Больше интересных новостей у нас во ВКонтакте
Новости партнеров

"КамАЗы" вновь стали королями пустыни

Российская команда "КамАЗ-Мастер" установила рекорд

Российский экипаж в составе пилота Владимира Чагина, штурмана Семена Якубова и механика Сергея Савостина на "КамАЗе" стал победителем ралли "Лиссабон-Дакар-2006" в классе грузовых автомобилей. Для российской команды это уже седьмая победа в истории на самом сложном в мире марафонском ралли-рейде. Это абсолютный рекорд "Дакара".

Чаще "КамАЗов" в классе грузовиков не выигрывал никто. У знаменитой "Татры" шесть побед, и долгое время этот результат казался фантастикой. На сей раз преимущество российских грузовиков было очень солидным. "Царь", как называют Чагина коллеги-пилоты, выиграл шесть стартовых этапов, создав себе задел на будущее в три с лишним часа. Даже относительные неудачи в Мавритании, когда машина лидера дважды попадала в песчаные ловушки, позволив соперникам сократить отставание до получаса, совершенно не сказались на общей ситуации в гонке.

Владимир Чагин, Семен Якубов и Сергей Савостин великолепно прошли самые сложные спецучастки, вновь создав большое преимущество. За несколько этапов до финиша их главной задачей было не побеждать, а просто финишировать, стараясь беречь грузовик. С этой задаче российские спортсмены справились без проблем, в пятый раз одержав победу в ралли, к которому готовились целый год.

Прошлогодний победитель "Дакара" Фирдаус Кабиров со штурманом Айдаром Беляевым и механиком Андрей Мокеевым на сей раз финишировал третьим. Серьезно отстав на первых этапах, затем Кабиров фантастическим рывком пытался догнать Чагина, но не сумел – проколы колес в самые ответственные моменты не позволили триумфатору "Дакара-2005" вновь побороться за победу. Не смог Фирдаус удержать и второе место, которое досталось неистовому голландцу Хансу Стейси на MAN'е.

Стейси провел весь марафонский ралли-рейд очень здорово, сметая на своем пути все преграды. Достаточно сказать, что на одном из этапов грузовик голландца сигналил ехавшему впереди внедорожнику, чтобы тот освободил дорогу, но сигнал вовремя услышан не был, и через несколько секунд Стейси буквально протаранил неуступчивую машину, отбросив ее далеко в сторону. Но "летучему голландцу" пока еще далеко до царского престола.

Чисто внешне победа Чагина выглядела очень легкой. Но даже само словосочетание "легко выиграл на "Дакаре" по меньшей мере звучит нелепо. Хотя бы потому, что целый год команда напряженно работает, не давая себе никакого отдыха, ради двух недель адской гонки, из которой ни один спортсмен не выходит здоровым.

Нынешний "Дакар" начался для российских грузовиков хуже некуда. Отправившись в Лиссабон, откуда и стартовал ралли-рейд (в прошлом году гонка приняла старт в Барселоне), "камазовцы" застряли на дорогах Испании, заваленных снегом. Для Пиренейского полуострова "заваленных снегом" звучит примерно так же, как и "легко выиграл "Дакар". Испанцы оказались не готовы к капризам погоды, а российские боевые грузовики и "технички" попали в настоящую ловушку, поскольку объехать многокилометровую пробку не представлялось возможным.

В итоге "КамАЗ-Мастер" приехал на технический контроль в последний момент, и хорошо, что все обошлось. Недаром спортсмены из Набережных Челнов несколько дней провели на базе Michelin в Клермон-Ферран, где машины прошли последнюю доводку к гонке. Технический контроль челнинцы прошли без каких бы то ни было проблем, а чуть позже узнали, что лишились главных конкурентов. Наглые и уверенные в себе до предела команды Яна и Герардуса де Роев, а также Ханса Бекса на грузовиках DAF не были допущены до участия в ралли.

Как оказалось, они привезли на гонку машины без омологационных карт, зарегистрированных в ФИА. Естественно, технические комиссары "Дакара" потребовали либо предоставить документы, либо отправляться домой. Голландцы пытались всячески убедить комиссию допустить их, но безуспешно. В итоге Team de Rooy Transport и Hans Bekx Team Sport были сняты с "Дакара". В сердцах де Рой-старший (Ян) заявил, что ноги его больше не будет на этом ралли-рейде. Впрочем, голландец наверняка бросил эту фразу в порыве гнева, а успокоившись немного, на следующий "Дакар" приедет.

