Мир
13:19, 1 марта 2011

Без бин Ладена Арабские революции поставили под вопрос будущее "Аль-Каеды"

Как и у любого успешно закончившегося мероприятия, у череды революций в арабских странах появилось множество отцов и сторонников. В союзники к демонстрантам записали себя не только западные либеральные интеллектуалы, но и Фидель Кастро с иранскими аятоллами. Последней подтянулась "Аль-Каеда".

С самого начала первой - тунисской - революции очень оживились граждане конспирологического склада ума. Они тотчас начали поиски организаторов и вдохновителей массовых протестов. Версий было множество, но с учетом специфики региона в лидеры быстро выбились две.

Поклонники теории мировой закулисы, как обычно, увидели в происходящем руку "вашингтонского обкома" и "израильской военщины". Для людей подобного рода ответ на вопрос "кто виноват?" всегда звучит одинаково. Для них американцы и евреи виноваты и в летней засухе, и в зимней стуже. Чего уж говорить о революции в Египте?

Более осведомленные в ближневосточных делах параноики склонялись к версии "исламистского заговора". Суть примерно такая: темные силы выстраивают новый теократический Халифат - от Индонезии до Марокко. И как только построят - тут-то всем и наступит конец.

Поскольку объективная реальность не вполне соответствовала обеим этим версиям, то появилась третья: Халифат строят американцы, чтобы... Ну, чтобы всем плохо было. Подвел черту под дискуссией президент РФ Дмитрий Медведев: революции организовали "они". Неплохое название для фильма ужасов, кстати.

Надо сказать, что и Соединенные Штаты, и профессиональные строители Халифата поначалу никак не желали признавать за собой авторства очередного всемирного заговора. Более того, Барак Обама явно был не в восторге от падения союзного США режима Хосни Мубарака, а исламистов из "Братьев-мусульман" и вовсе оттеснили на обочину революционного процесса.

Все изменилось после победы восстания. Празднующему свержение диктатора Тахриру посыпались поздравления со всех сторон. Вашингтон на все лады хвалил египтян за "мужество в борьбе за демократию", а Тегеран радовался "победе ислама над американской марионеткой". Иран и США даже успели поругаться насчет того, кто из них сильнее радуется победе революции.

Реакция демонстрантов на это была не очень вежливой. Тегерану довольно грубо объяснили, что восстание никакой религиозной подоплеки не имело. Аятоллам также указали на то, что их режим мало отличается от режима Мубарака - со всеми возможными последствиями. Вашингтону же из Египта передали, что десятилетия поддержки диктатора американцам еще припомнят, поэтому зря они так сильно радуются.

Справедливость этих слов через некоторое время полностью подтвердилась. Многотысячные протесты против властей были жестоко подавлены как в Иране, где исламской "свободе" уже 31 год, так и в Ираке, где "свободе" американской через пару лет тоже уже десяток будет.

Тут-то и подсуетилась "Аль-Каеда": второй человек в этой полувиртуальной организации Айман Завахири из своей пещеры выпустил исполненное лести обращение к "свободным и достойным людям, бесстрашно вышедшим под пули".

Начав за здравие, террорист тотчас затянул свою обычную песню про злобных неверных вообще и крестоносцев с сионистами в частности. Но некоторое отношение к событиям на Ближнем Востоке и в Северной Африке его речь все-таки имела.

По мнению Завахири, восставшие против своих правителей арабы - настоящие воины ислама, сражающиеся против западного влияния: "аморальности, коррупции и нравственного разложения". При этом террорист призвал тунисцев и египтян (обращение было записано до ливийской революции) не позволить "врагам ислама" похитить плоды их восстания.

В целом, смысл всего этого обращения был примерно таким: "Вы - молодцы, правильно действуете. Только вот цели у вас какие-то странные. Давайте, я вам покажу, чего вы на самом деле хотите". Нетрудно догадаться, по какому адресу он будет послан. Особенно после того, как в союзники демонстрантов "Аль-Каеду" записал лично Муаммар Каддафи.

Радикальным исламистам в арабском мире сейчас вообще не позавидуешь. Революции, прокатившиеся по региону, поставили под большое сомнение и цели джихадистов, и методы достижения этих целей.

Основным требованием людей, вышедших на улицы и площади, была радикальная демократизация общества, устранение излишнего контроля со стороны властей за всеми сферами человеческой жизни. Исламистов такой подход, разумеется, не устраивает. Им нужно как раз противоположное. Живой (?) классик исламистского движения Осама бин Ладен не раз называл демократию дьявольским изобретением.

Разнообразные джихадистские организации лишаются почвы под ногами. Построение теократического общества уже несовременно и неинтересно - пример Ирана, где тоже были протесты, это доказывает. Более того, в странах, освободившихся от диктаторов и американского влияния, молодежь попросту не видит смысла идти и кого-то взрывать. Чего ради?

Да и сами взрывы, как выяснилось, совершенно неэффективны. Десятилетия борьбы, сотни терактов, реки пролитой крови и миллиарды истраченных во имя Халифата долларов не привели к созданию хотя бы одного исламского государства на арабском востоке. Зато несколько недель мирных протестов дали сногсшибательный результат - режимы меняются один за другим.

В самой "Аль-Каеде", правда, многие надеются набрать новых сторонников из числа вчерашних революционеров. Однако на чем основаны подобные мечты - не очень понятно. Ведь из уст манифестантов в Тунисе, Египте и Ливии исламистские лозунги практически не звучали, повестка дня этих восстаний была совершенно иной.

Даже в Ираке, где позиции террористов по понятным причинам сильны, как нигде, антиправительственные выступления прошли под требованиями демократизации и борьбы с коррупцией.

Это должно было сильно озадачить исламистов: их кровавая и безуспешная борьба за построение светлого теократического будущего вскоре может оказаться нужной лишь им самим.

< Назад в рубрику