Голливудские истории юрского периода

Палеообзор «Ленты.ру»: живые дредноуты, инопланетные драконы и губы Анджелины Джоли

Dreadnoughtus schrani
Изображение: Jennifer Hall

«Лента.ру» публикует свой первый палеообзор, намереваясь и впредь знакомить читателей с открытиями в области палеонтологии. Крупнейший динозавр весом в 65 тонн; поиски останков таинственного спинозавра, достойные экранизации Джорджем Лукасом; череп мезозавра, оказавшийся камнем; китайские драконы-икраны; а также заочный спор Анджелины Джоли и Мика Джаггера из-за губ бегемотосвина — все то, чем запомнится палеонтологам сентябрь 2014 года.

День титанозавра

При слове «динозавр» обычно возникает образ чего-то огромного, медлительного и неповоротливого. Жизнь, однако, вносит свои коррективы, и теперь палеонтологи считают, что покрытые перьями и по-птичьи подвижные динозавры были скорее коварными и жестокими убийцами, чем тупыми флегматичными увальнями. И только титанозавры — семейство гигантских четвероногих пожирателей растительности — по-прежнему в точности соответствуют устаревшему имиджу древних ящеров.

Титанозавром был и самый большой ящер всех времен и народов — Dreadnoughtus schrani, — описанный в сентябре американскими палеонтологами. Он действительно мог позволить себе не слишком заботиться об интеллекте или тонкой координации движений — с его-то 25 метрами в длину и массой в 65 тонн! Один-единственный дредноутус весил примерно как стадо в десяток слонов или семь взрослых тираннозавров — самых известных героев эры динозавров в популярной культуре. Так что народная мудрость «сила есть — ума не надо» подходит к этим титанам как нельзя лучше.

Свое научное название дредноутус получил от наименования класса боевых кораблей первой половины прошлого века — дредноутов. У тяжеловооруженных стальных громадин практически не было достойных противников, а само слово «дредноут» переводится с английского как «бесстрашный». Столь же бесстрашным и непобедимым был, по всей вероятности, и достигший взрослого возраста динозавр дредноутус.

Дредноутус с длиннейшей восьмиметровой шеей, уравновешенной таким же хвостом, представлял собой настоящий комбайн по поглощению растительности. Не сходя с места, он мог объесть листву на площади в пару соток, после чего сделать несколько шагов и вернуться к этому жизненно важному для себя занятию. При огромной массе тела голова самого крупного в истории динозавра не превышала метровых размеров, и чтобы обеспечить себя необходимым количеством энергии, дредоноутусу приходилось кормиться едва ли не круглосуточно.

Справедливости ради стоит отметить, что некоторые особо занудные палеонтологи не согласились признать бесстрашного дредноутуса мировым чемпионом по габаритам. Поверить в это им мешают кости еще более чудовищного размера, выкопанные в Южной Америке и принадлежащие аргентинозавру (Argentinosaurus). По оценкам, этот гигант достигал 35 метров в длину, а массой превосходил нынешнего чемпиона чуть не в два раза. Однако, отвечает критикам «отец дредноутуса» Кеннет Лаковара (Kenneth Lacovara) из Университета Дрексела, скелет дредноутуса собран больше чем наполовину, а от аргентинозавра известны лишь несколько обломанных костей. Так что, каким он был на самом деле, сказать сегодня практически невозможно.

Смерть под парусом

Еще один гигант, подробное описание которого палеонтологи завершили в сентябре, — спинозавр, Spinosaurus aegyptiacus, таинственный двуногий хищник, заметно превосходивший размерами того же самого знаменитого тирекса-тираннозавра. Окаменелости этого колосса были обнаружены еще до Первой мировой войны, но погибли в результате американских бомбардировок Мюнхена, и с тех пор палеонтологи мечтали заново «открыть» этого ящера, обитавшего на территории современной пустыни Сахара 95 миллионов лет назад.

Напасть на новый след спинозавра повезло Низару Ибрагиму (Nizar Ibrahim), палеонтологу из Чикагского университета. История обретения им костей спинозавра выглядит под стать сценарию классического фильма про Индиану Джонса: здесь и марокканские торговцы древностями, и пыльные запасники маленького итальянского музея, и полная приключений экспедиция на границу Алжира и Марокко, где в засушливой пустыне Кем Кем были найдены долгожданные окаменелости.

Разложив свои трофеи по местам, которые они занимали в скелете ящера, Ибрагим увидел вовсе не очередного тираннозавра или аллозавра, как прежде представляли себе спинозавра ученые. Перед палеонтологом предстало странное крокодилоподобное существо с длинным рылом, парусом на спине, с короткими и мощными задними конечностями, острыми когтями на передних лапах и множеством приспособлений для жизни в воде. Иными словами, Spinosaurus aegyptiacus оказался не бегуном на длинные дистанции, а околоводным хищником, специализировавшимся на рыбной ловле. Не брезговал он и крокодилами.

Что касается паруса, растянутого между длиннейшими отростками спинных позвонков, то вряд ли спинозавр использовал его для передвижения, поясняют ученые. Скорее это был аналог информационного табло, сообщавшего всем заинтересованным обитателям мелового периода, что здесь охотится взрослый самец (или самка) и серьезные матримониальные намерения будут рассмотрены им со всем тщанием, а досадные помехи — решительно пресечены.

