Только важное и интересное — в нашем Facebook
Новости партнеров

Дизель и мясо братских отношений

Отголоски "молочной войны" обнаружены в других сферах экономики

Во второй половине дня 21 июля Россельхознадзор запретил ввоз в Россию мяса с двух белорусских мясокомбинатов. Спустя несколько часов белорусское МЧС перекрыло свою часть нефтепродуктопровода из России в Латвию. СМИ тут же связали оба ограничения с "молочной войной" и охлаждением отношений между странами в последние месяцы, хотя 22 июля эта связь уже выглядит как натяжка.

Российско-белорусские отношения значительно испортились в начале июня 2009 года, когда Москва неожиданно для Минска отказалась выдавать ему 500 миллионов долларов обещанного кредита, предложив перейти на рублевые займы. Апогеем охлаждения отношений стала "молочная война", в ходе которой Россия сначала запретила поставки белорусского молока в страну, а затем, добившись приемлемых для себя условий импорта, разрешила обратно.

"Молочная война" показала не только готовность Минска и Москвы идти на публичную конфронтацию, но и отсутствие единой позиции в России в отношении Белоруссии. Во всяком случае, пока одни чиновники заявляли о неизменности курса на "братские" отношения, другие старались сделать все, чтобы настроить против себя коллег по ту сторону границы.

Особенно показательным оказалось то, что премьер-министр Владимир Путин заявил о заключении договоренностей по поставкам белорусского молока еще 11 июня, однако возобновились они только 18 июня. При этом еще 16 июня казалось, что конца "войне" не видно: в этот день глава Роспотребнадзора и главный санитарный врач России Геннадий Онищенко отказался принимать белорусскую делегацию.

После официального завершения "молочной войны" отношения между странами вроде бы начали налаживаться. Во всяком случае, прежних заявлений белорусов о "вякающих отморозках" и "кладовщиках" в российском Минфине слышно не было.

Тем не менее, экономические отношения между странами остались прохладными. Например, президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что России резоннее было бы вступать во Всемирную торговую организацию не в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, а в одиночку. Этим он не только сильно задел премьер-министра Владимира Путина, который считался одним из инициаторов вхождения в ВТО всем Таможенным Союзом, но и в очередной раз осложнил отношения с Минском.

В начале июля еще одним ударом по дружественным российско-белорусским отношениям стало обещание Владимира Путина проверить скрытый импорт сельскохозяйственных комбайнов в Россию. На белорусов Путину пожаловались в "Ростсельмаше".

Несмотря на все очевидные признаки ухудшения взаимопонимания между российскими и белорусскими чиновниками, Александр Лукашенко считает, что во всем виноваты… СМИ. 21 июля он так прокомментировал ситуацию: Все, что […] пишут по этому поводу, - полное вранье и преднамеренное искажение фактов по любому, даже самому мельчайшему поводу. Не говоря уже об экономических и политических отношениях между Беларусью и Россией".

В тот же день слова Лукашенко были проверены на фактах.

Мясо и дизель

Спустя несколько часов после заявления Лукашенко Россельхознадзор запретил поставки мяса с Гомельского и Брестского мясокомбинатов. В них обнаружились вредные для здоровья вещества.

Бурной реакции в СМИ на заявление Россельхознадзора не последовало. Журналисты оживились, только когда МЧС Белоруссии объявило о перекрытии местной части нефтепродуктопровода Унеча-Вентспилс, доставляющего дизельное топливо из России в Латвию.

С одной стороны, действия МЧС выглядели как "мщение" Россельхознадзору – за последние годы "ассиметричные" ответы на разного рода конфликты использовали как российские политики, так и их коллеги из соседних стран. С другой стороны, слишком уж локальным был запрет Россельхознадзора и слишком в плохом состоянии находился нефтепродуктопровод Унеча-Вентспилс.

Любопытно, что Белоруссия не только согласилась с временными санкциями со стороны России, но и ввела 22 июля дополнительный запрет на экспорт еще с трех комбинатов: Лунинецкого, Бобруйского и Клецкого.

Что касается нефтепродуктопровода Унеча-Вентспилс, то над его ремонтом, как рассказали 22 июля в МЧС Белоруссии, российская компания "Транснефтепродукт" трудится не первый месяц. Всего на трубопроводе было обнаружено более тысячи дефектов, которые надо устранить для того, чтобы он заработал на полную мощность. Для минимальной нагрузки на трубопровод необходимо устранить 150 дефектов. Из-за них-то и были остановлены поставки дизеля.

Решение МЧС можно было бы счесть политическим (власти России особенно остро реагируют на разнообразные энергетические конфликты), если бы не реальная опасность разлива нефтепродуктов. В 2007 году из нефтепровода уже "утекло" 100 тонн дизельного топлива, что, естественно, сказалось на экологической обстановке в регионе.

В "Транснефтепродукте" также не воспринимают решение МЧС Белоруссии как политическое. В компании отмечают, что выполняют план по устранению дефектов по расписанию и что трубопровод уже неоднократно перекрывался для проведения ремонтных работ.

Так что пока связывать между собой запрет на ввоз мяса и остановку нефтепродуктопровода нет оснований. Другое дело, что после "молочной войны" у чиновников в обеих странах остался неприятный осадок, который уже не позволяет им смотреть друг на друга как на "братьев".

Экономика00:0118 октября

Не находят места

России предсказали кризис на рынке труда. Кто потеряет и не сможет найти работу?
Экономика00:0115 октября

В пользу бедных

Нищета уничтожает мировую экономику. Эти ученые знают, как ее победить
Экономика00:0414 октября

Переиграли

Российская экономика слишком медленно растет, но скоро это изменится