Не уберегли

Повальная коррозия российских МиГов напугала индийских военных

На прошлой неделе помощник главкома ВВС подполковник Владимир Дрик сообщил журналистам предварительные итоги проверки парка российских истребителей МиГ-29, которая была вызвана крушением этого самолета в декабре 2008 года. По словам Дрика, из двухсот осмотренных специалистами МиГов к полетам были допущены чуть больше ста. Остальным предстоит ремонт. Коррозия, приковавшая к земле значительную часть парка ВВС, напугала не столько российских, сколько индийских авиаторов. Индийцы поспешили отрапортовать о проверке своих МиГ-29 и похвалиться, что инспекция не выявила неисправностей.

Основания для беспокойства у индийских военных на самом деле были. С трудом верится, но ржавчина "поела" не только старые боевые машины ВВС РФ, но и практически новые. По словам начальника службы безопасности полетов генерала Сергея Байнетова, некоторые МиГ-29, пораженные так называемой "коррозией хвостового оперения", не успели налетать и 150 часов.

О причинах такого положения вещей остается только догадываться. То ли налет российской авиации сократился до такого минимума, что самолеты в ангарах попросту ржавеют от бездействия, то ли условия хранения техники далеки от идеальных. Скорее всего, свою роль в этом деле сыграли обе причины, отнюдь не делающие чести как техническим службам авиачастей, так и руководству оборонного ведомства России.

В настоящее время на вооружении российской армии стоит около трехсот МиГ-29 различных модификаций. Практически треть из них уже признана негодными к полетам, хотя проверки техники пока еще не завершены - специалистам 13-го НИИ Минобороны и РСК "МиГ" предстоит осмотреть еще около ста самолетов. Сколько из них в итоге допустят к эксплуатации, пока неясно.

Как уточнил представитель ВВС, по мере "выделения финансовых средств забракованные самолеты будут ремонтироваться по отработанным методикам и возвращаться в строй". Но, по данным НВО, в реальности подняться в небо смогут далеко не все из них. Значительная часть МиГов будет списана, поскольку ресурс планера истребителя составляет 2,5 тысячи летных часов, или 20 лет службы. При этом практически все российские МиГ-29 эксплуатируются с советских времен, а возраст некоторых уже превысил 25 лет.

По данным "Коммерсанта", оба российских самолета, разбившихся в 2008 году в Забайкалье, были выпущены в 1985 году и стояли на вооружении примерно по 23 года. Неназванный представитель российского военно-промышленного комплекса в разговоре с корреспондентом издания согласился с тем, что "причиной последних катастроф МиГ-29 стала элементарная старость и износ узлов и агрегатов".

Возраст индийских МиГ-29 не сильно отличается от российских аналогов. Большинство из них Дели также приобрел в середине 1980-х годов. Как отметил на днях в интервью изданию The Times of India высокопоставленный источник в военном ведомстве страны, на вооружении ВВС страны сейчас стоит более 60 таких самолетов. Нередко индийские военные эксплуатируют их в куда более суровых условиях, чем российские коллеги.

Так, большинство индийских МиГ-29 стоят на вооружении авиабаз Халвара (Halwara) в штате Пенджаб и Джамнагар (Jamnagar) в штате Гуджарат. Последняя находится в приморском регионе, из-за чего вероятность появления коррозии, подточившей боеготовность российских самолетов, существенно возрастает. Этот факт подтвердил и собеседник The Times of India, констатировавший, что "российская металлургия чувствительна к солености".

Индийские авиатехники явно знакомы со слабыми местами российских самолетов и ухаживали за ними соответственно. По словам представителя военного ведомства, ВВС Индии с самого начала пользовались эффективными методами технического обслуживания и проверок состояния истребителей, что позволило избежать аналогичных фатальных последствий. И хоть проверки индийского парка МиГ-29 пока еще продолжаются, военные приняли решение не прекращать полеты истребителей.

Впрочем, учитывая напряженные отношения Индии с соседним Пакистаном, даже временный вывод из строя самолетов российской разработки мог бы фатально сказаться на обороноспособности государства. МиГ-29, по словам военных, являются критическим элементом "всепогодного превосходства в воздухе" на западных границах Индии.

Катастрофы российских МиГов в 2008 году все же сказались на военно-техническом сотрудничестве двух стран. В рамках контракта на поставку Дели авианосца "Адмирал Горшков", который проходит модернизацию на заводе "Севмаш", индийские военные намерены получить партию из 16 палубных вариантов МиГов. Их поставки должны были завершиться уже в марте-апреле 2009 года, однако, судя по данным индийской печати, пока отложены из-за решения россиян приостановить полеты МиГ-29 в 2008 году.

Парк нынешних индийских МиГ-29 тем временем ожидает масштабная модернизация. По информации АРМС-ТАСС, она "позволит продлить срок эксплуатации большинства из них до 40 лет, или 3500 летных часов, а также превратить самолет в полнофункциональный многоцелевой истребитель, способный с высокой точностью поражать наземные и надводные стационарные и движущиеся цели". Стоимость контракта, заключенного с российской стороной, оценивается примерно в миллиард долларов.

Что в дальнейшем ожидает российские МиГи, пока неясно. Но если у отечественной оборонки нашлась возможность "вдохнуть" жизнь в далеко не новые индийские самолеты, то не исключено, что и для своих когда-нибудь время найдется.

Пока же российским ВВС остается лишь порадоваться неожиданному подарку от Алжира, который в 2008 году неожиданно вернул РФ партию МиГов. Говорят, "алжирские" истребители станут чуть ли не самыми новыми в российской боевой авиации, поскольку сейчас самые "молодые" МиГи ВВС РФ датированы 1993 годом.

Что же касается причин, приковавших российскую авиацию к земле, то, быть может, специалистам из 13-го НИИ Минобороны проще было бы обратиться за советом к индийским коллегам, которые сумели лучше сберечь российские МиГи, чем сами же россияне.

Марс наш

Россияне полетели на Красную планету, но их сгубила водка: Surviving Mars