В первой части мы вспомнили выборы Александра Лукашенко, поражение "оранжевой революции" на Украине, рижский саммит НАТО, молдавское вино, творческую карьеру дочери узбекского президента, Бронзового солдата в Таллинне и, конечно, Бората Сагдиева. Вот продолжение.
В середине декабря началась коммерческая добыча газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз, запасы которого оцениваются в 1 триллион кубометров. Правда, пока собственные потребности в этом виде топлива Азербайджан не обеспечивает и по-прежнему нуждается в поставках из России. После двукратного роста цен (со 110 до 235 долларов за тысячу кубометров) Баку присоединился к хору потребителей российского газа, заявляющих об "энергетическом шантаже" со стороны Москвы.
Однако в отличие от других Азербайджан продемонстрировал, что готов ответить на "шантаж". Руководство республики заявило, что в ближайшем будущем сможет обходиться без российского газа, а также без российского трубопровода, по которому транспортируется азербайджанская нефть.
Баку открыто солидаризировался с другими пострадавшими от "шантажа". Так, в начале ноября Азербайджан и Еврокомиссия подписали меморандум о взаимопонимании в области энергетики, в котором стороны помимо прочего решили вместе сокращать зависимость ЕС от энергопоставок из России. После подписания документа глава Еврокомисии похвалил республику за успехи в области экономических и политических реформ.
Ожидать на этом фоне критического отношения еврочиновников к внутренней политике Азербайджана, в частности, к ситуации со свободой слова в республике, было бы наивно. Между тем азербайджанские журналисты на протяжении года неоднократно заявляли о преследованиях со стороны властей. Среди последних эпизодов - арест поэта-сатирика Мирзы Захидова, выселение газеты "Азадлыг", ужесточение правил ретрансляции западных радиопрограмм. Правозащитники считают, что таким образом идет "зачистка" информационного поля к президентским выборам 2008 года.
12 октября нижняя палата французского парламента приняла законопроект, который вводит уголовную ответственность за отрицание геноцида армян со стороны Турции в 1915 году. Документ предусматривает наказание в виде штрафа в 45 тысяч евро (56 тысяч долларов) и лишения свободы сроком на один год.
Несмотря на то, что документ еще должен был пройти сенат и получить подпись президента, Ереван расценил его появление как политическую победу - в частности, над Турцией, которая до сих пор отказывается признать факт массового убийства армян.
Между тем поддержка Франции, в которой проживает самая большая армянская община в Западной Европе, пока не смогла приблизить разрешение конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Встреча президентов Армении и Азербайджана в парижском замке Рамбуйе, проходившая в феврале 2006 года, закончилась безрезультатно. "Впечатление такое, что в этом году не удалось добиться подвижек в этом вопросе", - заявил в ноябре президент Армении Роберт Кочарян.
В то же время обещание Еревана официально признать независимость Нагорного Карабаха, если переговоры с Баку зайдут в тупик, повисло в воздухе. Даже после референдума, на котором была принята первая в самопровозглашенной республике конституция, руководство Армении направило Карабаху свои поздравления, но официального признания со стороны Еревана так и не последовало. Политологи сходятся в том, что конфликт вокруг Карабаха будет "заморожен" по крайней мере до 2009 года - то есть до тех пор, пока в Армении и Азербайджане не пройдут президентские выборы. До этого руководство ни одной из республик, очевидно, не решится ни идти на уступки, ни развязывать военные действия.
На протяжении 2006 года отношения Тбилиси и Москвы планомерно ухудшались. В начале года произошли взрывы на газопроводе и линии электропередач, оставив Грузию без российского газа и электричества. Президент Грузии Михаил Саакашвили обвинил в организации взрывов Москву, заявив, что против его страны действуют "темные силы".
В дальнейшем выпады с грузинской стороны носили в основном политический (например, постановление об изгнании российских миротворцев из Абхазии и Южной Осетии), а с российской - экономический характер (например, запрет на импорт грузинского вина). В то же время значительная часть взаимного недовольства принимала сравнительно безобидную форму дипломатической перебранки.
