Бедный "Принц"

Британцы пожалели денег на новый авианосец

Авианосец класса Queen Elizabeth. Изображение BAe Systems

На днях в британской прессе появилась информация о том, что Военно-морским силам Великобритании пришлось отказаться от постройки одного из двух авианосцев, укомплектованных новейшими палубными истребителями F-35. Речь идет о корабле под названием "Принс оф Уэлс", который планировалось ввести в боевой состав британского флота в 2018 году. Причина тривиальна - ВМС страны просто не смогли позволить себе потратить на авианосец несколько миллиардов фунтов стерлингов.

История с британскими авианосцами тянется уже около десяти лет. В конце 90-х годов ВМС пришлось задуматься, чем заменить уже устаревший флагман "Инвинсибл", который в ближайшие годы должен был отправиться на покой. В начале 2000-х годов стало известно, что Великобритания решила создать авианосцы под самолеты Joint Strike Fighter, а именно - под палубные истребители F-35B Lightning II с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. Однако приступить к реализации этого проекта получилось далеко не сразу. В основном, по финансовым причинам.

В 2005 году "Инвинсибл" был окончательно выведен из эксплуатации и отправлен в резерв, и у Великобритании остался лишь один авианосец подобного типа - "Илластриэс". Второй, "Арк Ройял", в тот момент находился на ремонте. Он вернулся в состав Королевского флота лишь в 2006 году. Впрочем, и "Илластриэс", и "Арк Ройял" сложно назвать современными кораблями. Поэтому ВМС Великобритании рассчитывали уже в 2012 году заменить их авианосцами нового поколения. Несмотря на эти планы, в 2006 году контракт на постройку кораблей еще не был подписан.

Компании BAE Systems, VT Group и Thales Group утверждали, что стоимость новых авианосцев "Куин Элизабет" и "Принс оф Уэлс" водоизмещением 65000 тонн каждый ну никак не может быть меньше 3,8 миллиарда фунтов стерлингов. Министерство обороны Великобритании настаивало на сумме в 3,5 миллиарда фунтов стерлингов. Подписание контракта откладывалось, а цена на корабли не только не снижалась - наоборот, продолжала неуклонно расти.

Наконец, в 2008 году было принято окончательное решение по этому вопросу. 3 июля 2008 года контракт на строительство авианосцев между министерством обороны и консорциумом, в состав которого вошли BAE Systems, VT Group, Babcock International и Thales, был подписан. На строительство кораблей планировалось выделить 4 миллиарда фунтов стерлингов. По предварительной договоренности, первый авианосец должен был быть спущен на воду в 2014 году.

Церемония вырезания первого куска стали для авианосцев на судостроительной верфи BVT Surface Fleet состоялась лишь двенадцать месяцев спустя, 7 июля 2009 года. К тому моменту стоимость кораблей успела вырасти еще на 25 процентов. Причиной тому послужили несколько факторов, среди которых - перенос сроков сдачи авианосцев в эксплуатацию, инфляция и изменения в дизайне. Впрочем, и эта цена, как утверждают аналитики, не окончательная.

По оценкам специалистов, последующие затраты могут составить еще 10 миллиардов фунтов стерлингов. При этом, правда, не уточняется, куда именно пойдут эти деньги. Также министерству обороны придется раскошелиться на закупку истребителей F-35, а это еще несколько миллиардов фунтов стерлингов. Руководство британских ВМС пересчитало все заново и констатировало печальный факт - затраты на авианосцы получаются чересчур высокими.

Идти на попятную уже поздно - контракт подписан, строительство кораблей началось, и просто так отказаться от одного из них не получится. Однако руководство ВМС и не собирается этого делать. Вместо этого британцы сократят закупки истребителей F-35, которые, по большому счету, и являются наиболее затратной составляющей проекта. Один из офицеров ВМС отметил, что общая стоимость всех 138 самолетов, которые планировалось приобрести изначально, составляет приблизительно 12 миллиардов фунтов стерлингов, что в общем-то неприемлемо. Теперь количество закупаемых истребителей снизится до 50.

По проекту, корабли класса Queen Elizabeth будут обладать водоизмещением 65000 тонн, смогут развивать скорость более 25 узлов и преодолевать расстояния до 18,5 тысячи километров. На борту одного авианосца планировалось разместить авиакрыло в составе 32 истребителей F-35 и 12-16 вертолетов EH-101.

По данным журналистов издания The Sunday Times, стоимость одного такого самолета может достигать 90 миллионов фунтов стерлингов. По подсчетам ВМС Великобритании, сокращение закупок позволит сохранить в государственной казне 7,6 миллиарда фунтов стерлингов. Новейшими истребителями укомплектуют только один авианосец "Куин Элизабет". Он, как и планировалось, войдет в боевой состав британского флота в 2016 году.

Второй авианосец, "Принс оф Уэлс", превратят в десантный корабль. На его борту не будет самолетов Joint Strike Fighter. Вместо них корабль будет укомплектован вертолетами. В этом тоже есть свои плюсы - в 2018 году из боевого состава ВМС выведут вертолетоносец "Оушн". Ему нужна замена, и таковой послужит как раз "Принс оф Уэлс", который к тому времени планируется спустить на воду. Это позволит сэкономить еще 600 миллионов фунтов стерлингов, которые для Минобороны наверняка будут нелишними.

