Посадка вслепую

Четыре версии катастрофы Ту-134 в Самаре

Ту-134 авиакомпании UTair Aviation, выполнявший рейс по маршруту Сургут–Самара–Белгород, в субботу утром при заходе на посадку в Самаре перевернулся и развалился. Из 57 человек, находившихся на борту, шесть погибли, и около 30 были госпитализированы. Рассматриваются четыре версии авиакатастрофы: ошибка экипажа, неисправное оборудование, плохие погодные условия, ошибка наземных служб.

Лайнер вылетел из Сургута в 07:10 утра по московскому времени, а в 09:43 совершил жесткую посадку в самарском аэропорту "Курумоч". За 400 метров до взлетно-посадочной полосы борт №65201 коснулся земли левым крылом, "пропахал" около полукилометра по полю, после чего перевернулся и загорелся. При этом фюзеляж самолета развалился. Погибли те, кто сидел в районе 11 ряда - по нему прошла линия разлома. Это Виктор Васецкий, Екатерина Чепрасова, Николай Чепрасов, Галина Петросян, Мария Сорокина и Надежда Углеватая. До 30 человек (разные источники приводят разные цифры), в том числе все члены экипажа, были госпитализированы.

По словам пассажиров и членов экипажа, спасательные службы не сразу приехали на место происшествия. "Представьте, машины со спасателями дважды проехали мимо нас, потому что [из-за тумана] не смогли увидеть", - объясняет командир разбившегося лайнера Олег Зубков. В итоге, как говорит летевший из Сургута в Белгород Андрей Беглица, пассажирам пришлось самим искать запасные выходы, вытаскивать из самолета других пострадавших и даже самостоятельно тушить пожар. "Люди, которые успели выйти сами тушили огонь на самолете снегом", - говорит Евгения Кривопустова, летевшая тем же рейсом.

Сразу после аварии аэропорт был закрыт для приема самолетов. Не пускали в здание аэровокзала и пассажиров. Как сообщало НТВ, только к вечеру субботы пассажиров стали запускать в здание аэровокзала. Многие к тому времени более пяти часов ожидали вылета на улице. "Мы здесь с утра уже, даже успели в Тольятти еще раз съездить. И опять ждем", — рассказывала в эфире телеканала женщина, ожидающая свой рейс.

Накладки в ходе спасательной операции не помешали, впрочем, федеральным властям высоко оценить действия наземных служб. Так, руководство МЧС России заявило о том, что считает действия спасателей аэропорта профессиональными и своевременными. По информации замглавы МЧС Александра Чуприяна, спасатели аэропорта прибыли на место падения самолета через две минуты после сообщения об аварии. Заявления пассажиров о поздно подоспевшей помощи Чуприян объяснил особенностями человеческой психики. "При чрезвычайных ситуациях человек воспринимает одну минуту за тысячу, поэтому людям кажется, что помощь идет очень долго", - сказал Чуприян.

К полудню понедельника в больницах Самары, по разным данным, оставалось от 16 до 19 человек, из них трое - в реанимации. Авиакомпания UTair уже заявила, что выплатит родственникам погибших вместо положенных по закону 100 тысяч рублей по 75 тысяч долларов. Выплаты пострадавшим, как утверждалось на сайте компании, будут зависеть от степени тяжести полученных травм.

Ошибка пилотов

Как говорят в правоохранительных органах, следствие рассматривает несколько версий авиакатастрофы, однако пока основной является ошибка экипажа. Самарская облпрокуратура возбудила уголовное дело по части три статьи 263 УК РФ ("нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц"). Эта статья предусматривает лишение свободы на срок до семи лет.

Плохая погода

Сам экипаж считает, что причиной авиакатастрофы стали плохие погодные условия. Командир самолета Олег Зубков заявил в интервью "Комсомолке", что воздушное судно при посадке попало "в полосу мертвого тумана". "Командир говорит, что до последнего землю не видел", - добавляет бортмеханик Александр Муратов в интервью программе "Вести".

