В издательстве «Азбука» на русском языке вышла книга Германа Коха «Ужин», один из самых спорных европейских романов последних лет. Два брата, Паул и Серж Ломаны, с женами встречаются в фешенебельном ресторане Амстердама, на первый взгляд просто чтобы поужинать вместе. Но за разговорами ни о чем, разглядыванием посетителей и поглощением блюд высокой кухни выясняется, что сыновья обеих семейных пар совершили циничное преступление. Теперь Ломанам предстоит решить, отдадут ли они своих детей в руки справедливого суда или постараются скрыть преступление всеми возможными способами, чтобы сохранить как свои добрые имена, так и в будущем репутацию молодых людей.
За основу сюжета Герман Кох взял реальное событие: в середине нулевых испанские подростки случайно убили бездомную женщину. Недоумение тогда вызвал не только сам факт преступления, но то, что совершили его дети из благополучных семей, принадлежащих к европейскому среднему классу. Это был один из случаев, в дальнейшем все чаще заставлявших европейцев задумываться о кризисе цивилизованного Старого Света. В Европе с каждым годом все отчетливее заметен раскол общественного мнения по вопросам мультикультурализма, терпимости к тем, кто приходит в европейский «монастырь» со своим уставом, признания прав гомосексуалов, экономической обоснованности Еврозоны… И раскол этот гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд.
Герои коховского романа даже не подозревали, что когда-нибудь им, добропорядочным гражданам, придется столкнуться с проблемой тяжелых преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Если Паул Ломан — бывший учитель истории, не преподающий по состоянию здоровья, то Серж Ломан — кандидат на должность премьер-министра Нидерландов, и для них обоих, хотя и в разной степени, огласка преступления станет позором. Так и получается, что социальные маски, навязанные общепринятыми правилами игры, не выдерживают экстремальных условий и спадают во время судьбоносного ужина. Высоконравственные зануды, интеллигентные люди, всегда вежливые и приветливые, чтящие правила приличия и не позволяющие себе вмешиваться в чужие дела, становятся почти неуправляемыми, когда кто-то другой, будь это даже закон, вмешивается в их жизнь.
Писатель Кох — гуманист в духе своего соотечественника Эразма Роттердамского, он предпочитает бесстрастную социальную сатиру и острую иронию в качестве художественных приемов. Симпатичными его героев назвать нельзя, особенно под конец, когда скрывать всем особо нечего. От разговоров, то есть от попыток решить проблему цивилизованным путем, к делу, то есть к реальному решению проблемы, переходит лишь один персонаж, причем совершенно неожиданный. И этого волевого, хотя и выходящего за рамки общепринятых правил, усилия оказывается достаточно, чтобы закрыть вопрос, ради которого все собрались в ресторане.
Феномен «Ужина» (более миллиона проданных экземпляров в Европе, место в десятке бестселлеров США и Канады, множество порожденных книгой общественных дискуссий) заключается именно в том, что решающие действия этого персонажа одобрили многие читатели. А это значит, что чисто теоретически они готовы нарушать условия общественного договора и зиждущийся на нем закон. Личная свобода больше не заканчивается там, где начинается свобода другого, она заканчивается у того предела, до которого ее можно отвоевать, сохранив хорошую мину при плохой игре.