Легализация суверенитета

В конце декабря 2006 года в Японии было создано министерство обороны и сформированы вооруженные силы

15 декабря 2006 года в Японии было учреждено министерство обороны и официально сформированы вооруженные силы, до этого существовавшие в виде сил самообороны. Изменения в Конституции Японии позволяют применять вооруженные силы в международных миротворческих операциях, закрепляя фактическое положение вещей.

Прославившись выдающимися экономическими достижениями и высочайшим уровнем технологии, послевоенная Япония не могла похвастать политическим влиянием. Оказавшись в лагере стран, проигравших вторую Мировую войну, она потеряла значительную часть национального суверенитета. По сравнению с Германией ее положение оказалось несколько лучше - территориальные потери оказались значительно меньшими, а оккупированная зона не была разделена на два государства, но уже в пятидесятые годы Япония проиграла по политическому весу ФРГ - западному осколку Германии. Одной из главных "гирь", оказавшейся на весах ФРГ и отсутствовавшей у Японии стали вооруженные силы и собственное министерство обороны.

Главной причиной, по которой США лишили Японию собственных вооруженных сил, стало ее островное положение. Для обороны Западной Европы требовался значительный контингент сухопутных войск, держать который за пределами своей территории США или Великобритания не могли себе позволить. Надежность Франции и Италии в силу внутриполитической обстановки в этих странах вызывала сомнения, а мелкие страны Европы не могли сформировать армию необходимой численности. В результате, создать лояльные вооруженные силы соответствующей численности, способные противостоять группам советских войск в восточной Европе, стало возможно только после ремилитаризации Германии.

В отличие от Германии, Япония не имела сухопутной границы с СССР или его союзниками. Задачи обороны Японских островов решались с помощью военно-морских и военно-воздушных сил, которые у США были в избытке. Как следствие, лишенная права на собственные вооруженные силы в соответствии с новой конституцией, Япония смогла создать лишь весьма ограниченные по численности "силы самообороны", которые могли использоваться только для отражения непосредственной агрессии против японской территории.

Со временем возможности сил самообороны Японии стали меняться. За счет развития японской промышленности и технологии, на вооружении сил самообороны стали появляться образцы боевой техники, не уступающие лучшим типам американского или западноевропейского производства. Среди них можно перечислить танк "Тип 90", истребитель F-2, океанские дизельные подводные лодки нескольких серий, собственные спутники и другие изделия.

В 90-е годы XX века, когда большинство стран-участников Холодной войны значительно сократили свои армии, японские силы самообороны перестали выделяться и своими размерами. Численность сил самообороны составляет 240 тысяч человек, что намного больше численности, например, вооруженных сил Великобритании.

На рубеже веков пал один из последних политических рубежей - Япония начала использовать силы самообороны за рубежом. Так, небольшой контингент японских военнослужащих был направлен в Ирак.

Следует отметить, что идеи восстановления национального суверенитета в полном объеме, связываемые, в том числе, с наличием собственных вооруженных сил, пользуются в Японии большой популярностью. Проводившаяся после войны политика демилитаризации, когда хранение традиционного японского меча, имперского военного флага и даже постройка моделей кораблей и самолетов японского императорского флота и армии преследовалась оккупационными властями, не дала плодов. В отличие от немцев, которым удалось привить общенациональный комплекс вины за Вторую мировую войну, японцы склонны, скорее, испытывать гордость за свою военную историю. Эта гордость проявляется и в популярности знаменитого храма Ясукуни, служащего мемориалом японским солдатам и офицерам Второй мировой, и в присвоении современным кораблям имен прославившихся в боях линкоров и крейсеров японского императорского флота.

Создание министерства обороны и собственных вооруженных сил стало одной из главных целей как предыдущего японского премьер-министра Дзюнитиро Коидзуми, так и его преемника Синдзо Абэ, заявившего о необходимости пересмотра антивоенных положений Конституции.

В результате, учреждение в декабре 2006 года министерства обороны Японии всего лишь узаконило фактическое положение вещей. Генеральный директор департамента самообороны, ставший министром обороны, получает право участвовать в заседаниях правительства, и формировать бюджет ведомства.

Фактически, из всех военных ограничений, некогда принятых на себя Японией, остались только ее обязательства "не иметь, не производить и не приобретать каким-либо образом" ядерное оружие. Но и этот бастион не выглядит несокрушимым - достаточно обратить внимание на интенсивное обсуждение возможности создания ядерного оружия в японских средствах массовой информации. В настоящее время основным стимулом, побуждающим Японию к созданию собственного ядерного арсенала, является наличие такого оружия у Северной Кореи.

Легализация фактического существования вооруженных сил и создание министерства обороны лежат в рамках логики развития Японии как одного из ведущих государств планеты. К чему приведет дальнейшее развитие событий, и какими будут цели применения вооруженных сил помимо участия в миротворческих операциях и обороны Японии - предсказать трудно, особенно с учетом наличия у Японии территориальных и иных споров с большинством соседних государств.

Илья Крамник

Наука и техника00:01 8 ноября

Ядерный привет

Китайские ракеты напугали Америку, но из-за них страдает Россия