Cпециальное предложение

Страна закипающих чайников

В России усложнят жизнь начинающим водителям

В России началась очередная кампания в поддержку новой системы подготовки водителей. На сей раз представители автошкол совместно с ГИБДД решили заручиться поддержкой не только Госдумы, но и администрации президента. Пока чиновники молчат, сторонники реформы, ссылаясь на рост числа ДТП, произошедших по вине неопытных автомобилистов, требуют повысить качество обучения будущих водителей, а также ввести для новичков ограничения на дорогах.

По данным ГИБДД, в 2012 году на российских дорогах произошло свыше 203 тысяч аварий, из которых более 117 тысяч — по вине водителей. Автомобилисты со стажем до трех лет, как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на МВД, спровоцировали около 28 тысяч ДТП, что на 11 процентов выше показателей 2011 года (при этом в сентябре 2012 года «Коммерсантъ» писал, что в 2011 году по вине новичков в России произошло 59 тысяч ДТП, а в 2008 году — 74 тысячи). Если верить данным за 2012 год, то на новичков пришлось 13,7 процента от всех ДТП и 15,7 процента от аварий, произошедших по вине водителей. Для сравнения, по вине нетрезвых водителей в 2012 году произошло 12,8 тысячи ДТП, а по вине пешеходов — 28,5 тысячи аварий. Получается, что новички за рулем примерно в такой же степени пренебрегают правилами дорожного движения, что и пешеходы, а пьяные водители и вовсе ездят аккуратней.

При этом очевидно, что нетрезвый водитель представляет на дороге большую опасность, нежели новичок. Это подтверждает и количество резонансных ДТП, виновниками которых признали нетрезвых водителей. Кампания по ужесточению ответственности для пьяных водителей идет полным ходом: в ближайшее время Госдума, как ожидается, примет поправки в законодательство, вводящие для нетрезвых автомобилистов штраф от 30 до 200 тысяч рублей, а также тюремный срок до 15 лет. Но как сократить аварийность среди неопытных водителей, российские власти пока не решили.

Реформу системы подготовки водителей в России продвигают давно — законопроект, предусматривающий поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), а также модернизацию программы обучения в автошколах внесли на рассмотрение Госдумы еще в 2010 году. Документ прошел первое чтение, однако до сих пор находится на доработке. Зато осенью 2012 года вопрос о новичках на дорогах в очередной раз поднял Общественный совет при МВД. Тогда члены совета, в частности, предложили возродить действовавший в СССР регламент, согласно которому начинающим водителям запрещалось ездить по ночам, перевозить больше одного пассажира и разгоняться быстрее 70 километров в час.

В 2013 году с похожей инициативой, как пишет «Коммерсантъ», выступила и Общественная палата. По мнению члена ОП Михаила Блинкина, в России необходимо выдавать водительские права нескольких уровней. Первый позволит ездить по улицам со скоростью не выше 40-50 километров в час, а второй — выезжать на скоростные шоссе. Эту идею уже одобрил начальник управления надзорной деятельности ГИБДД Александр Борисов. По его мнению, новичкам также можно запретить выезжать на машине в определенные дни недели и в темное время суток.

Страховщики, в свою очередь, вводят «заградительные» тарифы для новичков, настаивая на том, чтобы автошколы уделяли особое внимание обучению вождению именно в ночное время. По словам заместителя руководителя департамента автострахования «Росгосстраха» Павла Бородина, подобные требования действуют, к примеру, в США. Автошколы же предлагают ввести для водителей после первого года вождения второй этап обучения с последующим экзаменом. Таким образом, автомобилистов фактически хотят официально разделить на «новичков» и «профессионалов».

Одновременно в МВД заговорили о необходимости усложнить экзамены в автошколах и тем самым повысить уровень подготовки новичков. В ведомстве предлагали разбавить теоретическую часть вопросами с несколькими правильными вариантами ответов и ввести штрафы за ошибки. В практическую же часть на площадке планировалось ввести четыре обязательных задания вместо трех. Новый экзаменационный стандарт должен был вступить в силу с 1 февраля 2013 года, однако, по информации Autonews.ru, этого по непонятным причинам так и не случилось.

Помимо усложнения экзаменационных заданий в ГИБДД также предлагали ограничить количество пересдач водительского экзамена пятью попытками. По мнению дорожных инспекторов, выпускников автошкол по истечении количества попыток надо заново отправлять учиться. Как пояснял замначальника отдела организации экзаменационной работы ГУ ОБДД Дмитрий Желтенков, отсутствие платы за пересдачу приводит к тому, что выпускники автошкол приходят на экзамен «потренироваться». Позицию Желтенкова разделяет и его коллега Александр Борисов, на которого ссылается «Коммерсантъ». «Нелогично, когда гражданин, заплатив один раз пошлину, сдает экзамен сто раз», — заявил начальник управления надзорной деятельности ГИБДД. Госдума, в свою очередь, ранее предлагала отказаться от практики самостоятельной подготовки к водительским экзаменам и обязать всех претендентов на права сначала отучиться в автошколе.