Ситуация резко изменилась после задержания в Тбилиси и Батуми нескольких российских военнослужащих, которых МВД Грузии обвинило в шпионаже и подготовке диверсий. До сих пор не известно, и, вероятно, не будет известно, действительно ли задержанные были сотрудниками спецслужб. По версии ряда СМИ, речь действительно идет о сотрудниках Главного разведуправления России, которые, однако, не готовили "теракты", а занимались только сбором информации.
Через несколько дней военных отпустили, а Москва, решив, очевидно, устроить "показательное наказание" в расчете на других своевольных соседей, объявила Тбилиси транспортную и почтовую блокаду. Вслед за этим в России была развернута антигрузинская кампания. Если грузинское руководство упрекали в неадекватности и желании "устроить шоу" из задержания предполагаемых шпионов, то это "шоу" померкло на фоне массовых депортаций грузинских мигрантов, "зачисток" на рынках и облав в грузинских храмах.
К концу года противостояние России и Грузии вновь вошло в стабильное русло. В возможность примирения, о которой время от времени говорят представители российского и грузинского руководства, вряд ли верят даже сами авторы подобных заявлений. Вероятно, в России этот вопрос будет решаться уже при следующем президенте. В Грузии, очевидно, при том же самом.
По крайней мере, Михаил Саакашвили уже позаботился о том, чтобы "темные силы" не помешали ему занять должность еще раз, предложив провести президентские выборы не в 2009, а в 2008 году. Представители парламентского большинства, которые одобрили его инициативу, не скрывали, что это решение связано с аналогичными выборами в России. Замысел грузинского руководства, вероятно, состоит в том, что в преддверии смены власти в собственной стране российское руководство будет слишком занято, чтобы сорвать выборы в Грузии и сменить "режим Саакашвили" на более лояльный по отношению к себе.
В начале ноября в Киргизии прошли массовые митинги оппозиции, которые их участники уже окрестили новой "тюльпановой революцией" - по аналогии с событиями 2005 года, в результате которых своего поста лишился президент Аскар Акаев. Правда, результаты нынешней "революции" оказались гораздо скромнее.
У республики появилась новая конституция, которая, как обещали ее многочисленные авторы, должна была изменить форму правления в стране с президентской на парламентскую. Но это в теории. На практике конституция, принятая, как писали СМИ, за две (!) минуты, содержала целый ряд неточностей и стилистических ошибок. Кроме того она не провела четкой границы между полномочиями парламента, президента и правительства.
Как отмечали сами оппозиционеры, им удалось согласовать текст конституции с президентом Курманбеком Бакиевым, пообещав, что вместе с правительством он "досидит" свой срок до 2010 года. Однако уже через месяц после противостояния между правительством и оппозиционным парламентом кабмин ушел в отставку. Оппозиция усмотрела в этом "происки Бакиева", который, по ее мнению, таким образом хочет добиться роспуска парламента.
Сейчас чиновники сходятся в том, что "революционная конституция" оказалась неудачной, однако каждая из сторон винит в этом своих политических противников, включая даже бывшего президента Акаева, который в настоящее время живет в России и занимается научной деятельностью. В ходе ноябрьских митингов, например, лидеры противостоящих партий - президент Бакиев и оппозиционер Омурбек Текебаев - получили от недоброжелателей характеристику "куйрук" (то есть хвост) Акаева. Ранее один из лидеров оппозиции пришел к выводу, что Бакиев - это и есть Акаев, который только "поменял прическу и спутался с криминалом".
15 декабря польская компания PNK Orlen завершила сделку по покупке 84,36 процентов акций литовского нефтеперерабатывающего комплекса Mazeikiu Nafta. 53,7 процента акций НПК продал "ЮКОС", а еще 30,66 процента - правительство Литвы, получив за них 852 миллиона долларов. Учитывая, что интерес к покупке Mazeikiu Nafta проявляли и российские компании, в частности "Лукойл", выбор Вильнюса в пользу поляков вызвал нескрываемое недовольство Москвы.
