Бедный "Принц"

Британцы пожалели денег на новый авианосец

Авианосец класса Queen Elizabeth. Изображение BAe Systems

На днях в британской прессе появилась информация о том, что Военно-морским силам Великобритании пришлось отказаться от постройки одного из двух авианосцев, укомплектованных новейшими палубными истребителями F-35. Речь идет о корабле под названием "Принс оф Уэлс", который планировалось ввести в боевой состав британского флота в 2018 году. Причина тривиальна - ВМС страны просто не смогли позволить себе потратить на авианосец несколько миллиардов фунтов стерлингов.

История с британскими авианосцами тянется уже около десяти лет. В конце 90-х годов ВМС пришлось задуматься, чем заменить уже устаревший флагман "Инвинсибл", который в ближайшие годы должен был отправиться на покой. В начале 2000-х годов стало известно, что Великобритания решила создать авианосцы под самолеты Joint Strike Fighter, а именно - под палубные истребители F-35B Lightning II с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. Однако приступить к реализации этого проекта получилось далеко не сразу. В основном, по финансовым причинам.

В 2005 году "Инвинсибл" был окончательно выведен из эксплуатации и отправлен в резерв, и у Великобритании остался лишь один авианосец подобного типа - "Илластриэс". Второй, "Арк Ройял", в тот момент находился на ремонте. Он вернулся в состав Королевского флота лишь в 2006 году. Впрочем, и "Илластриэс", и "Арк Ройял" сложно назвать современными кораблями. Поэтому ВМС Великобритании рассчитывали уже в 2012 году заменить их авианосцами нового поколения. Несмотря на эти планы, в 2006 году контракт на постройку кораблей еще не был подписан.

Компании BAE Systems, VT Group и Thales Group утверждали, что стоимость новых авианосцев "Куин Элизабет" и "Принс оф Уэлс" водоизмещением 65000 тонн каждый ну никак не может быть меньше 3,8 миллиарда фунтов стерлингов. Министерство обороны Великобритании настаивало на сумме в 3,5 миллиарда фунтов стерлингов. Подписание контракта откладывалось, а цена на корабли не только не снижалась - наоборот, продолжала неуклонно расти.

Наконец, в 2008 году было принято окончательное решение по этому вопросу. 3 июля 2008 года контракт на строительство авианосцев между министерством обороны и консорциумом, в состав которого вошли BAE Systems, VT Group, Babcock International и Thales, был подписан. На строительство кораблей планировалось выделить 4 миллиарда фунтов стерлингов. По предварительной договоренности, первый авианосец должен был быть спущен на воду в 2014 году.

Церемония вырезания первого куска стали для авианосцев на судостроительной верфи BVT Surface Fleet состоялась лишь двенадцать месяцев спустя, 7 июля 2009 года. К тому моменту стоимость кораблей успела вырасти еще на 25 процентов. Причиной тому послужили несколько факторов, среди которых - перенос сроков сдачи авианосцев в эксплуатацию, инфляция и изменения в дизайне. Впрочем, и эта цена, как утверждают аналитики, не окончательная.

По оценкам специалистов, последующие затраты могут составить еще 10 миллиардов фунтов стерлингов. При этом, правда, не уточняется, куда именно пойдут эти деньги. Также министерству обороны придется раскошелиться на закупку истребителей F-35, а это еще несколько миллиардов фунтов стерлингов. Руководство британских ВМС пересчитало все заново и констатировало печальный факт - затраты на авианосцы получаются чересчур высокими.

Идти на попятную уже поздно - контракт подписан, строительство кораблей началось, и просто так отказаться от одного из них не получится. Однако руководство ВМС и не собирается этого делать. Вместо этого британцы сократят закупки истребителей F-35, которые, по большому счету, и являются наиболее затратной составляющей проекта. Один из офицеров ВМС отметил, что общая стоимость всех 138 самолетов, которые планировалось приобрести изначально, составляет приблизительно 12 миллиардов фунтов стерлингов, что в общем-то неприемлемо. Теперь количество закупаемых истребителей снизится до 50.

По проекту, корабли класса Queen Elizabeth будут обладать водоизмещением 65000 тонн, смогут развивать скорость более 25 узлов и преодолевать расстояния до 18,5 тысячи километров. На борту одного авианосца планировалось разместить авиакрыло в составе 32 истребителей F-35 и 12-16 вертолетов EH-101.

По данным журналистов издания The Sunday Times, стоимость одного такого самолета может достигать 90 миллионов фунтов стерлингов. По подсчетам ВМС Великобритании, сокращение закупок позволит сохранить в государственной казне 7,6 миллиарда фунтов стерлингов. Новейшими истребителями укомплектуют только один авианосец "Куин Элизабет". Он, как и планировалось, войдет в боевой состав британского флота в 2016 году.

