Новости партнеров

Ракетный занавес

Почему Польша и прибалтийские страны просят НАТО развернуть ракеты против России

Фото: Defense Dept. photo by U.S. Navy / Reuters

На фоне обострения украинского кризиса в европейской прессе появилась информация о том, что страны Прибалтики и Польша намерены просить НАТО развернуть систему ЕвроПРО против России. Москва ранее неоднократно заявляла, что в этом случае противоракеты и радары станут первой целью российских ракет, если дело дойдет до конфликта. Что толкает Варшаву, Ригу, Таллин и Вильнюс на самоубийственную риторику — выясняла «Лента.ру»

4-5 сентября 2014 года в британском Уэльсе пройдет очередной саммит НАТО. Российских представителей не пригласили. Как пояснили на Смоленской площади, на это в Москве и не рассчитывали. Отношения России и НАТО достигли, пожалуй, низшей точки за все последнее десятилетие. Как сообщил немецкий Spiegel, одна из тем, которую вынесут на саммит — вопрос о ЕвроПРО. Польша, Эстония, Латвия и Литва попросили переориентировать систему противоракетной обороны, развернув ее против России. По мнению Варшавы, Таллина, Риги и Вильнюса, ситуация на Украине создает непосредственную угрозу их безопасности.

Сложно сказать, куда в итоге качнется маятник. Хотя дипломаты НАТО утверждают, что позиция по ПРО, сформулированная в Лиссабоне в 2011 году, меняться не будет, в последнее время официальные заявления альянса становятся все более жесткими и все чаще в них упоминается угроза со стороны России. На фоне украинских событий вполне возможно, что на саммите верх возьмут «ястребы», а не сторонники прагматичного подхода. «Лента.ру» попыталась выяснить, кому выгодна идея переориентации ПРО на Россию и кто за этим стоит.

Мыслить стратегически

Изначально система ПРО, разработка которой началась еще в 1970-х годах, должна была прикрывать только США. Но в 2001 году Джордж Буш-младший объявил, что любой союзник США имеет право на защиту. Система должна была прикрыть дружественные США страны как в Европе, так и на Тихом океане и стать универсальной и стратегической, обеспечивая безопасность всех союзных американцам держав. Первой в список попала Великобритания. Особый энтузиазм в отношении американских планов выразили страны Восточной Европы, и в первую очередь Польша.

В декабре 2001 года президент Буш официально уведомил Россию об одностороннем выходе США из Договора по ПРО 1972 года. Согласно изначальным планам, Пентагон в рамках создания так называемого третьего позиционного района планировал разместить 10 шахтных пусковых установок с ракетами GBI в Польше, а в Чехии установить радар. Эти планы вызвали в Москве беспокойство и раздражение, которое только усилилось после того, как на фоне грузинских событий в августе 2008 года США подписали с Польшей и Чехией соответствующие договоры. Все эти шаги американцы мотивировали заботой о европейской безопасности: как объясняли в Вашингтоне, таким образом США пытались прикрыть Европу от ракетного удара со стороны Ирана.

Москва в ответ резонно указывала, что Ирану еще далеко до создания ракет, способных достичь территории европейских союзников США. В Кремле полагали, что американские противоракеты предназначены для того, чтобы сбивать ракеты российские. Последовали жесткие шаги: президент Медведев заявил о том, что в ответ на размещение компонентов ПРО в Польше и Чехии Россия перебросит в Калининградскую область «Искандеры», а российские военные дали понять — в случае возможного конфликта первой целью тактических ракет ВС РФ станут американские базы в Восточной Европе.

Россия настаивала, чтобы гарантии ненаправленности ЕвроПРО против России были зафиксированы в документе, причем в юридически обязывающей форме. Президент Буш пошел на принцип: невзирая на то, что даже конфигурация системы ЕвроПРО была до конца не разработана, противоракеты не прошли финальные испытания и не приняты на вооружение, Вашингтон распорядился начать развертывание системы по мере готовности ее элементов.

Действовать поэтапно

С приходом к власти Барака Обамы и после объявления «перезагрузки» появилась надежда, что американские власти более трезво подойдут и к проблеме ПРО. Если республиканцы отстаивали идею стратегической противоракетной обороны с почти религиозным фанатизмом, то Обама воспринимал реальность более прагматично.

6-8 июля 2009 года президент США посетил Москву. После этого было объявлено об отказе от третьего позиционного района ПРО c тяжелыми перехватчиками GBI и принят так называемый «Поэтапный адаптивный подход» (Phased Adaptive Approach, PAA), который предусматривал более гибкую систему реагирования на угрозы. Ряд технических решений позволил отказаться от размещения наземных компонентов ПРО в Восточной Европе, столь болезненно воспринимавшегося Россией. Сделано это было за счет интегрирования в систему ПРО компонентов морского базирования, размещенных на крейсерах типа «Тикондерога» и эсминцах «Орли Берк» с многофункциональной системой управления оружием «Иджис» и противоракетами «Стандарт-3». В итоге не только удалось успокоить Россию, но и улучшить функциональность ПРО.