Статистика ДТП, безусловно, весомый аргумент в споре о компетенции водителей. Тем более что российские власти стремятся сократить количество дорожных аварий, а к 2020 году — на четверть снизить смертность на дорогах. Но если кампания против нетрезвых водителей выглядит оправданно (хотя споры о некоторых законодательных инициативах, в частности о допустимом содержании алкоголя в крови, никак не утихнут), то большинство предложений по борьбе с аварийностью среди новичков звучит в лучшем случае абсурдно.

За 2010-2012 годы в России, по данным ГИБДД, водительские права получили 6,67 миллиона человек. Из них значительная часть живет в больших городах и купила машину для поездок на работу, по магазинам и, скажем, на дачу. В случае если вышеупомянутые предложения будут включены в российское законодательство, то пораженные в правах новички попросту никуда не доедут, если на их пути окажется, скажем, шоссе или городская кольцевая дорога. Да и введение второго экзамена после года вождения, скорее всего, обернется лишь ростом коррупции. Ведь подготовка водителей — хлеб не только для автошкол, но и для нечистых на руку экзаменаторов из ГИБДД.

С другой стороны, вполне разумным кажется предложение повысить качество подготовки в автошколах и усложнить экзамен на права. Однако и здесь есть много неясных аспектов. В частности, введение внутренней аттестации в автошколах с большой вероятностью увеличит стоимость обучения, хотя вряд ли позволит значительно повысить его качество — о радикальном увеличении количества учебных часов речь не идет.

Принесут ли озвученные новации положительные изменения в систему подготовки водителей, вопрос спорный. В начале марта, как сообщает «Интерфакс», начальник управления надзорной деятельности ГИБДД Александр Борисов признался, что после введения в 2009-2010 годах новых программ обучения в автошколах количество ДТП с участием водителей-новичков только выросло. И вполне вероятно, что дело здесь не в программе подготовки, а в самих автошколах, которые, как пишет «Московский комсомолец», не подчиняются ни МВД, ни Минтрансу и Минобразования, а только диктуют государству свои условия.

Обсудить
Real estate magnate Donald Trump waves as he leaves a Greater Nashua Chamber of Commerce business expo at the Radisson Hotel in Nashua, New Hampshire, May 11, 2011. Trump suggested Wednesday it's not much fun flirting with the idea of running for president in the face of relentless attacks and ridicule. REUTERS/Don Himsel/Pool (UNITED STATES - Tags: POLITICS)Прощание с иллюзией
Почему Трамп не мог оправдать надежд на нормализацию отношений с Россией
Закат Запада
В Мюнхене самые влиятельные политики мира похоронили старый мировой порядок
Виталий ЧуркинМаэстро дипломатии
Накануне своего дня рождения скончался постпред России при ООН Виталий Чуркин
People watch as India's Polar Satellite Launch Vehicle rocket takes off from the Satish Dhawan space center in Sriharikota, 90 kilometers (56 miles) north of Chennai, India, Monday, April 20, 2009. India on Monday launched the all-weather satellite to enhance its capability to monitor its sea and land borders and natural disasters, an official said. (AP Photo) ** INDIA OUT **Гонки на небесных ладьях
Азиатские державы рвутся в космос
Завтрак длиной в сто лет
Что ждет Россию и мир в XXII веке
Мусорщик в ИндииУ каждого дела запах особый
Daily Mail выбрала самые отталкивающие профессии в мире
DATE IMPORTED:July 26, 2008Cambodian ride on a van leaving Phnom Penh city for their hometown, at a bus station July 26, 2008 for voting day tomorrow. Cambodia is due to hold a general election on July 27. «Тут во всем винят русских»
История уроженки Ростова-на-Дону, переехавшей в Камбоджу
Минами МинегисиРабыни поп-индустрии
Как в эстрадных концлагерях Японии куют будущих кумиров
Счастливы порознь
В США и Европе вошло в моду превращать развод в праздник
Как отомстить за сломанный автомобиль
Сломанный мотор, съедобная проводка и другие поводы отомстить производителям
10 золотых автомобилей
Машины, в которых драгоценный металл используется и для дела, и для понтов
10 самых доходных внедорожников России
Кто больше всех зарабатывает на самых суровых из легковушек
10 культовых машин из Восточной Европы
Автомобили из соцстран, которые знали даже в США
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Дворянское гнездо
Один из самых шикарных в мире домов нашли в диком лесу
«Пусть меня захоронят в отравленную, но родную землю»
Почему люди отказываются покидать чернобыльскую зону: реальные истории
Поставили баком
Англичане сделали идеальный дом из резервуара для воды