Второй авианосец, "Принс оф Уэлс", превратят в десантный корабль. На его борту не будет самолетов Joint Strike Fighter. Вместо них корабль будет укомплектован вертолетами. В этом тоже есть свои плюсы - в 2018 году из боевого состава ВМС выведут вертолетоносец "Оушн". Ему нужна замена, и таковой послужит как раз "Принс оф Уэлс", который к тому времени планируется спустить на воду. Это позволит сэкономить еще 600 миллионов фунтов стерлингов, которые для Минобороны наверняка будут нелишними.

Британские журналисты также предполагают, что отказ от одного из двух авианосцев поспособствует дальнейшему развитию отношений между Великобританией и Францией. В частности, страны могут принять окончательное решение о совместном использовании подобных кораблей. Соответствующее предложение президент Франции Николя Саркози сделал еще в 2008 году в ходе переговоров с премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном.

По всей видимости, Королевскому флоту придется прибегнуть к помощи со стороны, если до 2016 года (то есть, до спуска на воду "Куин Элизабет") одному из действующих авианосцев потребуется срочный ремонт. Впрочем, это лишь укрепит сотрудничество между странами. Не лишним будет напомнить, что именно Франция выступала партнером Великобритании по созданию авианосцев нового поколения на стадии их проектирования. С другой стороны, сложно сказать, послужит ли подобное сотрудничество утешением для британских ВМС, потерявших один из двух столь долгожданных авианосцев.

Корабли "Куин Элизабет" и "Принс оф Уэлс" должны были стать самыми большими авианосцами в истории британского флота. По мнению некоторых лондонских чиновников, формальный отказ от одного из них - ощутимый удар по репутации ВМС страны. Однако глава министерства обороны Боб Эйнсворт (Bob Ainsworth) глубокомысленно отметил, что непростые финансовые условия требуют принятия сложных решений. И трудно с ним не согласиться.

Максим Мишин

подписатьсяОбсудить
00:02 Сегодня

Ехай прямо, навсегда

Какие сюрпризы приготовили главные гонки 2016 года
00:01 19 сентября 2016
Готовящаяся к вспышке звезда Эта Киля в центре туманности Гомункул

Яркая смерть

Когда вспышка сверхновой уничтожит жизнь на Земле
«Символ мощи и непредсказуемости — конечно же, медведь»
Турецкие эксперты объясняют, что их сограждане думают о России и русских
Люди, живущие над войной
Деревенская глубинка сражающегося Йемена
MOBILE, AL- AUGUST 21: Republican presidential candidate Donald Trump greets supporters after his rally at Ladd-Peebles Stadium on August 21, 2015 in Mobile, Alabama. The Trump campaign moved tonight's rally to a larger stadium to accommodate demand. (Photo by Mark Wallheiser/Getty Images)«Мы были уверены, что Трамп — это просто клоун»
Политконсультант-республиканец о несбывшихся прогнозах и о будущем партии
Ангела МеркельЖизнь невозможно повернуть назад
Станет ли миграционный кризис для Меркель тем же, чем Brexit для Кэмерона
Иран освобожденный
Почему снятие санкций не привело к резким переменам в жизни Исламской Республики
Сергей Нарышкин Пятый куратор
Станет ли Сергей Нарышкин последним руководителем СВР
Нехватка легкости
«Вертолетам России» не хватает в программе легкой коммерческой машины
3D-винтовка для мировой революции
Сможет ли напечатанное оружие завоевать мир
Семь лет битв
Как шла самая кровопролитная война XVIII века
Башку с плеч!
Раскрыты подробности первой успешной операции по пересадке головы
Ехай прямо, навсегда
Какие сюрпризы приготовили главные гонки 2016 года
Перемога!
Какой оказалась главная украинская стратегия
Потрачено!
Как пираты переводили компьютерные игры
Оно ему надо
В День контрацепции — о том, что и от чего может защитить мужчину
Бег живи
Как правильно экипироваться тем, кто увлекся модой на марафоны
«Можно работать без таджиков — если ты не жадный»
Минаев: писатель и ресторатор, научивший молодых пить вино
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
Не ЗОЖ, но хорош
В Instagram полюбили ироничный аккаунт противницы правильного питания
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
С мотором в багажнике
Вспоминаем заднемоторные седаны в честь юбилея Skoda 105/120/125
Джентльмены, покупайте ваши моторы!
Непростой Тест: чьи двигатели стоят на спорт- и суперкарах?
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США