Ищу тебя

"Яндекс" начал дружить с социальными сетями

20 февраля "Яндекс" объявил о начале масштабной программы поиска по социальному интернету (ПСИ), в рамках которой российский поисковик начнет плотнее работать с социальными сетями. В первые же дни компания представила два крупных нововведения: поиск профилей людей и "мгновенный" поиск записей в Twitter. Для этого "Яндексу" пришлось "сдружиться" сразу со всеми российскими и международными соцсетями.

"Российский конкурент Google договорился о сотрудничестве с Twitter", - пестрели заголовки зарубежных IT-ресурсов. Сравнение в данном случае более чем оправданное - около полугода назад Twitter отказался продолжать сотрудничество с Google. А теперь выяснилось, что "Яндекс", пусть и в локальном масштабе, но все-таки "обставил" гиганта.

Сотрудничество "Яндекса" и Twitter пока распространяется только на малую часть пользователей последнего. Дело в том, что российский поисковик будет искать по тем микроблогам, в которых хотя бы иногда появляются записи на русском, украинском, белорусском и казахском языках. Всего таких аккаунтов насчитали чуть больше двух миллионов, или около двух процентов от активной аудитории Twitter.

При этом по Twitter, как и по ряду других блогохостингов, "Яндекс" искал и раньше. Рядовой пользователь, скорее всего, даже не заметит изменений: в конце концов, какая разница, через минуту или через десять будет проиндексирована та или иная запись? Пользователям, скорее, стоит опасаться, что после введения нового механизма пропадет замечательная возможность найти в закромах "Яндекса" уже удаленные автором микроблога записи (справедливости ради заметим, что пока эксперименты "Ленты.ру" такой динамики не выявили).

Получается, что достижение договоренности с Twitter имеет больше символическое (и имиджевое) значение для самого "Яндекса", обладающего примерно 60 процентами поискового трафика в России. На сегодняшний день среди поисковиков подобным партнерством может похвастаться только Bing, детище Microsoft. Да и поиск только среди российских и околороссийских блогов вполне вписывается в стратегию "Яндекса", нацеленного на пользователей из бывшего СССР.

Другой особенностью российского интернет-гиганта является стремление "дружить со всеми". И раз Google фактически наказал Twitter и Facebook, сделав "персонализированный" поиск на основе собственной соцсети, то у "Яндекса" появляется еще одна возможность больно уколоть большого конкурента.

И компания не упустила случая это сделать, представив 20 февраля возможность именного поиска среди пользователей соцсетей. В сервисе представлен сразу десяток крупных (и не очень) платформ, начиная от "ВКонтакте" и "Одноклассников" и заканчивая тем же Google+ или относительно непопулярным в России Linkedin.

С некоторыми из этих компаний "Яндексу" уже удалось договориться, а другие (к примеру, все тот же Google) противятся нововведению. Но несмотря на это, в результатах поиска по именам выдаются искомые профили отовсюду, просто откуда-то - в форме красивого блока с информацией о работе и учебе найденного человека, а откуда-то - лаконично в виде имени и ссылки на страницу в соответствующей соцсети.

И если поиск по блогам как таковой уже существовал, то поиск по людям практически не имеет прецедентов. Международным поисковикам идея такого сервиса вряд ли пришла бы в голову: если в какой-нибудь стране нужно найти человека в соцсети, то этой соцсетью почти наверняка будет Facebook. Россия тут в очередной раз оказалась исключением: у нас один и тот же человек может быть зарегистрирован как в "Одноклассниках", так и во "ВКонтакте", Facebook или в какой-нибудь еще социальной сети. И найти его порой бывает совсем непросто.

При этом создатели сервиса подчеркивают, что он нужен для поиска самых что ни на есть обычных людей. Страницу звезды или политика как раз легче найти в обычном поисковике, а вот их непопулярных однофамильцев встретишь разве что на -дцатой странице поисковой выдачи. В яндексовском поиске по людям ситуация пока обратная: найти страницу Медведева-президента в Facebook сможет только тот, кто действительно захочет его найти.

Поиск по людям, несмотря на всю деликатность функции (все-таки сервис работает с личными данными), практически не оставил шанса параноикам. "Яндекс" не хранит и не показывает данные в объеме большем, чем они видны остальным пользователям непосредственно на странице какого-либо человека. Если человек удалит или спрячет свой профиль, то и в поисковике вскоре - так обещают - ссылка на него пропадет. Также компания отказалась от автоматического склеивания профилей, доверив пользователям самим, через ссылки в личных данных, решать, какие страницы должны группироваться, а какие - показываться отдельно.

Даже собственную соцсеть "Мой круг" компания старается не выпячивать, понимая, что ничего хорошего это ей не сулит. По наблюдениям пользователей, некоторые сложности с ранжированием "социальных" результатов и определением "основных" и "неосновных" профилей человека у "Яндекса" все еще остаются, но, в конце концов, нам пока представили лишь бета-версию сервиса.

Любовь "Яндекса" сразу ко всем наводит на мысль, что совсем скоро компания расскажет о сотрудничестве еще с рядом крупных сервисов. И если в итоге объявленной программы поиска по социальному интернету мы получим действительно крупный социальный поисковик, работающий без предвзятости, то тогда монструозному Google придется нелегко. По крайней мере, в России.