Пиво кенгуру

Старейший австралийский бренд Foster’s впервые оказался в руках иностранцев

24 ноября власти Австралии разрешили британской пивной корпорации SABMiller купить местного производителя пива Foster's, под брендом которого пенный напиток разливается во многих странах. Впервые за свою 120-летнюю историю Foster's окажется в руках иностранцев. Эта сделка продолжит цепочку слияний, в результате которых мировое производство пива сконцентрируется в руках нескольких корпораций.

Первая попытка SABMiller купить компанию, занимающую почти половину австралийского рынка, провалилась в июле 2011 года. Тогда британская пивная корпорация предложила за своего прямого конкурента 9,9 миллиарда долларов США. Совет директоров Foster's посчитал, что названная цена слишком мала. Аналитики озвучивали мнение, что реальная стоимость австралийского пивовара должна быть на треть больше. Из-за разногласий крупнейшая сделка 2011 года на мировом пивном рынке чуть не сорвалась.

Интерес SABMiller к Foster's совершенно понятен: одна из крупнейших пивных корпораций мира до сих пор не представлена на рынке Австралии. В свою очередь, Foster's прекрасно подходит для продвижения среди местных потребителей. Семь марок производителя входят в десятку самых любимых австралийцами: "Carlton Dry", "Victoria Bitter", "Crown Lager", "Pure Blonde", "Carlton Draught", "Carlton Mid". Кроме того, Foster’s - один из старейших брендов Австралии: первый раз это пиво было сварено в 1888 году. На банках даже изображен кенгуру, который является одним из символов страны-континента.

Кроме того, несмотря на британскую "прописку", большая часть доходов SABMiller приходится на развивающиеся страны. Около 80 процентов выручки от реализуемой продукции британского производителя поступает из Латинской Америки, Азии, Африки и Восточной Европы. Австралия, входящая в число стран с высоким уровнем доходов населения, может стать для SABMiller не только "количественно", но и "качественно" новым рынком.

В течение лета 2011 года SABMiller повышал цену, но Foster's считал эти шаги недостаточными. В ответ на отказ австралийских пивоваров SABMiller пригрозил, что проведет недружественное поглощение, сделав предложение напрямую акционерам. В ожидании борьбы акции Foster's на австралийской бирже начали расти. Но никаких серьезных шагов не последовало: менее чем через полгода стороны договорились о сделке, сумма покупки будет повышена всего на 270 миллионов долларов.

В результате SABMiller приобретет Foster`s за 10,17 миллиарда долларов. Вместе с оплатой долгов и выплат акционерам сделка обойдется британскому производителю пива более чем в 11 миллиардов долларов США. Около 580 миллионов из этих денег придется на выплаты акционерам.

Власти Австралии одобрили сделку только с обязательным условием сохранения бизнеса Foster`s. Так, глава казначейства страны Уэйн Суон (Wayne Swan) заявил, что поглощение должно поддержать экономику страны и создать новые рабочие места. По его словам, SABMiller согласился оставить большую часть производства в Австралии. Кроме того, британская компания обязалась продолжить инвестиции в австралийский бренд.

"Пивные" слияния

В течение последних лет с мировым рынком пива происходит примерно то же, что ранее имело место на рынке табака, а именно концентрация производств в руках узкого круга компаний. В настоящее время холдинг SABMiller, значительная часть мощностей которого находится в Южной Африке, занимает второе место в мире по объемам производства. Лидерство среди крупнейших пивоваров принадлежит Anheuser-Busch InBev, третье место занимает Heineken, четвертое - Carlsberg.

Пятерка крупнейших пивоваров занимает около половины мирового рынка (на табачном рынке доля нескольких крупнейших корпораций составляет более 80 процентов). Кроме использования своих традиционных марок (для Anheuser-Busch InBev, это, в частности, "Budweiser", "Michelob" и "Busch"), лидеры мирового пивоварения разрабатывают или покупают марки, которые позволяют активнее продвигаться на рынках стран и регионов. Так, Heineken производит в России и традиционные марки ("Heineken", "Amstel", "Goesser"), и "чисто российские" - "Бочкарев", "Пит", "Охота".

С 2005 года на мировом пивоваренном рынке произошло несколько крупных поглощений, которые сделали более значимыми основных игроков. Так, в 2005 году SABMiller вышел на рынок Колумбии, купив почти за восемь миллиардов долларов крупнейшего местного пивовара Grupo Empresarial Bavaria. В 2008 году бельгийская InBev приобрела американскую пивную корпорацию Anheuser-Busch, в результате слияния образовался крупнейший в мире производитель пива. В начале 2010 года компания Heineken приобрела одну из крупнейших мексиканских пивоваренных компаний за 7,7 миллиарда долларов. В 2008 году Heineken выкупила у Scottish & Newcastle британские активы компании, серьезно улучшив свое положение на английском рынке.

Возвращаясь к Foster’s, стоит отметить, что не совсем понятна судьба бренда на рынке других стран. Это пиво варится более чем в 150 странах мира, но в большинстве случаев по лицензии. Своих производственных мощностей Foster’s за рубежом имеет немного. А пивоварни SABMiller, в свою очередь, находятся во многих странах. В таком случае, не исключено, что "торговле брендом Foster’s" на мировом рынке может прийти конец и оно будет выпускаться уже исключительно новым собственником.

Так, в России пиво Foster’s варит компания "Балтика". Но, в свою очередь, SABMiller имеет своего производителя пива в стране - "Золотая бочка". И, соответственно, если бренд Foster’s перейдет к SABMiller, то не исключено, что российская "дочка" британских пивоваров через какое-то время захочет сама производить и продвигать Foster’s в России.

Как это скажется на качестве продукта, говорить пока рано. Но среди покупателей есть устоявшееся убеждение, что чем ближе к владельцу бренда или стране-производителю, тем качество выше. Например, многие ценители считают, что стоит пить пиво "Asahi" только японского производства, а "Пекин" - только китайского. Теперь у них будет возможность подискутировать о новом "британском австралийском" Foster’s.