Новости партнеров

Форменное свинство

Малайзия оказалась на пороге межрелигиозного конфликта

Демонстративно оскорбительная для мусульман провокация в пригороде столицы Малайзии Куала-Лумпуре дала властям повод заявить, что в стране действует некая группа, стремящаяся взорвать ситуацию с помощью разжигания межрелигиозной розни. Январь 2010 года начался с серии нападений на христианские храмы, один из которых сожгли. Закончился месяц подброшенными в мечети отрезанными головами диких свиней.

Весь 2009 год прошел в Малайзии под знаком обострившегося конфликта между католическим и исламским духовенством. Камнем преткновения стало употребление обеими конфессиями для обозначения бога слова "Аллах". Дискуссия обострилась после того, как правительство запретило выход в свет крупнейшей в регионе католической газеты Herald Weekly.

В Малайзии ислам - официальная религия, и власти стали на защиту его интересов. От газеты потребовали не употреблять слово "Аллах" в ином контексте, кроме исламского. Затянувшийся судебный процесс погряз в теологических и лингвистических спорах и апелляциях.

Католики заявляли, что в малайском языке нет другого слова для обозначения бога, и запрет, таким образом, нарушает их конституционное право на свободу вероисповедания. Сторонники ислама настаивали, что столь широкое толкование слова "Аллах" вносит смятение в умы правоверных и предполагает, что между христианским Богом и мусульманским Аллахом нет никакой разницы. А это чревато угрозой распространения прозелитизма, с которым власти намерены вести непримиримую борьбу.

По конституции каждый этнический малаец считается мусульманином по рождению. И смена вероисповедания не только не поощряется, но на большей части территории страны запрещена по закону и сурово карается. Ислам исповедуют около 60 процентов жителей Малайзии, более 19 процентов населения - буддисты, христиан насчитывается 9 процентов, более 6 процентов предпочитают индуизм. Кроме того, есть сторонники конфуцианства и других традиционных китайских религий, а также немало последователей различных племенных и языческих культов.

Поскольку все малайцы по умолчанию мусульмане, то религиозные меньшинства состоят из представителей других этносов - китайцев, индийцев, малых коренных народностей. И при всем этом разнообразии Малайзия - удивительно мирная и дружелюбная страна. Согласие достигается с помощью своеобразного и оригинального устройства общественной жизни.

В стране одновременно существуют два свода законов, которые по-разному регламентируют жизнь мусульманского большинства и немусульманских меньшинств. Индийцу можно не соблюдать священный месяц Рамадан и пить пиво на улице, а малайцу можно, например, иметь четырех жен (правда, на практике реализовать это право довольно трудно - для повторного брака нужно получить согласие первой жены).

Существование двух как бы параллельных миров и сделало возможным одновременное наличие и строгих правил ислама, охраняемых государством, и конституционного права на свободу вероисповедания. Конфликт по поводу слова "Аллах" нарушал эту сложившуюся гармонию. В последний день 2009 года Верховный суд решил, что предъявленные к католической газете и вообще к немусульманским конфессиям требования незаконны и нарушают конституцию - называть своего бога "Аллахом" в печати и при отправлении культа разрешили представителям всех религий.

Протесты мусульман последовали незамедлительно, суд даже вынужден был приостановить действие своего же решения. Однако на этот раз они сопровождались и явно экстремистскими выходками с примесью чистой уголовщины. С начала января произошло более 10 попыток осквернения христианских церквей, а также храма последователей сикхизма.

В большинстве случаев экстремисты использовали бутылки с зажигательной смесью. Один католический храм почти полностью сгорел, в остальных случаях последствия были не столь значительными. Жертв удалось избежать.

Серия поджогов христианских, в основном католических, церквей вызвала бурный резонанс в обществе. Мусульманское большинство посчитало подобные действия неприемлемыми. Власти выделили средства на восстановление разрушенного храма, к сбору пожертвований подключились и исламские организации и простые граждане-мусульмане.

Власти усилили полицейские наряды вокруг христианских церквей, сотни добровольцев, в числе которых было много мусульман, вызвались помочь полиции в обеспечении правопорядка. Шесть неправительственных исламских организаций предложили свою помощь в охране и также выделили дружинников для охраны христианских храмов.

Резкая кампания против экстремистских методов развернулась в СМИ. 10 января был объявлен "Днем доброй воли", в мероприятиях приняли участие малазийцы различных этнических групп и конфессий. Например, в центре столицы молодые люди раздавали прохожим цветы с пожеланиями мира и согласия.

Таким образом государство и общество ясно продемонстрировали неприятие попыток разжечь межрелигиозные разногласия и разрушить хрупкую гармонию взаимоотношений различных этнических групп и конфессий.

Тем не менее, нападения на церкви продолжились и после акции в защиту согласия. 20 января власти объявили о задержании 8 подозреваемых в поджогах. Представители полиции заявили, что все задержанные являются этническими малайцами в возрасте от 20 до 26 лет. То есть экстремистские акции осуществили оскорбленные малайцы-мусульмане. 22 января по этому делу были арестованы еще 7 человек в возрасте от 17 до 29 лет.

Полиция заявила, что инцидент исчерпан и виновные понесут заслуженное наказание - им грозило до 20 лет тюрьмы. Однако буквально через неделю после первых арестов, рано утром 27 января, у двух мечетей в пригороде Куала-Лумпура были обнаружены пластиковые мешки с отрезанными головами диких свиней. Поскольку у мусульман свинья считается нечистым животным, акция носила демонстративно оскорбительный характер.

Рядом с каждым из мешков находились емкости с тридцатью монетами достоинством в один риннгит (национальная валюта Малайзии). То есть оскорбление сопровождалось как явным намеком на предательство (тридцать сребреников Иуды), так и недвусмысленным указанием на происхождение "подарков" - христианские ассоциации тут очевидны.

Мешки, в каждом из которых было по две свиные головы, были брошены к служебному входу в мечети, там, где нет камер видеонаблюдения. Поэтому даже приблизительного описания злоумышленников у полиции пока нет. Естественно, что инцидент вызвал бурю возмущения среди мусульман.

Власти призвали все конфессии не допустить эскалации конфликта на религиозной и расовой почве. Глава полиции Муса Хассан заявил об очередном усилении мер безопасности и пообещал вести с провокаторами жесткую, бескомпромиссную борьбу. Усиленные наряды полиции, заявил он, будут патрулировать территорию вокруг всех храмов и мечетей страны.

После инцидента у мечетей изменилась и оценка нападений на христианские церкви - Муса Хассан заявил, что эти события связаны и все провокационные выходки последнего времени совершила некая группа, которая стремится к разжиганию межрелигиозного конфликта в стране. Что это за группа, входили ли в нее ранее арестованные, он не уточнил, однако высказал мнение, что эти люди могут быть наняты теми, кто заинтересован в дестабилизации обстановки в стране.

В тот же день, 27 января, министр внутренних дел Малайзии Хишамуддин Хусейн объявил, что по обвинению в терроризме арестованы десять человек, девять из которых - иностранцы. "Они представляли очень серьезную угрозу безопасности нашей страны", - сказал министр. При этом министр не назвал ни гражданство арестованных, ни причину их ареста.

Имеют ли последние аресты отношение к настойчивым попыткам разжечь межрелигиозный конфликт - пока не ясно. Следствие продолжается. Несомненно, что от способности властей остановить эскалацию конфликта зависит будущее Малайзии и других стран региона.

Влад Гордеев