Экономика
20:50, 15 июня 2009

"Ноги поотрываем" Банкиры поспорили с чиновниками об устойчивости финансовой системы

В начале июня в России разразился очередной медиаскандал. Центральный банк и правительство через СМИ увлеченно спорили о том, насколько хорошо регулятор представляет себе ситуацию в банковском секторе России. Впрочем, в итоге обе стороны пришли к одному выводу - все неплохо. Тем не менее, публиковать результаты исследования финансовой устойчивости российских банков ЦБ не намерен.

О стресс-тесте финансовой системы в России заговорили примерно через месяц после того, как МВФ призвал Евросоюз провести аналогичные американским стресс-тесты, чтобы проверить устойчивость европейских банков. По мнению МВФ, по итогам тестов европейские регуляторы смогли бы разработать дополнительные меры по поддержке финансовых систем стран ЕС.

В США стресс-тест, в ходе которого было исследовано положение крупнейших банков, проходил в течение трех месяцев, начиная с февраля 2009 года. Его результаты были опубликованы в начале мая. Они показали, что американский банковский сектор нуждается в 74 миллиардах долларов дополнительного капитала, чтобы пережить финансовый кризис. Банкам США дали шесть месяцев для того, чтобы собрать эти деньги.

В целом ситуацию в США можно назвать умеренной, ведь власти страны и сами банкиры с помощью теста смогли оценить положение в банковской системе, да и 74 миллиарда по сравнению с выделенными Вашингтоном для поддержки финансовой системы 775 миллиардами долларов выглядят не столь пугающе.

Вслед за США проводить оценку рисков крупнейших финансовых компаний принялось управление по надзору за деятельностью финансовых рынков (FSA) Великобритании. В целом, в ЕС сейчас активно спорят о том, нужно ли это делать, и если - да, то по какой схеме. Еще один вопрос, который волнует Брюссель - то, насколько публичными должны быть результаты тестов. Германия, например, на встрече министров финансов стран G8 негативно отреагировала на предложение США провести аналогичные американским стресс-тесты в ЕС, поскольку публичное признание слабости частных банков повышает их риски.

Впрочем, Евросоюз еще в прошлом месяце объявил о планах тестирования банковских систем каждой из 27 стран к сентябрю 2009 года. Однако эти тесты будут оценивать эластичность финансовых систем стран ЕС в целом, поскольку регуляторы не намерены тестировать каждый банк в отдельности. При этом Брюссель не планирует раскрывать ни стандарты, на основе которых проводятся стресс-тесты, ни их результаты.

Согласно прогнозу МВФ, опубликованному в апреле, европейским банкам могут понадобиться дополнительные 600 миллиардов долларов, чтобы покрыть убытки и восстановить капитал до конца 2010 года.

"Не так плохо все"

В России дискуссия о планах проведения стресс-тестов протекала кулуарно. Первым 5 июня о стресс-тестах заявил руководитель банка ВТБ Андрей Костин. По его словам, Центробанк уже провел стресс-тесты российских банков, однако не хочет публиковать результаты, опасаясь негативных последствий для финансовой системы. Заявление Костина неожиданно спровоцировало целую волну противоречивых комментариев о том, был ли проведен тест или нет.

Заявление банкира прошло бы почти незамеченным, однако у Костина неожиданно нашелся оппонент - первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Выступая на экономическом форуме в Петербурге он сказал, что Банк России ограничился плановым тестированием всей системы в целом. "Ситуация в российской банковской системе вполне удовлетворительная. А Костину надо оторвать ноги", - сказал Улюкаев (цитата по Reuters).

Через некоторое время в дискуссию вступили сразу два первых вице-премьера правительства - Игорь Шувалов и министр финансов Алексей Кудрин. "В целом по банковской системе не сделали, но по крупнейшим банкам сделали. Не так плохо все", - заявил Шувалов. Кудрин также признал, что исследование было проведено, но отметил, что ЦБ не будет обнародовать его результаты.

Улюкаев же настаивал на своем. "Мы не проводили специальных стресс-тестов отдельных банков", - продолжил он заочный спор на том же форуме.

