Крупнейший хищный динозавр оказался плодом эволюционного эксперимента

Отлично сохранившиеся окаменелые останки позволили палеонтологам разобраться в анатомии и образе жизни спинозавра (Spinosaurus aegyptiacus) — крупнейшего плотоядного ящера (15 метров в длину), по размерам превосходившего тираннозавра и гигантозавра. Новое исследование представлено в журнале Science.

Жили спинозавры в меловом периоде на территории нынешней Северной Африки. Останки ящеров впервые нашел немецкий палеонтолог Эрнст Штромер в 1915 году, однако во время налета британской авиации на Мюнхен в 1944 году местный палеонтологический музей, где они хранились, был уничтожен. Низар Ибрахим (Nizar Ibrahim) и его коллеги создал трехмерную цифровую модель ящера на основе сравнительно полного скелета, обнаруженного в геологической формации Кем-Кем в Марокко: череп, позвоночник, тазовый пояс, нижние конечности.

Ученые утверждают, что Spinosaurus aegyptiacus вел полуводный образ жизни, подобно некоторым крокодилам. По этой причине его анатомия была во многом необычной для динозавра: ноздри сдвинулись к середине черепа (чтобы не погружаться под воду), огромные зубы конической формы ушли в переднюю часть морды (это помогало хватать рыбу), центр тяжести сдвинулся вперед, из-за чего спинозаврам было трудно ходить и легко плавать. Как и у первых китообразных, небольшой таз и мускулистые бедра помогали ящеру плавать, а широкие перепончатые лапы были приспособлены не к хождению по суше, а к тому, чтобы передвигаться по грязи (на четырех лапах) и грести в воде.

Наконец, характерный «парус» на спине динозавра был покрыт кожей и был виден всем, даже когда спинозавр погружался в воду. Палеонтологи предполагают, что он выполнял декоративную функцию (привлекал особей противоположного пола) и не играл никакой роли в терморегуляции.

Хотя в фильме «Парк Юрского периода III» спинозавр побеждает тираннозавра, эти ящеры жили в разные эпохи на разных континентах. Питались эти динозавры акулами, пилорылыми скатами и двоякодышащими рыбами. Переход к такой пище, и вообще к земноводному образу для динозавров был чем-то исключительным — и спинозавры были редчайшим эволюционным экспериментом, подчеркивают ученые.

Бирманские солдаты на руинах сожженного дома в столице штата РакхайнВас здесь не стояло
Из-за чего власти Мьянмы конфликтуют с мусульманами-рохинджа
Маттео РенциNo, синьор Ренци!
Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра