На распил

В Приморье завершилась программа утилизации пяти АПЛ

Утилизация АПЛ на ДВЗ "Звезда". Фото с сайта international.gc.ca

В Приморье в начале 2010 года завершилась программа утилизации пяти атомных подводных лодок класса "Виктор-3", выведенных из состава Тихоокеанского флота России. Работы по распилу подводных лодок проводились на дальневосточном военном заводе "Звезда" в рамках российско-японского межправительственного соглашения, заключенного в ноябре 2005 года.

Финансированием работ по утилизации АПЛ занималась Япония, заинтересованная в ядерной безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона. Дело в том, что из-за особенностей функционирования российской системы утилизации подводных лодок часть списанных субмарин в Тихом океане образовала "кладбища кораблей", представляющие потенциальную опасность для экологии.

Реализация программы, которая называлась "Звезда надежды", началась в 2006 году. В рамках этого проекта четыре АПЛ были разрезаны на заводе "Звезда" и одна - на Камчатке.

Утилизация по-российски

В сентябре 2009 года Росатом объявил о разработке концепции программы утилизации АПЛ на период до 2015 года и перспективу до 2020 года. Предлагаемая программа предусматривает утилизацию ожидающих своей очереди АПЛ (по некоторым данным - от 28 до 34 АПЛ), выведенных из состава ВМФ, а также завершение вывоза ядерных отходов с береговых баз и утилизацию законсервированных АПЛ и судов атомного технологического обслуживания.

Следует отметить, что старая программа утилизации АПЛ предусматривала демонтаж 191 из 198 подводных лодок. По данным 2008 года, с 1986 года из состава ВМФ были выведены 198 АПЛ, 164 из которых были утилизированы. В очередь на утилизацию были поставлены 34 субмарины.

Большинство этих АПЛ были списаны в 1980-1990-х годах. В основном это подводные лодки первого и второго поколений. На некоторых из них все еще ведут дежурство сокращенные экипажи, основной функцией которых является обеспечение долгого непотопления законсервированных субмарин.

Причиной образования очереди на утилизацию стала переполненность хранилищ облученного ядерного топлива (ОЯТ), слабая развитость инфраструктуры по перевозке ядерных отходов на челябинское предприятие "Маяк" для дальнейшей очистки и недостаточное финансирование отрасли.

В 1992 году Госатомнадзор запретил транспортировку ОЯТ в устаревших контейнерах ТК-11 и ТК-12. Сейчас возить ядерные отходы можно только в контейнерах ТУК-18, установленных пока на единственном железнодорожном эшелоне, который состоит из четырех вагонов и способен за год вывозить отработанное топливо лишь из 12-15 реакторов атомных подводных лодок (активных зон).

Процесс утилизации атомных подводных лодок - носителей баллистических ракет практически не отличался от демонтажа обычных АПЛ. Единственное отличие заключалось в том, что с этих лодок, помимо реакторного отсека, вырезался отсек с ракетными шахтами, который впоследствии уничтожался на специальном заводе. Эта процедура была прописана в договоре "О сокращении наступательных вооружений", действие которого завершилось в декабре 2009 года. Новый договор СНВ между Россией и США пока не подписан.

Реальная потребность в транспортировке ОЯТ составляет около 30 активных зон в год - это количество включает в себя не только утилизацию списанных, но и перезарядку действующих АПЛ.

При этом остановка реактора и выгрузка из него ОЯТ в России производится в сжатые сроки, из-за чего заводы просто не успевают увозить скапливающиеся отходы. Беда еще и в том, что, в отличие от других стран, Россия занимается переработкой ОЯТ, поскольку в нем содержится значительная доля урана, пригодного для повторного применения в атомных реакторах атомоходов или в мирной энергетике.

Учитывая, что процесс переработки топлива является достаточно длительным, а также слабую развитость инфраструктуры, предприятия просто не успевают оперативно очищать весь поступающий объем ОЯТ.

В целом же, утилизация атомных подводных лодок выглядит следующим образом. На первом этапе происходит глушение реактора, а затем выемка ОЯТ. После этого из АПЛ вырезают реакторный отсек и два смежных с ним отсека, предварительно сняв с них все ценное и не активное оборудование. Полученная секция заваривается, герметизируется, покрывается антикорозионными материалами и хранится на плаву.