Несколько дней спустя споры были продолжены. Президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков предложил ЦБ обнародовать результаты стресс-тестов банков России. Ссылаясь на первого зампреда ЦБ Геннадия Меликьяна, Аксаков сказал, что мониторинг ЦБ проводился в отношении крупнейших 200 банков. По результатам тестов ЦБ выяснил, что "банковская система вполне может выдержать любое развитие событий".

На это директор департамента банковского надзора и регулирования ЦБ РФ Алексей Симановский заявил, что Центральный банк проводит ежемесячные стресс-тесты системообразующих банков, последний из которых был сделан 1 мая 2009 года. По его словам, тесты свидетельствуют об "очень-очень слабой тенденции к небольшому улучшению результатов" в финансовом секторе.

При этом Симановский немного рассказал о методике проведения таких тестов, которые раз в год, а теперь ежемесячно проводит ЦБ. Выяснилось, что в России регулятор сам осуществляет расчеты, в отличие от американской методики, где кредитным организациям задаются сценарные условия, они считают и предоставляют результаты в регулирующие органы. "Стресс-тестирование делается по системообразующим банкам, 50 берем банков, сводим результат, и он экстраполируется на систему в целом, - сказал Симановский. - Специальные стресс-тесты по американскому образцу мы не проводили, и не проводим, и не будем проводить".

Но и не слишком хорошо

Ранее эксперты МВФ призвали ЦБ России провести стресс-тестирование крупных и средних банков, отметив, что сведения ЦБ России о российской банковской системе нельзя считать полными. Экономисты МВФ полагают, что данные ЦБ о просрочке в кредитном портфеле российских банков необъективно отражают реальную ситуацию с "плохими долгами", которая считается главной опасностью для российских банков.

ЦБ полагает, что уровень плохих долгов в банковском секторе составляет 4 процента, а к концу года вырастет до 10-12 процентов от общего кредитного портфеля.

В России уже был проведен один стресс-тест банковской системы. Это исследование провел Центр экономических исследований Московской финансово-промышленной академии, проверив первую сотню российских банков на предмет просроченной задолженности. Выяснилось, что банковская система способна сохранить устойчивость даже при росте просрочки к концу года до 16 процентов.

По словам все того же Улюкаева, для устойчивости банковской системы России критическим выглядит показатель просрочки в 25-30 процентов, однако он не верит "во все эти страшилки". По его словам, важен не только процент "плохих" долгов, но и показатель достаточности капитала, которая "не только не снижается, она растет". Дело в том, что в случае высокой просрочки банкам понадобится увеличить собственный капитал, чтобы не нарушить нормативы ЦБ. Улюкаев признал, что ЦБ готовит нормативные положения, которые могли бы помочь "противодействовать угрозе падения достаточности капитала".

При этом экспертные оценки "плохих" долгов гораздо выше - до 20 и более процентов от портфеля банков на конец года. Банкиры оптимизма ЦБ также не разделяют. Так, глава розничной "дочки" ВТБ Михаил Задорнов утверждает, что сейчас ситуация "идет хуже в части просрочки, чем ожидали". Президент крупнейшего в стране Сбербанка Герман Греф также заявил, что и без стресс-теста понятно, что банки переживают не лучшие времена.

Сколько дополнительных средств в 2009 году понадобится российским банкам, пока неизвестно. По оценке Агентства по страхованию вкладов, российским финансовым организациям в текущем году может потребоваться докапитализация на сумму более 16 миллиардов долларов уже в том случае, если просрочка вырастет до 10-12 процентов от общего кредитного портфеля к концу года.

Международное рейтинговое агентство Moody's оценило потребности банковской системы в 40 миллиардов долларов в случае, если доля "плохих долгов" в структуре их портфеле достигнет отметки в 20 процентов. Moody's полагает, что сейчас уровень проблемной задолженности составляет 11 процентов от всего кредитного портфеля российских банков.

По подсчетам агентства, государство уже выделило либо запланировало выделить почти всю необходимую сумму, однако эти средства достанутся, в основном, крупным банкам. Поддержка средних и небольших банков была до сих пор незначительной, поскольку чиновники подталкивали банковский сектор к дальнейшей консолидации через слияния и поглощения. Однако ЦБ ожидает в ближайшие полтора года только 9 сделок по слиянию и поглощению в банковском секторе, при том, что в России насчитывается более тысячи банков. А это значит, что многим придется заниматься самолечением.

< Назад в рубрику