Для финансирования предвыборной кампании мэра Вашингтона Винсента Грэя в 2010 году незаконно использовались средства, полученные от местного предпринимателя. Такое заявление в суде 10 июля сделала бывший консультант избирательной кампании Грэя Джин Кларк Харрис, которая решила пойти на сделку со следствием.
О том, что кампания по выборам мэра Вашингтона 2010 года прошла небезупречно, было известно давно. В марте 2011 года один из кандидатов, Сулэймон Браун (Sulaimon Brown), рассказал The Washington Post, что члены предвыборного штаба Винсента Грэя (Vincent C. Gray) заключили с ним сделку. Брауна попросили сосредоточиться на критике главного оппонента Грэя, тогдашнего мэра Адриана Фенти (Adrian Fenty). В обмен Брауну дали денег на ведение кампании и пообещали должность в администрации Грэя. Речь шла о борьбе на праймериз демократов. Тот, кто выиграет их, как было ясно, займет и пост мэра, так как большинство избирателей города обычно голосуют за демократов (республиканец там и не выдвигался). На этих праймериз Грэй победил, и Фенти борьбу на самих выборах решил не продолжать.
Должность в департаменте по финансированию здравоохранения с зарплатой 110 тысяч долларов в год Браун действительно получил, однако вскоре был уволен. За что, неясно. Возможно, на это решение повлияло то, что у Брауна, как выяснилось, было небезупречное прошлое. По данным СМИ, его подозревали в незаконном хранении оружия и преследовании 13-летней девочки. Уволили Брауна в конце февраля 2011 года, после чего он и выступил со своими разоблачениями в интервью газете.
Грэй отрицал, что заключил сделку с Брауном. Однако в мае 2012 года двое бывших членов избирательного штаба Грэя признались в том, что передавали деньги Брауну. Тот после этого потребовал от Грэя уйти в отставку.
Мэр Вашингтона Винсент Грэй привлекал к себе внимание не только в связи со скандалами вокруг его избирательной кампании 2010 года. В октябре 2011 года он запретил городской полиции выяснять иммиграционный статус жителей города и делиться такой информацией с федеральными агентствами. Проблема нелегалов - одна из наиболее острых в США. Своими действиями Грэй тогда продемонстрировал, что придерживается в этом вопросе точки зрения своих более либеральных однопартийцев-демократов. В октябре того же года он и еще пять членов муниципального совета были арестованы в ходе акции протеста недалеко от здания Конгресса. Они протестовали против достигнутого в Конгрессе соглашения о сокращении бюджета, которое касалось и Вашингтона.
Как теперь выяснилось, вся эта история была только началом. Следствие не могло не заинтересоваться источниками финансирования кампании Грэя, учитывая, что денег хватило даже на то, чтобы перекупить услуги другого кандидата. И вот 10 июля одна из обвиняемых по этому делу, 75-летняя Джин Кларк Харрис (Jeanne Clarke Harris), пошла на сделку со следствием. Харрис, работавшая консультантом в кампании Грэя, призналась в том, что помогала скрывать средства, которые на кампанию тайно выделил предприниматель Джеффри Томпсон (Jeffrey E. Thompson). Само имя предпринимателя в суде не звучало, но, как уверена пресса, под кодовым обозначением "Соучастник номер один" скрывается именно он.
Как утверждает прокурор Рональд Макен (Ronald C. Machen), в секретном фонде было 653 тысячи долларов. Ни в какой официальной отчетности эти средства не значились. При этом легально на свою кампанию Грэй потратил 1,8 миллионов долларов. То есть незаконная часть расходов могла быть весьма значительной. Деньги из этого тайного фонда шли на заказ агитационной продукции, оплату услуг консультантов, водителей, на покупку ноутбуков (пошли ли они и на оплату услуг Брауна, в публикациях по этому поводу не сказано). Соперник Грэя, Фенти, как говорится в публикации NBC Washington, потратил на выборы около пяти миллионов.
По словам Харрис, Томсон решил финансировать кампанию Грэя тайно во многом для того, чтобы не испортить отношения с действующим мэром, от администрации которого предприниматель получал контракты. "Он не хотел, чтобы действующий мэр обнаружил, что он поддерживает его оппонента, - рассказала Харрис. - Если бы тогдашнему мэру как-то удалось победить, у него [Томсона - примечание "Ленты.ру"] возникли бы серьезные сложности с контрактами".
Главный вопрос теперь заключается в том, знал ли об этих операциях с незаконным финансированием сам Грэй. Пока что прокуратура не утверждает, что мэр лично был причастен к махинациям. Тем не менее, по мнению властей, сотрудники его предвыборного штаба были во всем этом замешаны. Кто именно разработал план с тайным фондом, неясно. Харрис утверждает, что это был не Томсон, хотя именно он, по версии следствия, и предоставлял средства (обвинений ему пока не предъявлено).
Как бы то ни было, по репутации мэра нанесен сильный удар. Билл Лайтфут (Bill Lightfoot), возглавлявший в 2010 году штаб оппонента Грэя, Адриана Фенти, утверждает, что под вопросом оказалась легитимность нынешней городской администрации. "Эти 650 тысяч долларов - достаточная сумма для того, чтобы купить местные выборы", - заявил он.
С легитимностью выборов действительно не все чисто. Грэй выиграл праймериз демократов с перевесом всего в 10 процентов (13 тысяч голосов). Ему помогло то, что неожиданно высокой оказалась явка в районе восточнее реки Анакостия. Именно там, согласно данным, которые приводит The Washington Post, средства секретного фонда тратились особенно активно.