Концевые же отсеки АПЛ просто разрезаются и либо продаются на металлолом, либо идут на переплавку. Сейчас стоимость утилизации одной АПЛ в России, в зависимости от класса, составляет от 7 до 15 миллионов долларов. При этом в России с 2002 года действует международная программа "Глобальное партнерство", в которой принимают участие Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония, финансирующие работы по утилизации АПЛ.

В 2009 году в рамках программы была модернизирована железнодорожная ветка от Большого Камня до Смоляниново. По этой дороге "Звезда" возит ОЯТ на Транссибирскую железнодорожную магистраль, по которой специальный "атомный поезд" доставляет отходы на "Маяк".

Утилизация по-американски

Процесс демонтажа атомных подводных лодок в США во многом сходен с аналогичным процессом, проводимым в России. Тем не менее, отличия все же есть. Так, выемка ОЯТ из реакторов атомных подводных лодок в этой стране производится в течение одного года. При этом топливо в США не перерабатывается, а хранится в специальных хранилищах министерства энергетики в штате Айдахо вместе с другими радиоактивными отходами.

Замысел американцев прост - расчетный срок хранения контейнеров с ОЯТ в условиях сухого климата составляет до 500 лет. При этом министерство энергетики США полагает, что уже к середине 21 века будет разработана технология безопасной, быстрой и эффективной очистки и переработки ОЯТ без нанесения вреда окружающей среде. В нынешних условиях переработка ОЯТ в США признана экономически нецелесообразной.

Кроме того, в США из АПЛ вырезается только реакторный отсек, который впоследствии герметизируется и либо хранится на плаву (расчетный срок такого хранения - до 15 лет), либо перевозится в специально оборудованный карьер в штате Вашингтон. Предполагается, что корпус реакторного отсека сможет обеспечить надежную изоляцию активных материалов на протяжении 600 лет.

Концевые отсеки атомных подводных лодок в США зачастую продаются частным компаниям, которые при покупке получают право переплавлять металл или перепродавать купленные части. Следует отметить, что такая практика действует лишь на протяжении последних нескольких лет. Прежде концевые отсеки АПЛ снова сваривались вместе и хранились на плаву.

При этом министерство обороны США до 1996 года рассматривало возможность их затопления. Отказаться от этой идеи ведомство было вынуждено из-за значительных финансовых расходов - перед затоплением необходимо было бы снять все материалы, содержащие опасные для окружающей среды вещества. Кроме того, процедура буксировки и контролируемого затопления отсеков также была не из дешевых.

Сейчас стоимость работ по утилизации одной АПЛ в США оценивается в среднем в 50 миллионов долларов. Столь высокая цена обусловлена тем что, что выемка ОЯТ, вырезка реактора и другие работы по демонтажу АПЛ производятся на разных заводах.

По данным на конец 2009 года из состава ВМС США были выведены около 90 подводных лодок, с 50 из которых были вырезаны реакторные отсеки, которые теперь находятся на долгосрочном хранении. Точные данные о количестве американских АПЛ, ожидающих утилизации, неизвестны.

Атомные подводные лодки, стоящие сегодня на вооружении пяти стран мира, наиболее активно создавались в период Холодной войны, причем большая часть построенных субмарин пришлась на СССР и США. Эти два государства к моменту окончания Холодной войны в начале 1990-х годов сумели на двоих построить около 440 атомных подводных лодок.

Большинство из АПЛ были впоследствии списаны - часть лодок устарела, другие выработали свой срок, а в остальных просто исчезла необходимость. Вот и выстраиваются "призраки" атомных флотов в очередь на утилизацию.

Обсудить
FILE - In this Saturday, June 4, 2011 file photo made by Associated Press photographer Anja Niedringhaus, injured U.S.Marine Cpl. Burness Britt reacts after being lifted onto a medevac helicopter from the U.S. Army's Task Force Lift "Dust Off," Charlie Company 1-214 Aviation Regiment. Location:
Sangin, AfghanistanПадение Сангинграда
Десятилетнее сражение за столицу наркоторговли завершилось победой «Талибана»
Participants attend a gay pride parade in central Istanbul June 30, 2013. Tens of thousands of anti-government protesters teamed up with a planned gay pride march in Istanbul. Crowds were stopped by riot police from entering Taksim, the centre of previous protests, but the atmosphere appeared peacefulОпасное интернет-проникновение
Грозит ли подъем геев-мусульман исламскому миру
Demonstrators take part in a protest aimed at showing London's solidarity with the European Union following the recent EU referendum, inTrafalgar Square, central London, Britain June 28, 2016. REUTERS/Dylan Martinez TPX IMAGES OF THE DAYСпасет ли уход Меркель Европу?
Свое 60-летие Европейский союз встречает в состоянии экзистенциального кризиса
Displaced people from the minority Yazidi sect, fleeing violence from forces loyal to the Islamic State in Sinjar town, walk towards the Syrian border, on the outskirts of Sinjar mountain, near the Syrian border town of Elierbeh of Al-Hasakah Governorate August 11, 2014. Islamic State militants have killed at least 500 members of Iraq's Yazidi ethnic minority during their offensive in the north, Iraq's human rights minister told Reuters on Sunday. The Islamic State, which has declared a caliphate in parts of Iraq and Syria, has prompted tens of thousands of Yazidis and Christians to flee for their lives during their push to within a 30-minute drive of the Kurdish regional capital Arbil. Picture taken August 11, 2014. REUTERS/Rodi Said (IRAQ - Tags: POLITICS CIVIL UNREST TPX IMAGES OF THE DAY) FOR BEST QUALITY IMAGE ALSO SEE: GM1EA8M1B4V01Дважды отверженные
Почему от женщин, вырвавшихся из плена боевиков, отворачивается общество
Все там будем
Почему невозможно уберечься от рака
Замороженная стволовая клетка человека Внутренние бомбы
Как клеточный суицид помогает против рака и старости
«Это было волшебно!»Дефект массы
Как продолжение культовой серии Mass Effect стало одной из худших игр в истории
Неиллюзорная красота
Как постичь тайны мироздания через женские формы
Девочки кровавые в глазах
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Манчестера у моря» до «Демона внутри»
«Оргиастический акт любви и счастья»
Дина Рубина о советских кулинарных традициях
Пижон Джон
Дикий сэр Элтон, каким его уже мало кто помнит
Рай на земле
Лучшие для жизни города мира
Там, где цветет иван-чай
Продолжение рассказа о путешествии по Колымской трассе
Германия по карману
Как попасть в Баварию за две тысячи рублей и получить удовольствие
«Мы делаем не крымское вино, а севастопольское»
Винодел Павел Швец — о месте России на винной карте мира
Отберут последнее
Коснутся ли новые правила перевозки электроники летящих в США россиян?
Идеал со сроком годности
От Монро до Кардашьян: как менялись пропорции женской фигуры каждые 10 лет
Luxury watches are seen at a shop window in Geneva August 2, 2011. REUTERS/Denis Balibouse (SWITZERLAND - Tags: SOCIETY BUSINESS)«Если русский — значит, соришь деньгами»
Рассказ финансиста из Самары, перебравшегося в Женеву
Новая американская мечта
Что такое Fuck You Money, или Как уйти на пенсию в 35 лет
Спортзал для двоих
Лондонская пара прославилась в сети как самая тренированная в мире
Восточные легенды
Культовые японские автомобили ушедших лет
Цвета для победителей
Самые известные гоночные раскраски в мире
Самые необычные ДТП
Автомобили на крышах, в бассейнах и другие непонятные аварии, достойные премии
Очень страшные «Рейндж Роверы»
Самые жуткие варианты тюнинга автомобилей Land Rover
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Фрэнк ГериСпугнули рыбу
Почему антисемиты изгнали из Канады создателя «танцующего дома»
«Наш дом — колония строгого режима»
История семьи, оказавшейся на грани распада из-за дачи
Цветам не место в доме
Почему дети мешают взрослым жить счастливо в собственных квартирах