King, Burger King

На российский рынок вышел основной конкурент McDonald's

На российский рынок вышла, хотя и с задержкой, еще одна международная сеть ресторанов быстрого питания - Burger King. 21 января в московском торговом центре "Метрополис" была открыта первая закусочная сети, являющейся основным конкурентом McDonald's. К открытию Burger King запустил первый рекламный ролик, доступный пока только в интернете.

О том, что Burger King вот-вот придет в Россию, слухи на рынке циркулировали еще с 2003 года. В 2006 году сообщалось, что сеть ведет переговоры о франшизе с владельцами сети кофеен "Шоколадница", а в апреле 2009 года стало известно, что компания уже зарегистрировала российскую "дочку" "Бургер Кинг Рус" и начала поиск сотрудников.

Правда, весной прошлого года в "Шоколаднице" отрицали, что ведут переговоры с Burger King. Спустя полгода позиция сети кофеен изменилась: в ноябре 2009 года газета "Ведомости" сообщила, что американская сеть передала франшизу на открытие ресторанов в Москве именно "Шоколаднице". Кроме того, Burger King вел переговоры о франшизе с еще несколькими российскими ритейлерами, причем американская компания решила сконцентрироваться в первую очередь на открытии ресторанов в Москве и Петербурге.

Предполагалось, что первый Burger King откроется в столице в конце 2009 года, однако сроки были сдвинуты. В российских деловых СМИ причиной отсрочки назвали перебои с поставками мяса. Кроме того, газеты писали, что Burger King судится за домен burgerking.ru и подал иск к зарегистрировавшим это имя хостинг-провайдеру "Элвис-Телеком" и голландской Talco Aktiengesellschaft.

В середине января 2010 года газета "Коммерсант" сообщила о назначении гендиректора Burger King в России. Таким образом сеть завершила подготовку к выходу на российский рынок. Руководить бизнесом стала Яна Песоцкая, бывший директор по развитию сети "Дикси" и экс-руководитель гастрономического бутика Hediard в Москве. Также говорилось, что первая закусочная Burger King откроется в столичном торговом центре "Мега Теплый стан". Понятно, почему не в центре города - не говоря уже о заоблачных арендных ставках, не стоит забывать, что он давно облюбован McDonald's.

21 января первый Burger King, наконец, открылся. Правда, не в "Меге", а в московском торговом центре "Метрополис". Ожидается, что средний чек в закусочных Burger King составит 120-150 рублей (примерно столько же, сколько в McDonald’s). Кроме того, Burger King уже запустил первую рекламу(пока только в интернете), о том, как "король бургеров" проходит границу в российском аэропорту.

По словам Песоцкой, "эксклюзивной мастер-франшизы в России не будет", то есть к сотрудничеству, кроме "Шоколадницы", будут привлечены и другие местные компании. Сначала рестораны сети будут открывать в Москве и Подмосковье, а после создания логистической системы в российских регионах - и в других городах.

Burger King предстоит "отвоевывать" российский рынок - у сети McDonald’s, которая пришла в Россию 20 лет назад, здесь уже 240 закусочных, при этом почти половина из них - в Москве. В 2010 году McDonald's планирует открыть в России еще 40 ресторанов. Для сравнения, у "Ростикс KFC", крупнейшего конкурента McDonald's на российском рынке, сейчас сеть из 148 ресторанов, в том числе 73 - в Москве.

Стоит отметить, что популярность российского рынка фастфуда у иностранных ритейлеров не снизилась даже несмотря на кризис. Так, в сентябре 2007 года в России открылась первая кофейня Starbucks, а в марте 2008 года в страну пришла крупнейшая сеть кофеен Великобритании Costa Coffee. Не далее как несколько дней назад стало известно, что сеть кофеен Dunkin' Donuts, известная благодаря своим пончикам, решила вернуться на российский рынок. В 1996 году сеть открыла первый ресторан в Москве, но в итоге свернула свой бизнес. Теперь же планируется, что в 2010 году компания откроет в столице не менее 10 точек продаж.

Приход Burger King в Россию стал еще одним свидетельством того, что отечественный рынок фастфуда (и московский, в частности), по-прежнему привлекателен для мировых торговых сетей. Любителям посидеть в закусочных можно потирать руки: конкуренция на потребительском рынке еще никому не вредила.