Бедный "Принц"

Британцы пожалели денег на новый авианосец

Авианосец класса Queen Elizabeth. Изображение BAe Systems

На днях в британской прессе появилась информация о том, что Военно-морским силам Великобритании пришлось отказаться от постройки одного из двух авианосцев, укомплектованных новейшими палубными истребителями F-35. Речь идет о корабле под названием "Принс оф Уэлс", который планировалось ввести в боевой состав британского флота в 2018 году. Причина тривиальна - ВМС страны просто не смогли позволить себе потратить на авианосец несколько миллиардов фунтов стерлингов.

История с британскими авианосцами тянется уже около десяти лет. В конце 90-х годов ВМС пришлось задуматься, чем заменить уже устаревший флагман "Инвинсибл", который в ближайшие годы должен был отправиться на покой. В начале 2000-х годов стало известно, что Великобритания решила создать авианосцы под самолеты Joint Strike Fighter, а именно - под палубные истребители F-35B Lightning II с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. Однако приступить к реализации этого проекта получилось далеко не сразу. В основном, по финансовым причинам.

В 2005 году "Инвинсибл" был окончательно выведен из эксплуатации и отправлен в резерв, и у Великобритании остался лишь один авианосец подобного типа - "Илластриэс". Второй, "Арк Ройял", в тот момент находился на ремонте. Он вернулся в состав Королевского флота лишь в 2006 году. Впрочем, и "Илластриэс", и "Арк Ройял" сложно назвать современными кораблями. Поэтому ВМС Великобритании рассчитывали уже в 2012 году заменить их авианосцами нового поколения. Несмотря на эти планы, в 2006 году контракт на постройку кораблей еще не был подписан.

Компании BAE Systems, VT Group и Thales Group утверждали, что стоимость новых авианосцев "Куин Элизабет" и "Принс оф Уэлс" водоизмещением 65000 тонн каждый ну никак не может быть меньше 3,8 миллиарда фунтов стерлингов. Министерство обороны Великобритании настаивало на сумме в 3,5 миллиарда фунтов стерлингов. Подписание контракта откладывалось, а цена на корабли не только не снижалась - наоборот, продолжала неуклонно расти.

Наконец, в 2008 году было принято окончательное решение по этому вопросу. 3 июля 2008 года контракт на строительство авианосцев между министерством обороны и консорциумом, в состав которого вошли BAE Systems, VT Group, Babcock International и Thales, был подписан. На строительство кораблей планировалось выделить 4 миллиарда фунтов стерлингов. По предварительной договоренности, первый авианосец должен был быть спущен на воду в 2014 году.

Церемония вырезания первого куска стали для авианосцев на судостроительной верфи BVT Surface Fleet состоялась лишь двенадцать месяцев спустя, 7 июля 2009 года. К тому моменту стоимость кораблей успела вырасти еще на 25 процентов. Причиной тому послужили несколько факторов, среди которых - перенос сроков сдачи авианосцев в эксплуатацию, инфляция и изменения в дизайне. Впрочем, и эта цена, как утверждают аналитики, не окончательная.

По оценкам специалистов, последующие затраты могут составить еще 10 миллиардов фунтов стерлингов. При этом, правда, не уточняется, куда именно пойдут эти деньги. Также министерству обороны придется раскошелиться на закупку истребителей F-35, а это еще несколько миллиардов фунтов стерлингов. Руководство британских ВМС пересчитало все заново и констатировало печальный факт - затраты на авианосцы получаются чересчур высокими.

Идти на попятную уже поздно - контракт подписан, строительство кораблей началось, и просто так отказаться от одного из них не получится. Однако руководство ВМС и не собирается этого делать. Вместо этого британцы сократят закупки истребителей F-35, которые, по большому счету, и являются наиболее затратной составляющей проекта. Один из офицеров ВМС отметил, что общая стоимость всех 138 самолетов, которые планировалось приобрести изначально, составляет приблизительно 12 миллиардов фунтов стерлингов, что в общем-то неприемлемо. Теперь количество закупаемых истребителей снизится до 50.

По проекту, корабли класса Queen Elizabeth будут обладать водоизмещением 65000 тонн, смогут развивать скорость более 25 узлов и преодолевать расстояния до 18,5 тысячи километров. На борту одного авианосца планировалось разместить авиакрыло в составе 32 истребителей F-35 и 12-16 вертолетов EH-101.

По данным журналистов издания The Sunday Times, стоимость одного такого самолета может достигать 90 миллионов фунтов стерлингов. По подсчетам ВМС Великобритании, сокращение закупок позволит сохранить в государственной казне 7,6 миллиарда фунтов стерлингов. Новейшими истребителями укомплектуют только один авианосец "Куин Элизабет". Он, как и планировалось, войдет в боевой состав британского флота в 2016 году.

Второй авианосец, "Принс оф Уэлс", превратят в десантный корабль. На его борту не будет самолетов Joint Strike Fighter. Вместо них корабль будет укомплектован вертолетами. В этом тоже есть свои плюсы - в 2018 году из боевого состава ВМС выведут вертолетоносец "Оушн". Ему нужна замена, и таковой послужит как раз "Принс оф Уэлс", который к тому времени планируется спустить на воду. Это позволит сэкономить еще 600 миллионов фунтов стерлингов, которые для Минобороны наверняка будут нелишними.