Британские журналисты также предполагают, что отказ от одного из двух авианосцев поспособствует дальнейшему развитию отношений между Великобританией и Францией. В частности, страны могут принять окончательное решение о совместном использовании подобных кораблей. Соответствующее предложение президент Франции Николя Саркози сделал еще в 2008 году в ходе переговоров с премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном.

По всей видимости, Королевскому флоту придется прибегнуть к помощи со стороны, если до 2016 года (то есть, до спуска на воду "Куин Элизабет") одному из действующих авианосцев потребуется срочный ремонт. Впрочем, это лишь укрепит сотрудничество между странами. Не лишним будет напомнить, что именно Франция выступала партнером Великобритании по созданию авианосцев нового поколения на стадии их проектирования. С другой стороны, сложно сказать, послужит ли подобное сотрудничество утешением для британских ВМС, потерявших один из двух столь долгожданных авианосцев.

Корабли "Куин Элизабет" и "Принс оф Уэлс" должны были стать самыми большими авианосцами в истории британского флота. По мнению некоторых лондонских чиновников, формальный отказ от одного из них - ощутимый удар по репутации ВМС страны. Однако глава министерства обороны Боб Эйнсворт (Bob Ainsworth) глубокомысленно отметил, что непростые финансовые условия требуют принятия сложных решений. И трудно с ним не согласиться.

Максим Мишин

Обсудить
Наука и техника
 — 
13:52 21 февраля 2017
Александр Шестаков

«В развитии главное — масштаб цели»

Интервью с ректором ЮУрГУ Александром Шестаковым о науке, образовании и развитии
«Религиозность нашего социума сильно переоценена»
Почему передача Исаакиевского собора РПЦ стала проблемой для церкви и общества
Олег МихеевБанкрот-фронт
Как политики задолжали миллионы и вынуждены жить на 10 тысяч рублей в месяц
«У молодых вообще нет собственной позиции»
Почему современные студенты инфантильны, аполитичны и боятся протестов
Казус Чудновец
Чем закончится дело жительницы Катайска, осужденной за репост. Репортаж
Желтую расу — в лагеря
Жизнь японцев, интернированных в США во время войны
Real estate magnate Donald Trump waves as he leaves a Greater Nashua Chamber of Commerce business expo at the Radisson Hotel in Nashua, New Hampshire, May 11, 2011. Trump suggested Wednesday it's not much fun flirting with the idea of running for president in the face of relentless attacks and ridicule. REUTERS/Don Himsel/Pool (UNITED STATES - Tags: POLITICS)Прощание с иллюзией
Почему Трамп не мог оправдать надежд на нормализацию отношений с Россией
Самый лучший президент
Американские историки составили список наиболее успешных руководителей страны
Мило ДжукановичИнтриги Черной Горы
Зачем Подгорица обвиняет Москву в попытке переворота
Детские деньги
Как открыть частный детсад и сэкономить
Леонид Хазанов: Налоговая блокада
Или как облегчить экспорт металлургам
Большая перемена
Частные инвесторы заинтересовались школами и детсадами
Кислая ситуация
Почему российский рынок еще долго не избавится от дефицита молока
Говоря «да»
Молодые и красивые обитатели Бруклина на снимках вундеркинда Гарольда Файнстайна
Pierre et Gilles, Sainte Marie MacKillop (Kylie Minogue), 1995, Collection privée (c) Pierre et GillesГолубо-розовое
Транссексуалы, проститутки и панки в латексе на снимках гей-пары Пьера и Жиля
twen, Nr. 6, 1969, Фотография: Гвидо Мангольд, графика: Вилли Флекхаус«Опаснее тысячи порножурналов»
Король книжного и журнального дизайна Вилли Флекхаус
Смерть вождя
Роли, по которым мы запомним Алексея Петренко
A view of the cathedral in Naumburg/Saale, Germany, 21 Janaury 2016. After the first application in summer 0215 failed, a second attempt is being made to register Naumburg Cathedral as a UNESCO world heritage site. Саксония с замками и вином
«Лента.ру» открывает неизвестные россиянам уголки Германии
Страна оленья
Почему Якутия — главное направление для путешествий в этом году
В отпуск с кошкой
Как правильно организовать путешествие с домашними животными
Руины господского дома в усадьбе Ольгово. Дмитровский район, Московская область
Призрак Пиковой дамы
Где в Подмосковье можно встретить привидение
Ружье и палатка: уникальные автомобильные опции
Инструменты, ружье, пылесос и другие необычные вещи в комплекте с машиной
Ferrari для чемпиона
На аукционе продадут Ferrari Майка Тайсона
Летают, но низенько-низенько
11 машин, способные ехать по любой поверхности. Точнее, даже не ехать
Забытые концепты: Volkswagen W12
История «народного» суперкара от Giugiaro в фотографиях
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Дворянское гнездо
Один из самых шикарных в мире домов нашли в диком лесу
«Пусть меня захоронят в отравленную, но родную землю»
Почему люди отказываются покидать чернобыльскую зону: реальные истории
Поставили баком
Англичане сделали идеальный дом из резервуара для воды