В июне 2006 года сделку с PNK Orlen одобрил литовский сейм, а в июле на российском нефтепроводе "Дружба" произошла авария, в результате которой поставки нефти на Mazeikiu Nafta были прекращены. Российские депутаты, посетившие Литву в середине октября, пообещали, что рано или поздно нефтепровод все-таки отремонтируют, однако предупредили, что "над комплексом нависло непостоянство, которое будет давить на предприятие, пока оно не решит, каких партнеров выбрать". Через несколько часов после отлета российской делегации из Вильнюса на заводе произошел пожар, ущерб от которого, по предварительным оценкам, составляет около 90 миллионов долларов.
Между тем, как отмечают наблюдатели, завершение сделки, которую не смогли сорвать ни перебои с поставками нефти, ни пожар, ни политический кризис в Литве, не означает, что противостояние вокруг Mazeikiu Nafta завершилось. Очевидно, что поляки, решая проблему поставок сырья из России, будут апеллировать в том числе и к поддержке Вильнюса. В подобной ситуации выбор, сделанный в пользу Варшавы вопреки интересам Москвы, Литве придется подтверждать еще не один раз.
В начале декабря президент Таджикистана изменил структуру правительства: два десятка ведомств были упразднены, а в других сменилось руководство. Официальный президентский сайт объяснил, что реорганизация связана с переходом страны на "качественно новый этап развития", который позволит ей достичь "светлого будущего". Новым министрам, как сообщается, уже поставлены "конкретные задачи" по достижению этого самого будущего.
Месяцем ранее действующий президент республики Эмомали Рахмонов в очередной раз победил на президентских выборах. Фактически Рахмонов руководит республикой с 1992 года, однако в результате поправок, внесенных в конституцию, его предыдущие сроки фактически "обнулились". Так что, не нарушая основного закона, он сможет выставить кандидатуру и на следующих выборах, обеспечив себе еще один семилетний срок.
Сразу после выборов Москва и Душанбе обменялись дипломатическими реверансами. Наблюдатель из России заявил, что столь демократичного голосования, как в Таджикистане, он не видел еще ни нигде в СНГ. Рахмонов, в свою очередь, пообещал, что республика останется "стратегическим партнером великой России".
Если действующий глава Таджикистана действительно останется у власти до 2020 года, как это ему позволяет нынешний вариант конституции, то он лишь немного уступит покойному Туркменбаши, правившему 21 год. Впрочем, Душанбе уже сейчас не уступает достижениям Ашхабада в области строительства "светлого будущего". Как сообщили СМИ в сентябре, власти Таджикистана пошли по пути Туркмении и запретили школьным учителям носить золотые зубы.
21 декабря скончался Сапармурат Ниязов, известный также по титулам Туркменбаши (Отец Туркмен) и Акбар Сердар (Великий Вождь), правивший республикой в течение 21 года. Официальная причина смерти - острая сердечная недостаточность. Представители оппозиции предположили, что Ниязова могли отравить, однако доказательств в пользу этой версии пока не представили.
2006 год в Туркмении запомнился не только экстравагантными инициативами Великого Вождя (типа основания университета в честь его книги "Рухнама").
Правление Туркменбаши в минувшем году было также отмечено преследованием инакомыслящих (можно вспомнить арест журналистки радио "Свобода", которая впоследствии умерла в тюрьме), а также усилением контроля государства за самыми разными сферами общественной жизни: от миграции до сельского хозяйства.
Временный президент Гурбангулы Бердымухаммедов, которого считают одним из наиболее вероятных преемников Ниязова, уже пообещал продолжить курс Туркменбаши как во внутренней, так и во внешней политике и обеспечить республике "стабильность и процветание".
Передача власти в Туркмении пройдет, как выразился и.о. президента, по "древним демократическим традициям". В соответствии с этими традициями Народный совет республики уже поправил статью конституции, которая мешала Бердымухаммедову выставить свою кандидатуру на предстоящих выборах. Для оппозиции, представители которой в основном находятся за границей, выборы фактически оказались недоступны: многие из них были заочно осуждены на родине и в случае возвращения их ожидает арест. Как заявил глава туркменского центризбиркома, выборы, назначенные на 11 февраля 2007 года, можно считать состоявшимися, осталось только "соблюсти все формальности".
В заключение остается поздравить всех с Новым годом вне зависимости от национальности, политических убеждений, уровня достатка, наличия золотых зубов и отношения к творчеству Бората Сагдиева.