нибудь наверху.
Адвокаты Яковлева уже выразили надежду, что после признания им своей вины приговор американской Фемиды будет более мягким. А Трунов добавляет, что решение подозреваемого сознаться означает, что чиновник пошел на сделку с правосудием и, следовательно, сдаст какую-нибудь информацию о своих подельниках.
В общем, остается только порадоваться, что русский человек нигде не пропадет. Более того, признания Яковлева в итоге могут повлиять на судьбу крупнейшей международной организации, которая давно уже находится под огнем критики за свою неэффективность, раздутый штат и непрозрачную финансовую структуру.
В некоторых чертах случай с Яковлевым напоминает дело экс-главы Минатома Евгения Адамова, который уже не первый месяц дожидается в швейцарской тюрьме решения своей судьбы. Бывшего министра обвиняют в коррупции и американская, и российская сторона. Однако если Адамов занимал в прошлом высокий государственный пост и имеет доступ к российским секретам, то Яковлев, судя по всему, относится к категории людей, которые сами сделали себе международную карьеру.
То есть бывший специалист по закупкам не имеет никакого отношения к российским властям, по крайней мере, официально. Правда, биография Яковлева настолько засекречена, что создается ощущение, будто он появился из ниоткуда. А потому, если скандал будет разрастаться и дальше, неизбежно встанет вопрос: "А был ли мальчик"?
А пока, по данным генконсульства России, господин Яковлев находится в своих нью-йоркских апартаментах и ожидает следующего свидания со служителями американского закона.