Британские журналисты также предполагают, что отказ от одного из двух авианосцев поспособствует дальнейшему развитию отношений между Великобританией и Францией. В частности, страны могут принять окончательное решение о совместном использовании подобных кораблей. Соответствующее предложение президент Франции Николя Саркози сделал еще в 2008 году в ходе переговоров с премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном.

По всей видимости, Королевскому флоту придется прибегнуть к помощи со стороны, если до 2016 года (то есть, до спуска на воду "Куин Элизабет") одному из действующих авианосцев потребуется срочный ремонт. Впрочем, это лишь укрепит сотрудничество между странами. Не лишним будет напомнить, что именно Франция выступала партнером Великобритании по созданию авианосцев нового поколения на стадии их проектирования. С другой стороны, сложно сказать, послужит ли подобное сотрудничество утешением для британских ВМС, потерявших один из двух столь долгожданных авианосцев.

Корабли "Куин Элизабет" и "Принс оф Уэлс" должны были стать самыми большими авианосцами в истории британского флота. По мнению некоторых лондонских чиновников, формальный отказ от одного из них - ощутимый удар по репутации ВМС страны. Однако глава министерства обороны Боб Эйнсворт (Bob Ainsworth) глубокомысленно отметил, что непростые финансовые условия требуют принятия сложных решений. И трудно с ним не согласиться.

Максим Мишин

Обсудить
00:01 Сегодня
FILE - This is a  Tuesday, Oct. 14, 2014 filoe photo of skulls and bones are stacked at the Catacombs in Paris, France. The subterranean tunnels, which once gave refuge to smugglers and saints, cradle the bones of some 6 million Parisians from centuries past. The Catacombs form a dark, 200-mile (322 kilometer) underground labyrinth beneath the City of Light.  (AP Photo/Francois Mori)

Кровавая жатва

Как загадочный паразит жестоко и мучительно убивал древних римлян
00:02 3 декабря 2016

Четыре мужика в одной палатке

Какие прелести таит продолжение японской культовой ролевой игры Final Fantasy XV
00:10 15 ноября 2016

Зина без резины

Как геи, солдаты и проститутки разнесли ВИЧ по СССР
Игла без правил
Будни виртуального наркомана. Репортаж «Ленты.ру»
Храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года в связи с реконструкцией МосквыВзрыв храма Христа Спасителя: как это было
85 лет назад главный собор России уничтожили по поручению Сталина
Взял «Высоту»
О каких мечтах Путин поведал челябинским рабочим
ДТП под Ханты-Мансийском
В Югре попал в аварию автобус с детской командой по акробатике: 12 погибших
«Зеленый профессор Саша»
Ультраправых в Австрии одолел потомок беженцев из России
Маттео РенциNo, синьор Ренци!
Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра
Пекин«Все меньше остается от старого Пекина»
Как меняется жизнь китайской столицы при Си Цзиньпине
Франсуа ФийонПравый друг
«Пророссийский кандидат» Франсуа Фийон — фаворит президентской гонки во Франции
FILE - This is a  Tuesday, Oct. 14, 2014 filoe photo of skulls and bones are stacked at the Catacombs in Paris, France. The subterranean tunnels, which once gave refuge to smugglers and saints, cradle the bones of some 6 million Parisians from centuries past. The Catacombs form a dark, 200-mile (322 kilometer) underground labyrinth beneath the City of Light.  (AP Photo/Francois Mori)Кровавая жатва
Как загадочный паразит жестоко и мучительно убивал древних римлян
Четыре мужика в одной палатке
Какие прелести таит продолжение японской культовой ролевой игры Final Fantasy XV
Иллюстрация к испарению черной дырыСпорная дыра
Хокинг предложил новое описание черных дыр
Карающее воспитание
За что здоровых детей отправляли в сумасшедший дом
«Женские ноги должны быть длинными»
11 лучших книг года о войне, зависти и любви
Александра Ребенок и Игорь Верник в спектакле «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025»«В отчаянной попытке остаться вдовой»
Как Богомолов растерял театральность в спектакле по пьесе Вуди Аллена
Не за бесценок
Самые дорогие картины, проданные на аукционах Christie's за 250 лет
Актеры Анастасия Марчук (Государыня Арина Абрамовна) и Виктор Раков (Комяга) в спектакле "День опричника" по произведениям Владимира Сорокина в постановке Марка Захарова в театре "Ленком". Артем Геодакян/ТАССТы меня на рассвете разбудишь
Как старшее поколение спорит с антиутопическими прогнозами в «Дне опричника»
Тест нового корейского бизнес-седана
Длительный тест Kia Optima нового поколения
Когда, кому и за что дарили автомобили?
Fiat для девушки Playboy, Hyundai для «Мисс Россия 2016» и Porsche для тренера по борьбе
«Вы приехали»
Длительный тест Toyota Camry с «Яндекс.Навигатором»
Безумные трюки грузовиков Volvo
Самые необычные видеоролики с грузовиками Volvo
Пассажиры в зале ожидания в аэропорту СочиКвартирный вопрос их испортил
Как обманывают приезжих нечистоплотные москвичи
Конец близок
Уходящий 2016 год может стать последним для ипотеки
Лестница в ад
Неприглядная правда об интеллигентных обитателях центра Москвы
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить