Ноль из двух

В Ставрополе предотвратили двойной теракт

30 сентября могло стать "черным днем" для Ставрополя - в этот день террористы планировали подорвать на одной из улиц города две бомбы. Однако из-за небрежности преступников, дождливой погоды и своевременной реакции правоохранительных органов теракт не состоялся. Бомбы были обезврежены. Единственной жертвой террористов стал таксист, которого убили и посадили в заминированную машину под видом смертника.

В этой истории до сих пор многое неясно. Сообщения СМИ противоречат друг другу практически во всем - приводятся разные данные о мощности взрывных устройств, о способе их монтажа, о фамилии погибшего таксиста и причинах его смерти. Очевидно лишь одно - если бы планы террористов осуществились, пострадало бы большое количество людей. Взрывы должны были произойти в непосредственной близости от двух жилых домов, школы и кафе.

Именно заместитель директора кафе "Глория" и поднял тревогу. Утром 30 сентября он позвонил в милицию и заявил, что около заведения припаркован подозрительный автомобиль ВАЗ-2107. Прибывшие милиционеры обнаружили в машине бомбу и труп мужчины. Чуть позже неподалеку было найдено еще одно взрывное устройство. Прибывшие саперы успешно обезвредили обе бомбы.

Первоначально сообщалось, что общая мощность взрывных устройств составляла 90 килограммов в тротиловом эквиваленте, а в последующих сообщениях этот показатель снизился до 60 килограммов.

Согласно одним источникам, первая бомба находилась в чемодане, из которого высовывались провода, вложенные в руки мертвого мужчины. Если бы бомба сработала, у следователей создалось бы впечатление, что мужчина был террористом-смертником, соединившим контакты. Согласно другим источникам, первая бомба была смонтирована в бензобаке ВАЗ-2107. А некоторые СМИ объявили, что взрывное устройство представляло собой баллон, лежавший в багажнике.

Еще менее ясна ситуация со второй бомбой. Некоторые источники сообщали, что взрывное устройство было закопано в мусоре. Другие утверждали, что вторая бомба, как и первая, находилась в автомобиле - в припаркованной неподалеку "Ладе Калине". Ситуация начала проясняться, когда версия о второй заминированной машине была категорически опровергнута. СМИ сообщили, что на самом деле бомба представляла собой заминированный бензобак, закопанный в мусор. Можно было предположить, что этот бак был снят с "Лады Калины", и журналисты с помощью "испорченного телефона" превратили бензобак в целый автомобиль.

Однако затем ситуация снова запуталась. В СМИ просочилась информация о том, что бензобак, в котором была смонтирована вторая бомба, был снят все с той же ВАЗ-2107. Это объясняет, откуда взялась версия о том, что первая бомба была смонтирована в бензобаке ВАЗ. Зато снова становится непонятно, откуда взялась информация о "Ладе Калине". И уж тем более неясно, как террористы умудрились при всех этих манипуляциях не привлечь к себе внимания. Даже ночью трудно незаметно подогнать к кафе машину без бензобака или снять бензобак с припаркованного автомобиля.

Не больше ясности и в сообщениях о способе подрыва. Все источники более-менее согласуются в одном - находившаяся в машине бомба должна была сработать от включения сигнализации, а второе взрывное устройство имело таймер, заведенный на 8:30 (хотя и тут встречаются вариации - кое-где сообщается, что обе бомбы были радиоуправляемыми). А в каком порядке должны были произойти взрывы - неизвестно. Одни СМИ сообщают, что взрыв бомбы, сработавшей в 8:30, должен был спровоцировать включение сигнализации ВАЗ-2107 и второй взрыв. Другие СМИ предполагают, что сначала должна была взорваться машина. А таймер второй бомбы якобы был заведен с таким расчетом, чтобы взрывом задело прибывших на место теракта сотрудников правоохранительных органов.

Также существует множество вариантов объяснения неудачи террористов. Первоначально вообще сообщалось, что мертвый мужчина, найденный в ВАЗ-2107, - смертник, который не смог осуществить теракт, так как подорвался на собственной бомбе. Эта версия выглядела очень странно, потому что для смертника подорваться на собственной бомбе как раз и означает успешно осуществить теракт. Однако окончательно от этой трактовки событий отказались только после того, как стало известно, что мужчина погиб не из-за взрыва. Как именно, неясно до сих пор. В некоторых источниках говорится, что его забили до смерти, в некоторых - что он был зарезан, а другие СМИ сообщают, что его убили выстрелом в голову.

Личность погибшего была установлена достаточно быстро. Это 43-летний водитель службы такси "Улет". Все СМИ сообщают, что его звали Геннадий, а вот написание фамилии разнится - Толбоев, Толботов или Толбатов. В последний раз он вышел на связь с коллегами вечером 29 сентября. По версии следствия, после этого террористы под видом пассажиров сели к нему в машину и совершили убийство. Затем преступники превратили ВАЗ 2107 в бомбу на колесах, а погибшего попытались выдать за смертника. Если бы теракт удался и таксиста действительно приняли за террориста, расследование двинулось бы в ложном направлении.

После того как стало ясно, что о случайном преждевременном взрыве речи не идет, появились еще как минимум три версии, объясняющие крушение планов преступников. По одним данным, взрывные устройства были неправильно смонтированы, и таймер, заведенный на 8:30, то ли вообще не сработал, то ли не замкнул электрическую цепь. По другим данным, взрывчатку промочил начавшийся в Ставрополе дождь. Также предполагается, что теракту помешали своевременные действия правоохранительных органов. Впрочем, не исключено, что все три фактора сработали одновременно: бомбы были смонтированы настолько неумело, что не сработали из-за дождя, а действия саперов окончательно исключили возможность взрыва.

По факту попытки теракта возбуждено уголовное дело по пяти статьям Уголовного кодекса. Помимо покушения на теракт и покушения на убийство общеопасным способом, злоумышленников планируется призвать к ответу за убийство таксиста, незаконное изготовление и незаконное приобретение взрывных устройств. Личности подозреваемых пока не установлены. Трудно предсказать, попадет ли кто-нибудь под суд по итогам расследования этого дела. Зато вполне вероятно, что в ближайшие годы мы увидим пункт "попытка теракта в Ставрополе" в списке прегрешений очередного боевика, уничтоженного на Северном Кавказе.

Некоторые аналитики обратили внимание на схожесть событий в Ставрополе с терактом, произошедшим 17 августа в Пятигорске. Там 30 человек получили ранения в результате взрыва машины около кафе на проспекте Кирова. Несколько раненых находились в тяжелом состоянии, но никто не погиб. Как и в Ставрополе, в Пятигорске машину для взрыва добыли путем убийства таксиста.

Правда, есть между терактами и существенные различия. Тело таксиста Александра Кима, автомобиль которого взорвали в Пятигорске, не было положено в машину. Его нашли в лесу лишь через месяц после взрыва. Кроме того, целью ставропольских террористов вряд ли были посетители кафе. Если в Пятигорске взрыв произошел вечером, когда в кафе было много посетителей, то в Ставрополе теракт планировалось осуществить утром. Вряд ли в это время в кафе находилось большое количество людей. Скорее, жертвами взрыва могли стать жители расположенных рядом домов и дети, идущие в школу.

Таким образом, совпадений не так уж и много, и нельзя с уверенностью заключить, что к обоим терактам причастна одна и та же группировка. Хотя, по данным СМИ, эта версия все же проверяется ФСБ.

Кстати, есть еще одно (хотя уж точно абсолютно случайное) совпадение между случаями в Пятигорске и Ставрополе - дождь, помешавший террористам в обоих случаях. В Пятигорске ливень хлынул за полчаса до взрыва, и многочисленные люди, гуляющие возле кафе, предпочли спрятаться внутри здания. По мнению экспертов, именно поэтому в результате теракта никто не погиб. А в Ставрополе, как уже говорилось выше, дождь стал одной из причин, по которым взрыв вообще не произошел.