На этой версии настаивают и в авиакомпании. Как заявил в интервью "Коммерсанту" начальник пресс-службы UTair Юрий Мушихин, при вылете самолета метеоусловия квалифицировались как сложные. По словам Мушихина, при такой погоде командир, налетавший 11 тысяч часов, мог произвести посадку. Однако за то время, пока лайнер находился в воздухе, погода резко изменилась. В итоге самолет попал не просто в плохую, а в критическую погоду, считает гендиректор UTair Андрей Мартиросов.

Того же мнения придерживаются и некоторые эксперты. "Что же касается причин катастрофы, то, скорее всего, они покажут вот что: реальная погода при посадке оказалась хуже того прогноза, что выдали экипажу перед вылетом в Самару. Иначе он отложил бы вылет или ушел на второй круг", - заявил КП эксперт по безопасности полетов Виктор Тимошкин. Он также допускает, что при посадке внезапный порыв ветра "бросил самолет к земле".

Как пишет "Коммерсант", увидев землю, командир самолета попытался избежать столкновения с землей и перевел двигатели на взлетный режим. Бывший летчик Виталий Андреев не исключает, что при этом "заболтало", и лайнер задел землю крылом. В пользу этой версии говорит и тот факт, что столкновение с землей было не лобовым. Как пишет "Комсомолка", маневр позволил избежать пожара, взрыва и многочисленных жертв. "При посадке командир "рванул машину вверх", благодаря чему "самолет как бы спарашютировал на землю", - объясняет издание.

Ошибка диспетчеров

В понедельник прокурор Самарской области Юрий Денисов заявил, что следствие рассматривает версию возможной ошибки наземных служб аэропорта. Как говорит командир экипажа разбившегося самолета, диспетчеры не предупредили экипаж о погодных условиях на земле.

Неисправное оборудование

"На гробах летаем". Как пишет газета "Твой день", это была первая фраза второго пилота Андрея Лопанова, которую он произнес, прийдя в себя в больнице. Согласно одной из версий, причиной жесткой посадки Ту-134 в Самаре могло стать неисправное оборудование на морально устаревшем самолете. А разбившийся лайнер был построен 30 лет назад и, по некоторым данным, в прошлом году уже совершал жесткую посадку в Самаре. Оказавшаяся в распоряжении "Коммерсанта" информация позволяет утверждать, что тогда отказала курсоглиссадная система, используемая при посадке "по приборам".

Не исключено, что то же устройство вышло из строя и в этот раз. Бортмеханик самолета Александр Муратов говорит, что недавно в бортовой журнал самолета была внесена запись "о некоторых отказах в работе курсоглиссадной системы". По словам Муратова, система работает, однако "периодически" приборы начинают сбоить. "Сопоставив все за и против, командир выбрал, наверное, какую-то золотую середину, чтобы не верить этому отказавшему прибору", - объясняет Муратов.

А эксперт по безопасности полетов Виктор Тимошкин допускает, что при посадке могла произойти потеря мощности двигателей, из-за чего самолет не удержался в воздухе. А некоторые пассажиры, летевшие злополучным рейсом, рассказывают, как перед посадкой самолет "как будто провалился". "Шасси были выпущены, была сильная облачность, туман, но мы, пассажиры, видели землю,– рассказал "Коммерсанту" Анатолий Огуречников. – Самолет вдруг как будто провалился, было такое ощущение, что пилоты просто потеряли землю. Потом произошел достаточно сильный удар".

Нельзя исключать, что было несколько причин катастрофы. Так, собеседник "Ведомостей" в одной из крупнейших авиакомпаний считает, что человеческий фактор, который источник газеты усматривает в посадке в условиях почти нулевой видимости, сопровождался отказом техники. Впрочем, в UTair Aviation настаивают на том, что самолет вплоть до столкновения с землей был технически исправным.

Причины объявят через месяц

Бортовые самописцы разбившегося Ту-134 еще в воскресенье были доставлены в Москву. Как заявил в понедельник председатель комиссии Межгосударственного авиационного комитета, замминистра транспорта Борис Король, оба "черных ящика" находятся в хорошем состоянии, и информация с них уже почти расшифрована. Однако официальные результаты катастрофы, по словам чиновника, появятся не ранее чем через месяц-полтора.

Владимир Моторин

Мир00:01 1 ноября
Обложка комикса Is This Tomorrow?

Ленина на них нет

Американцы полюбили социализм. Советский Союз не понадобился