В Варшаве не скрывали своего разочарования. Тем не менее, невзирая на недовольство союзников, администрация Обамы неоднократно заявляла, что система ПРО не направлена против России. В качестве вероятных противников по-прежнему назывались Иран для Европы и КНДР для тихоокеанского бассейна.

Просто добавь Россию

Российские военные неоднократно заявляли, что система ПРО для российских ракет не помеха. Отечественные ракеты способны прорвать любой противоракетный щит.

Это «Ленте.ру» подтвердил и бывший начальник главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Иванович Есин. «В том облике, в котором ныне предусматривается развернуть Европейскую ПРО, на обозримую перспективу она не представляет угрозы для российского потенциала ядерного сдерживания, ее возможности весьма ограниченны», — заявил генерал. Проблема в том, что НАТО при этом отказывается брать на себя какие-либо обязательства. Нет гарантии, что американцы не решат реанимировать стратегическую систему. По словам Есина, самая большая угроза для России — неопределенность облика будущей ПРО.

Вопрос размещения американских противоракет — чисто политический. Понятно, что НАТО не может пойти на создание системы ПРО, которая бы защищала часть европейских стран и не защищала всех. А значит, по границе ЕС и России пройдет новый незримый барьер, что, разумеется, невыгодно Москве. Очевидно, что существование ЕвроПРО без участия РФ автоматически превращает ее в систему, направленную против России. Столь же очевидно, что создание ее с участием России, во-первых, значительно уменьшает роль НАТО, а во-вторых, полностью переформатирует саму структуру отношений Москвы и Брюсселя.

Кому выгодно

По мнению политолога Федора Войталовского, в данном случае Латвия, Литва, Польша и Эстония преследуют собственные интересы, и делают это отчасти во вред политике Вашингтона. «На двух последних саммитах НАТО высказывалась идея, в том числе американцами, о необходимости сотрудничества с Россией в деле создания ПРО, но дальше экспертных консультаций дело не пошло, — сообщил эксперт. — В то же время страны Балтии и Польша изначально выступали за то, чтобы система ПРО была направлена против РФ. Пользуясь украинским кризисом, они пытаются сейчас убедить в своей позиции НАТО и ЕС». По словам Войталовского, Вашингтон занимает в этой ситуации противоречивую позицию. В Белом доме не заявляют открыто, что система ПРО направлена против России. Но в реальности получается так, что от стран Балтии исходит инициатива, которую США не высказывают напрямую.

Малым странам-членам НАТО педалирование темы ПРО позволяет повысить собственную значимость для альянса и нарастить позиции внутри блока. При этом старые члены НАТО — Франция и ФРГ — неоднократно заявляли, пусть и на экспертном уровне, что для них неприемлемо создание системы, которая направлена против России. И на валлийском саммите, по данным Spiegel, они намерены оппонировать польско-прибалтийскому блоку.

Не нужно забывать также о бенефициарах в Вашингтоне. На фоне уменьшения финансирования оборонных заказов многим бизнесменам, чьи интересы лоббируют в основном республиканцы, хочется вернуться ко временам Буша, в идеале вновь превратив систему ПРО в стратегическую, что гарантирует им поток денег из бюджета.

Политологи все чаще в последнее время говорят о новой холодной войне — уже в новых реалиях и при другой конфигурации сил. За прошедшие десятилетия худого мира слишком многие стосковались по доброй ссоре, по тем временам, когда все было понятно и очевидно, и врага не стеснялись называть врагом. Возможно, если на валлийском саммите все-таки будет решено развернуть ЕвроПРО в сторону России, многие в штабах и кабинетах дипломатических ведомств вздохнут с облегчением: в сложной паутине международных отношений наконец-то появится позабытая определенность. Вопрос только в том, готовы ли политики, бизнесмены и обычные граждане поменять привычный уклад на эту определенность холодной войны.

Мир00:0417 октября

Кандидаты от бога

Иран мог стать светской страной, но пришел к исламской республике. Теперь к власти рвутся военные
Мир00:0211 октября

Ушел по-корейски

Студенческие бунты, самоубийства и пытки: как южнокорейский диктатор пытался удержать власть
Мир00:05 8 октября
URUMQI, CHINA - JULY 07: Chinese policemen push Uighur women who are protesting at a street on July 7, 2009 in Urumqi, the capital of Xinjiang Uighur autonomous region, China. Hundreds of Uighur people have taken to the streets protesting after their relatives were detained by authorities after Sunday's protest.  Ethnic riots in the capital of the Muslim Xinjiang region on Sunday saw 156 people killed. Police officers, soldiers and firefighters were dispatched to contain the rioting with hundreds of people being detained.  (Photo by Guang Niu/Getty Images)

Геноцид против сил зла

Китайские мусульмане много лет исчезают в лагерях. Почему за них решили вступиться США?