Уходящий год ознаменовался успешными возвращениями произведений искусства их законным владельцам и столь же успешными аукционами по их (произведений) продаже. Скорость, с которой менялись хозяева шедевров, и суммы, которые за них (шедевры) выкладывались, ошеломляли месяц от месяца.
Два крупных европейских собрания - венская галерея Бельведер и берлинский музей "Брюке" - лишились в 2006 году ценных картин. Первая - пяти полотен Густава Климта, второй - работы Эрнста Людвига Кирхнера. В обоих случаях картины попали в США после судебных побед наследников довоенных владельцев экспонатов над государственными собраниями. Эти успешные реституционные иски привели к небывалому ажиотажу на осенних торгах искусством начала XX века в Нью-Йорке, а одна из отсуженных картин - знаменитая "Золотая Адель" Климта - успела несколько месяцев побыть самым дорогим полотном в истории. Ее приобрел косметический магнат Роберт Лаудер за 135 миллионов долларов.
Великобритания столкнулась в этом году с ситуацией, в которой государственные музеи не могли собрать средства на выкуп у частных владельцев нескольких важных экспонатов. Так, галерее Tate не удалось выкупить целиком собрание акварелей поэта Уильяма Блейка и предотвратить покупку американским коллекционером акварели Уильяма Тернера. Министр культуры страны наложил временный запрет на вывоз еще одной акварели Тернера стоимостью 9,7 миллиона долларов. Аналогичная мера не смогла предотвратить вывоз из страны двух картин итальянского художника Каналетто: музеям и Национальному лотерейному фонду не удалось собрать вовремя 10,5 миллионов долларов на их выкуп.
Реституционная лихорадка не обошла и нашу страну. В начале года после многолетних переговоров Шарошпатакский реформатский коллегиум получил обратно 134 книги из своей библиотеки, оказавшиеся после Второй мировой войны на территории СССР. Правда, вопреки ожиданиям, с места не сдвинулись другие громкие реституционные дела: о бременской (Балдинской) коллекция графики, о коллекции серебра Ангальта, о библиотеке Харденберга. В сентябре 2006 года министр культуры Соколов сказал о том, что понятие "реституция" вообще больше не будет использоваться, его следует заменить "компенсаторной реституцией". Развития это заявление не получило, но неприятный осадок остался.
Росохранкультура, федеральное ведомство, занимающееся охраной культурных ценностей, проявило редкую энергию в этом году, снимая с европейских аукционов то графику архитектора Якова Чернихова, то советские ордена. Эти предметы попали на торги незаконным образом и были торжественно возвращены на родину.
Совершенно законно, но тоже небывало энергично проявили себя на аукционах наши соотечественники-коллекционеры. В мае некий россиянин приобрел за 95,2 миллиона долларов "Портрет Доры Маар с кошкой" кисти Пабло Пикассо. Осенние торги в Лондоне русским искусством поставили очередную серию рекордов: "Пастораль" Константина Сомова ушла с молотка за 5,2 миллиона долларов, за чуть меньшую сумму - около 5 миллионов - были проданы вазы Императорского фарфорового завода. Вдобавок, оставшийся неизвестным российский поклонник купил целиком выставку британского художника Дэмиена Херста, привезенную в Москву.
Покупательная способность российских коллекционеров и их наконец-то растущий интерес к послевоенному искусству соотечественников побудили дом Sotheby's выделить специальный день для торгов современными произведениями. Первые результаты нового аукционного направления станут известны в феврале 2007 года.
Самые большие сделки на арт-рынке в 2006 году были заключены частным образом: две картины перешли в коллекции миллиардеров нового поколения: "№5, 1948" Джексона Поллока из собрания Дэвида Геффена 140 миллионов купил Дэвид Мартинес, Стивен Коэн стал обладателем "Женщины III" Виллема де Кунинга за 137,5 миллионов.
Не только российские, но и азиатские покупатели радовали аукционистов в этом году. Так, гонконгский предприниматель Джозеф Лау, находящийся на 451-ой строке в списке самых богатых людей журнала Forbes 2006 года, купил на нью-йоркских торгах Christie's работу Энди Уорхола "Портрет Мао Цзедуна" за 17,3 миллиона долларов.
Классик XX века Сюй Бэйхун поставил рекорд в Гонконге: его полотно "Лев и раб" на классический европейский сюжет было продано за 6,9 миллиона долларов. Небольшая фарфоровая чаша XVIII века ушла с молотка за 19,4 миллиона долларов, причем этот редкий предмет перекочевал из собрания миллионера, живущего на материке, к его не менее состоятельной сестре, обитающей в Гонконге.
