Белоруссии в 2009-2010 годах может грозить дефолт. Такое предсказание сделал министр финансов России Алексей Кудрин, оговорившись при этом, что подобное может произойти из-за неадекватной экономической политики белорусских властей. По мнению Кудрина, именно такой политики они пока и придерживаются. Из-за возможной неплатежеспособности Белоруссии Россия может отложить выдачу 500-миллионного кредитного транша, в то время как Белоруссия просит в 18 раз больше на строительство АЭС.
На фоне глобального кредитного кризиса у России с Белоруссией весной 2009 года разразился малый кредитный кризис. Речь идет о многочисленных просьбах белорусского руководства предоставить его стране многомиллиардные займы и нежелании России выдавать таковые. Стороны при этом обмениваются весьма жесткими заявлениями, более уместными в условиях геополитического соперничества, а не дружбы и союзных отношений, декларируемых Москвой и Минском. Последний выпад произвел глава российского Минфина Алексей Кудрин, обвинив Белоруссию в неплатежеспособности.
Белоруссия действительно быстро увеличила свой внешний долг, решив обеспечить себя валютой на случай эскалации кризиса. Еще в октябре 2008 года Минск сумел занять у Москвы 2 миллиарда долларов. Первый платеж прошел в ноябре, второй - в марте 2009 года, а сейчас Россия размышляет, перечислять ли третий.
Одновременно белорусский президент Александр Лукашенко развил активность и на других фронтах. В частности, Белоруссия получила 2,5-миллиардный заем от МВФ на полтора года и 500 миллионов долларов от Венесуэлы. Позже Минск попросил от России дополнительные 100 миллиардов рублей, а когда получил отказ, захотел гарантий на банковский кредит в размере 2 миллиардов долларов. Серьезных переговоров на эту тему пока не велось.
Лидера Белоруссии можно понять: его страна, как и все государства Европы, не избежала экономического кризиса. В первую очередь удар пришелся на финансовую систему. Золотовалютные резервы начали стремительно таять, и за прошлый год сократились на 1,3 миллиарда долларов, что составляет треть от их общего объема. Между тем, стране необходимо чем-то рефинансировать свой торговый дефицит. В 2008 году он составил 8,3 миллиарда долларов, а в первые два месяца 2009-го - прибавил еще миллиард.
Сейчас отрицательное сальдо торгового баланса Белоруссии составляет около 13 процентов от ВВП. Цифра вполне терпимая, но лишь по докризисным меркам. Тогда эту разницу можно было легко компенсировать за счет инвестиций. Сейчас же инвесторы явно не горят желанием вкладывать в экономики развивающихся стран лишнюю копейку. Поэтому избежать финансового краха можно только за счет иностранных кредитов.
Стоит заметить, что в такую ловушку попалась отнюдь не только Белоруссия. В странах Прибалтики ситуация с торговым дефицитом была гораздо более безрадостной (отрицательное сальдо Латвии, к примеру, составляло 17 процентов от ВВП). Но, во-первых, иначе как экономической катастрофой ситуацию в прибалтийских республиках назвать сложно, а во-вторых, у Латвии, Эстонии и Литвы все же есть ЕС, который, в случае чего, окажет помощь. Белоруссия же рискует остаться со своими проблемами один на один.
Одной из жертв сложившейся ситуации уже стал белорусский рубль - "зайчик", который в январе был девальвирован сразу на 20 процентов. Этого может оказаться мало, судя по тому, что Нацбанк запретил продавать валюту на бирже без разрешения чиновников. Такая экстренная мера косвенно свидетельствует о существовании ажиотажного спроса на доллар и евро, а значит, новый сеанс девальвации неизбежен.
В какой-то степени Белоруссия проявила устойчивость к мировому кризису, поскольку сумела сохранить положительную динамику ВВП. В первом квартале экономика страны выросла на 1,1 процента, что значительно лучше данных по большинству государств бывшего СССР. Наполовину закрытая белорусская экономика в меньшей степени зависит от мировых кредитных рынков. Однако если дыру в балансе заткнуть не удастся, то это неизбежно вызовет схлопывание импорта и как результат - сокращение экономики и падения уровня жизни белорусов.
Москва прекрасно видит "слабое место" Минска и наверняка постарается использовать его на все сто. Не секрет, что в последнее время разнообразные демарши Лукашенко вызывали раздражение в Кремле и Белом доме. Белоруссия начала демонстративно выстраивать партнерские отношения с Западной Европой и до сих пор не признала независимость Южной Осетии и Абхазии, на чем настаивает Россия. Кроме того, Лукашенко несколько раз позволил себе крайне жестко выразиться в адрес России (чего стоят только обвинения россиян в девальвации белорусского рубля). Наконец, по информации российских чиновников, Белоруссия продолжает нарушать двусторонние соглашения о сельском хозяйстве, поддерживая своих сельхозпроизводителей. Поэтому заявление Кудрина вполне можно трактовать как очередную попытку проверить белорусов на прочность.
Ответ Белоруссии последовал незамедлительно. Премьер-министр Сергей Сидорский на встрече со своим российским коллегой Владимиром Путиным заявил, что никаких сложностей с платежеспособностью у Минска нет. Но еще за несколько часов до этого стало известно, что белорусы намерены попросить у России 9 миллиардов долларов на строительство АЭС. На это заявление Россия пока никак не отреагировала.
Белоруссия тем самым показала уверенность в собственных силах. Однако опирается ли она на какую-то реальную основу, пока не ясно. В любом случае, без помощи Москвы Лукашенко с кризисом не справиться, а значит словесные пикировки продолжатся. Кремль демонстрирует готовность помочь своим друзьям по СНГ, но лишь при условии их лояльности. Так что вполне резонно ждать от Минска как политических, так и экономических уступок. Это будет поважнее тональности весьма экспрессивных высказываний Александра Григорьевича.