Экономический ущерб от войны в Южной Осетии еще предстоит подсчитать всем сторонам конфликта. Однако уже сейчас ясно, что для Грузии столкновение с Россией оказалось весьма затратным. Главная ценность Грузии - трубопроводы и транзитная функция - в целом не пострадали, однако рассчитывать на новые стратегические проекты закавказской стране вряд ли стоит. При этом возможности страны для получения кредитов резко уменьшились. Значительное число экспертов считает, что экономический рост Грузии может ощутимо замедлить свои темпы.
Трубе - труба
Основное экономическое преимущество в Грузии заключается в ее чрезвычайно выгодном географическом положении. Закавказье - идеальный транзитный путь для перемещения ресурсов Каспия, в первую очередь, нефтегазовых, в обход России и Ирана в Средиземноморье и далее на запад. Поэтому по ее территории идут сразу несколько трубопроводов.
Стратегическим по своей пропускной способности можно назвать только один из них - нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Именно по его поводу было больше всего шума. Грузинская сторона 11 августа заявила об ударе российской авиации по этой артерии, который, однако, не вызвал каких-либо повреждений. В свою очередь, российский Генштаб днем спустя категорически отверг эти обвинения.
Были ли удары или нет, остается только гадать, но цены на нефть на мировом рынке отреагировали на новости довольно бурно, поднявшись на несколько долларов перед тем, как снова обвалиться. Впрочем, нефтепровод и так не функционировал, поскольку несколько дней назад он оказался в аварийном состоянии из-за взрыва. Ответственность за взрыв взяли на себя повстанцы из Рабочей Партии Курдистана, хотя турецкая сторона не подтверждает факт диверсии. Поэтому Азербайджан, поставляющий по данной нитке нефть, сократил объемы добычи.
Альтернативный нефтепровод - Баку-Супса - по своим возможностям сильно уступает вышеупомянутому. Более того, последние полтора года он находился на ремонте. Однако в свете последних событий его в срочном порядке пришлось задействовать. При этом был загружен и нефтепровод Баку-Новороссийск, следующий в обход Грузии.
Хотя для трубопроводной системы Грузии все (пока) обошлось, западные партнеры могут усомниться в осмысленности прокладки по ее территории новых магистралей. В частности, многократно продвигавшаяся США и некоторыми европейскими странами идея проекта Nabucco - газопровода, который будет снабжать каспийским и среднеазиатским газом Европу в обход России, теперь может претерпеть существенные изменения. Размещать стратегический газопровод в таком небезопасном и нестабильном месте - себе дороже выйдет.
Падение рейтингов
У Грузии, впрочем, помимо транзита есть и иные источники доходов. В последнее время стране удалось добиться довольно впечатляющего экономического роста, частично восстановившего колоссальные потери предыдущих 12-15 лет. В частности, существенно улучшилась ситуация в сельском хозяйстве, да и остатки советской промышленности начали функционировать. Однако инфраструктура страны почти полностью развалена и требует инвестиций.
Объем экономики Грузии по итогам 2007 года составлял около 10 миллиардов долларов по текущему валютному курсу и 20 миллиардов по паритету покупательной способности. Это в несколько раз меньше, чем в крупных российских регионах вроде Татарстана или Свердловской области. Размер грузинского ВВП сопоставим с показателями Волгоградской или Воронежской области.
Ранее США и мировые финансовые институты довольно высоко оценивали динамику развития Грузии. Однако теперь ситуация изменилась. В частности, МВФ выступил с заявлением, что ущерб, нанесенный военными действиями, перечеркивает предыдущие усилия правительства страны по улучшению жизни ее граждан. Наглядно это продемонстрировали рейтинговые агентства Standard & Poor's и Fitch, оперативно понизившие суверенный рейтинг Грузии с B+ до B. Это означает, что стране придется занимать деньги за границей под более высокие проценты.
А вот Всемирный банк оказался более снисходителен. Представители банка в разгар военного кризиса заявили, что готовы и в дальнейшем поддерживать рост экономики Грузии. ВБ уже выделил стране в последние годы несколько миллиардов долларов, а в ближайший год готов открыть кредитную линию на дополнительные 300-500 миллионов долларов. С учетом масштабов грузинской экономики, это не так уж и мало.
Армения запаслась вовремя
Южная Осетия от войны пострадала гораздо в большей степени. Разрушенный грузинскими обстрелами и бомбардировками Цхинвали придется восстанавливать практически полностью. Впрочем, Россия уже выразила готовность помочь, предоставив непризнанной республике около 10 миллиардов рублей. В застройке Цхинвали выразил готовность принять участие московский мэр Юрий Лужков.
Потери собственно России оказались связаны в первую очередь с собственностью на грузинской территории. В Грузии работает ряд отечественных компаний. К примеру, "Газпром" через территорию этой страны снабжает российским газом Армению. 11 августа стало известно, что объемы поставок по этой магистрали сократились. По некоторым данным, поставки упали на треть, что было связано с несанкционированным отбором газа Грузией. Армяне были вынуждены восполнять недостачу из своих стратегических запасов. Так что, когда пушки утихнут, "Газпрому" придется разбираться в неожиданно возникших нестыковках.
С Грузией активно сотрудничает и экспортно-импортный оператор бывшей российской энергетической монополии Интер РАО ЕЭС. Компания занимается поставками электроэнергии и из России в Грузию, и в обратном направлении. Кроме того, Грузия опять же выполняет роль транзитного пункта для энергоснабжения Турции. Никаких данных о том, что поставки перекрывались из-за войны, нет, так что здесь особых осложнений и потерь для сторон не предвидится.
В целом следует отметить, что скоротечность войны и ее локальный характер позволили ограничить ущерб для экономики. Самые большие потери Грузия понесла из-за пошатнувшейся репутации как надежного транзитного коридора и быстроразвивающейся экономики. С другой стороны, некоторый репутационный ущерб понесла и Россия, хотя и в гораздо меньшей, чем ее оппонент, степени.