В этом году Италия и Греция добились возвращения из Соединенных Штатов ряда ценных экспонатов, незаконно вывезенных из Европы в американские музеи. Министерства культуры обеих стран действовали в Америке "мытьем и катанием": они просили, уговаривали, угрожали. Так, действуя "по-хорошему", итальянцы добились от нью-йоркского музея Метрополитен согласия на передачу Риму исключительно ценного кратера Ефрония - большой античной вазы, на которой запечатлен эпизод из "Илиады" - смерть воина Сарпедона. Сосуд был найден "черными археологами" в 1971 году в этрусской гробнице в Черветери и вывезен из страны для продажи. В сделке с музеем Метрополитен, состоявшейся в 1972 году, принял участие антиквар Роберт Хехт (Robert Hecht), обвиняемый Италией в соучастии в незаконном сбыте античных произведений искусства. Дело Хехта с осени 2005 года рассматривается в суде Рима, но следствие до сих пор не завершено. Кратер Ефрония и серебряные предметы из сицилийского клада близ Моргантины, также незаконно вывезенные и оказавшиеся в Метрополитен, по условиям соглашения между музеем и министерством культуры останутся в США на несколько лет. Таких же "мирных" условий итальянцам удалось достичь на переговорах с бостонским Музеем изящных искусств: в его собрании на несколько лет останется статуя богини Ирины. Она попала в США точно по такому же нелегальному сценарию, как и спорные экспонаты из Метрополитен: итальянские "черные археологи" продали ее европейским "серым антикварам", а те, в свою очередь, предложили ее американским музеям.
Камнем преткновения для итальянцев остался калифорнийский музей Гетти, чей куратор Марион Тру (Marion True) обвиняется вместе с упомянутым выше Робертом Хехтом в сознательной скупке нелегальных античных артефактов. С точки зрения следователей из Рима, в Гетти находится 350 незаконных экспонатов, 52 из которых в обязательном порядке подлежат возвращению. Руководство музея добровольно согласилось передать 26 предметов и на этом завершило переговоры. Обескураженные итальянцы пообещали наложить культурное эмбарго на сотрудников фонда Гетти, то есть запретить им работать в итальянских музеях и экспедициях, но шантаж пока не возымел действия.
Поскольку вся эпопея с возвращением экспонатов из Америки в Европу началась в 2005 году именно с Гетти, у этой истории, несомненно, будет продолжение. Тем более что помимо Италии на часть коллекции музея претендует Греция, которой мирным путем уже удалось добиться от Гетти согласия на передачу золотого венка и мраморной статуи, и на этом переговоры не закончились.
Министр культуры Греции не сложил оружие в борьбе за возвращение в Афины скульптур, некогда украшавших античные храмы. Поскольку в 2007 году в греческой столице откроется новый музей, которому предстоит вместить в себя произведения искусства, найденные или находящиеся на Акрополе, то министерство создает специальное бюро. Оно будет добиваться от европейских правительств, в первую очередь, от Великобритании, согласия на передачу фрагментов Парфенона. Британский музей, где хранятся наиболее ценные скульптуры, наотрез отказывается возвращать их. Зато музей Гейдельбергского университета уже создал прецедент, добровольно передав небольшую часть фриза Афинам.
Такую же энергичную борьбу за национальное наследие, как Италия и Греция, ведет Египет. Публикация в апреле 2006 года перевода текста Евангелия от Иуды была обставлена с большой помпой. Важной частью кампании, которую вело Национальное Географическое общество США, было информирование общественности, что оригинальный папирус, так называемый Кодекс Чакоса, передан в каирский Коптский музей. Происхождение манускрипта указывало на то, что папирус незаконно вывезли и продали в США посредники с криминальным прошлым.
Все эти события указывают на то, что оба главных тренда 2006 года сохранятся в будущем. Реституционные иски будут множиться. Развитие как минимум одного из них, касающегося "Портрета Анхеля Фернандеса де Сото" кисти Пикассо, следует ожидать в ближайшем будущем: дом Christie's снял картину с ноябрьских торгов в Нью-Йорке, поскольку у полотна оказался новый потенциальный владелец, и суд не смог за одно слушание разрешить конфликт вокруг него. Если не произойдет нечто экстраординарное в мировой политике и экономике, то арт-рынок останется на подъеме, цены на искусство продолжат расти, а произведения - менять владельцев.
Юлия Штутина