Легенда о заполярном динозавре

Поиски остатков вымерших миллионы лет назад животных ведут и российские любители палеонтологии, порой в силу своего неумеренного энтузиазма оказываясь авторами нездоровых сенсаций. Последний такой случай — история с находкой на заполярном полуострове Ямал «черепа мезозавра».

Все началось с того, что группа туристов обнаружила на дне реки камень, как две капли воды похожий на череп какого-то огромного существа с хорошо различимыми рядами острых зубов. К сожалению, образец был довольно массивным и прочно скрепленным со скалой, так что вытащить его из воды удалось не сразу. Зато фотографии «ямальского мезозавра», как опрометчиво окрестили находку, разлетелись по информационным агентствам, популярным изданиям и профильным форумам.

Мнения специалистов-палеонтологов разделились. Многие сразу заявили о том, что этот «череп» — что угодно, только не настоящая окаменелость, тогда как другие не спешили с выводами и предлагали дождаться лета, чтобы выкопать находку и тщательно ее исследовать. Однако вскоре добравшийся-таки до места находки эксперт вынес однозначный вердикт — это просто камень, игра природы и ничего более. А роль пасти с двумя рядами зубов блестяще исполнила минеральная жила с крупными кристаллами столбчатого габитуса

К сожалению, подобные дутые сенсации возникают с удручающей регулярностью. Не так давно в Чечне местные краеведы обнаружили «яйца» динозавров диаметром в пару метров. Конечно, «яйца» оказались конкрециями — минеральными стяжениями, довольно широко распространенными в природе. А уже в нынешнем году в одном из южных регионов России журналисты сообщили об «останках нового бегемота», которые на самом деле были скелетом открытого еще в прошлом году ископаемого носорога. Но все же куда чаще встречаются по-настоящему уникальные находки, вроде китайского крылатого дракона, словно выпорхнувшего из кинофильма «Аватар».

Китайский дракон мелового периода

Синие жители планеты Пандора использовали в качестве ездовых животных икранов — огромных летающих драконов. Мощный вырост на подбородке служил икрану в полете одновременно стабилизатором и рулем. Примерно такого дракона, правда, поменьше размером, зато с таким же подбородочным выступом, раскопали недавно китайские палеонтологи в славящейся своими окаменелостями провинции Ляонин. В отличие от голливудского икрана настоящий имел еще кожистый мешок под нижней челюстью — точь-в-точь как наш современник-пеликан.

Нет ничего удивительного в том, что нового птерозавра назвали Ikrandraco avatar — это имя понятно всем и без перевода. Куда интереснее, что пеликаньих мешков у птерозавров до сих пор не встречалось, да и сама способность летающих ящеров ловить рыбу на лету вызывала у палеонтологов изрядный скепсис — слишком уж велик шанс неудачно зацепиться клювом за воду, потерять скорость и рухнуть вниз. Поскольку взлетать с поверхности водоема птерозавры совершенно точно не умели, первая же такая ошибка стоила бы ящеру жизни.

Эти доводы китайские палеонтологи под руководством доктора Сяолинь Вана (Xiaolin Wang) из Института палеонтологии позвоночных предпочли проигнорировать. Они нарисовали довольно убедительную схему действий Ikrandraco avatar во время кормежки, действительно напоминающую охоту пеликана. Впрочем, соглашаются авторы открытия, ничто не мешало птерозавру-аватару питаться и более традиционным способом, собирая морскую живность где-нибудь на мелководье.

Спор из-за губ бегемотосвина

Продолжает голливудскую тему вымершее 19 миллионов лет назад животное, чуть было не названное в честь Анджелины Джоли. Что именно остановило палеонтологов, больших поклонников творчества кинозвезды, точно неизвестно. Возможно, сыграли свою роль родственные связи доисторического зверя с бегемотами и свиньями, но в итоге в имени антракотерия Jaggermeryx naida был увековечен британский рокер Мик Джаггер.

Джаггермерикс был массивным околоводным животным, питавшимся сочной водной растительностью. Жил на территории нынешней североегипетской пустыни, где в те времена плескалось топкое и теплое болото. Главная деталь портрета Jaggermeryx naida, как можно догадаться из имени, — его губы, огромные, подвижные и очень чувствительные. На окаменевшем черепе хорошо видны несколько пар отверстий — здесь проходили нервы, связывавшие губы животного с мозгом и указывающие на их незаурядный размер.

Неудивительно, что сначала авторы открытия намеревались назвать свою находку в честь любимой голливудской актрисы. Но среди палеонтологов нашелся поклонник Мика Джаггера, в два счета доказавший, что губы его кумира куда больше похожи на ротовой аппарат нового антракотерия. Так что теперь древнеегипетский бегемотосвин носит гордое имя «русалка Джаггера».

Впрочем, даже если Анджелина Джоли и знает об этом своем фиаско, то явно не собирается отчаиваться и готовит своеобразный палеонтологический реванш. На днях она рассказала, что посвятит свой новый фильм знаменитому антропологу, охотнику за ископаемыми и экологическому активисту Ричарду Лики. В картине речь пойдет главным образом о борьбе с браконьерами и сохранении поголовья диких африканских слонов. Но всему миру Ричард Лики известен прежде всего как человек, нашедший в Кении несколько совершенно уникальных скелетов древних гоминид. Главным из них считается «Мальчик из Турканы» — самый полный на сегодняшний день скелет Homo ergaster. Этот предок человека жил почти два миллиона лет назад и уже практически овладел членораздельной речью.

00:01 18 февраля 2017