Но отсутствие главных конкурентов дало не так уж много преищуств "КамАЗам". Дело в том, что организаторы подготовили участникам ралли ряд сюрпризов, одним из которых стало ограничение в системе спутниковой навигации на местности GPS, которая раньше позволяла значительно упрощать прокладку маршрута. Богатые команды, выставляющие на рейд свои внедорожники, попутно выставляли еще и secret-team, которые занимались исключительно штурманской работой, а затем передавали данные на свои гоночные машины, которые неслись, не заботясь ни о чем.

Поэтому на нынешнем ралли-рейде как никогда раньше ключевым фактором для победы стало мастерство экипажей. У российских спортсменов оно оказалось выше. Впрочем, Владимир Чагин, отвечая на вопрос о том, как "КамАЗу" удается так здорово выступать на "Дакаре", был предельно краток: "Мы - русские". Кстати, вполне возможно, в десятке сильнейших были бы все три "камазовских" экипажа, но дебютант ралли Сергей Решетников, одно время занимавший четвертое место в общем зачете, получил тяжелую травму, и в полную силу продолжать борьбу уже не мог, а его "КамАЗ" из боевой машины стал быстрой "техничкой".

Кстати, впервые в 28-летней истории ралли Россия выставила свою команду не только в классе грузовиков, к чему все уже привыкли, но и в классе внедорожников. Russian Team для дебюта выступила очень даже прилично. Леонид Новицкий и Олег Тюпенкин сумели не просто финишировать, но финишировать на своем Nissan на 25-м месте в общем зачете. Когда вокруг такие зубры, как Петерансель и Сайнс, это очень хороший результат. К сожалению, из-за технических неисправностей экипажи Алексея Васильева и Николая Жильцова, Алексея Беркута и Антона Николаева, Бориса Букатова и Сергея Додонова, Андрея Иванова и Владимира Демьяненко до берегов Розового Озера не добрались.

Что касается победителя общего зачете в классе внедорожников, то им стал сильнейший горнолыжник мира середины 90-х годов прошлого века француз Люк Альфан.

Да, именно горнолыжник, который трижды за свою карьеру выигрывал "Хрустальный глобус" – Кубок мира. Его достижение на самом деле уникально, поскольку когда Альфан уходил из горных лыж в ралли, никто не верил в то, что он сможет достичь успеха хотя бы на одном этапе любого ралли, не говоря уж о "Дакаре", и тем более о победе в общем зачете. Но Альфан, который заключил контракт с лучшей раллийной командой мира Mitsubishi, теперь променял "Хрустальный глобус" на "Бронзового туарега".

Вторым в общем зачете стал южноафриканец Жинель де Вилльерс из Volkswagen, а третьим финишировал Хуан Рома на Mitsubishi, который два года назад выиграл "Дакар" в классе мотоциклов. Легендарный Стефан Петерансель, партнер Альфана и Ромы по команде, уверенно лидировал до двенадцатого этапа, но на этом самом этапе врезался в дерево и с мечтой о победе распрощался, оказавшись на итоговом четвертом месте.

В классе мотоциклов победил испанец Марк Кома, который вышел в лидеры на четвертом этапе ралли. До финиша он свое преимущество не упустил, хотя стоит отметить тот факт, что Кома не выиграл ни одного спецучастка. Факт сам по себе уникальный. Впрочем, в 2001 году победителем "Дакара" в классе внедорожников стала немка Ютта Кляйншмидт, которая также не смогла отметиться в числе победителей спецучастков. Всего в "Дакаре-2006" стартовали 177 легковых автомобилей, 233 мотоцикла и 74 грузовика, а до финиша добрались соответственно 66, 93 и 35.

Несмотря на все усилия организаторов, пытавшихся сделать все для обеспечения безопасности, ралли-рейд не обошелся без жертв. На девятом этапе ралли 9 января погиб австралийский мотогонщик Энди Калдекотт, который и не должен был участвовать в гонке. Просто в последний момент руководство команды КТМ попросило его заменить заболевшего испанца Хорди Дюрана. Австралиец за неделю управился с оформлением документов и прибыл в Лиссабон в полной боевой готовности. Более того, он даже выиграл один спецучасток…

Другими жертвами "Дакара" стали два африканских мальчика из Гвинеи и Сенегала, одному из которых было 10 лет, а другому – 12. Оба они выскакивали перед несущимися машинами и были сбиты. Медики не могли ничего сделать. Для многих жителей Африки сопричастность к "Дакару" является самым ярким событием в жизни, и они не хотят, чтобы это событие проехало от них на почтительном расстоянии. Вот и лезут они поближе к машинам и погибают… Вообще за всю историю ралли-рейда на нем погибло 48 человек, включая и основателя гонки Тьерри Сабина. И все равно "Дакар" был, есть и будет самой притягательной гонкой в мире.

Андрей Сенцов

Спорт00:0119 октября

«Я вырос на улице — там нет правил»

Он попал в футбол от безысходности и стал одним из главных отморозков в истории АПЛ