Верхом на долларе

Падение курса рубля поставило крест на зимнем отдыхе россиян

Фото: Денис Синяков / Reuters

Отпущенный в свободное плавание рубль стремительно дешевеет относительно доллара и евро. Импортные товары растут в цене, а зарплаты россиян — на прежнем уровне. Но дорожают не только автомобили и бытовая техника. Для большинства населения непозволительной роскошью становится отдых за рубежом — тратить валюту сейчас крайне накладно. Увидеть Париж и умереть? Спасибо, как-нибудь в другой раз.

Валютные горки

1 декабря доллар и евро в ходе торгов на Московской бирже в очередной раз обновили исторические максимумы. Единая европейская валюта пробила отметку в 67 рублей, а за американскую давали более 53 рублей. Национальная валюта, отпущенная в свободное плавание, продолжает стремительно дешеветь. Компании, завязанные на импорте, обязательно поднимут цены на свои услуги. Подорожает бытовая техника, автомобили, некоторые продукты и даже шведская мебель.

Однако самый сильный удар девальвация нанесла по нашим туристам. Выезжающий в Европу сразу чувствует, как сильно похудел его кошелек. Допустим, в поездке он хочет потратить тысячу евро. В декабре 2013 года это было 45 тысяч рублей. Сегодня — 65 тысяч. При этом в октябре в России впервые за пять лет зарплаты не выросли, а, по данным Высшей школы экономики, уменьшились на 0,3 процента в реальном выражении. Покупательная способность туристов резко падает. Зимний отдых в европейских и некоторых других странах теперь россиянам не по карману.

Росстат сообщает, что самая популярная страна в еврозоне по итогам первого полугодия 2014 года — Испания, здесь побывали 410 тысяч россиян. На втором месте — Германия (403 тысячи), далее идут Греция (380 тысяч), Италия (почти 360 тысяч) и Кипр (217 тысяч). Спрос на эти направления упадет из-за дорожающего евро. Кроме того, сократится и без того скудный турпоток в Соединенные Штаты (за шесть месяцев страну посетили 80 тысяч россиян). Те же, кто все еще может позволить себе выезд за рубеж, предпочтут варианты подешевле. Пора отвыкать от блеска европейских столиц и возвращаться к родным пляжам Египта и Таиланда.

Отпуск без спроса

Реакция населения на дорогой доллар и евро красноречива. Первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович в беседе с «Лентой.ру» отметил, что и раньше лишь малая доля россиян могли себе позволить заграничный отдых, теперь же и того меньше. Туристы, как и прежде, выбирают, что подешевле. Например, Египет. Турпоток в страну пирамид увеличивается, утверждает первый вице-президент АТОР. Сильнее всего ослабление рубля ударило по европейскому направлению. Число россиян, которые хотят отдохнуть в Европе, уже сократилось в два раза. Владимир Канторович уверен, что это не предел.

Представитель Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина сообщила «Ленте.ру», что продолжающаяся девальвация рубля лишь закрепляет тенденцию снижения спроса на зарубежные поездки. «Падение продаж достигает 50-60 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и не только в Европу», — сказала она. Ситуацию не спасает даже снижение цен на путевки. «1 декабря, когда рубль в очередной раз обрушился, в турфирмах полдня царила тишина. Настроение в турбизнесе: хорошо, что хоть что-то продается», — комментирует представитель РСТ. На этот зимний сезон компании забронировали в два раза меньше чартеров, чем в прошлый. И все равно рейсы снимаются, отмечает Ирина Тюрина.

Шоковая терапия

Минувшим летом туристическую отрасль потряс системный кризис. С рынка ушли крупнейшие игроки («Нева», «Лабиринт»), не выдержали фирмы и поменьше (например, «Роза ветров Мир», «Экспо-тур», «Идеал-тур», «Солвекс-турне» и другие). Без должного государственного контроля на фоне падения спроса на путевки столпы индустрии рухнули. Стоит ли ждать второй волны кризиса? Опрошенные «Лентой.ру» представители туристической отрасли единодушны: работать в новых условиях крайне сложно, и выживут только сильнейшие.

«Для многих россиян отдых может стать VIP-услугой, а на туристическом рынке останутся только самые стойкие, те, у кого есть какие-то накопления», — уверена директор турагентства «Раз-два-тур» Виктория Талкан. «Туристы запрашивают отдых на зимние каникулы, а когда видят цены, решают встретить Новый год дома», — прокомментировала она ситуацию. Дорожает не только ЕС. Раньше за 100 тысяч рублей можно было вдвоем отдохнуть в хорошем отеле в Азии. Сейчас за те же деньги — максимум три-четыре звезды в Египте.

Коммерческий директор TEZ Tour Александр Буртин прогнозирует, что в 2015 году число россиян, пожелавших провести отпуск в Европе, сократится еще как минимум на 25-30 процентов. С другой стороны, наблюдается переориентация спроса: египетское направление прибавило сразу 15-20 процентов. «Товар у нас почти на 100 процентов валютный, поэтому отрасль чувствует на себе негативные тенденции. Но крупные игроки уже пересмотрели бизнес-процессы и адаптировались к новым реалиям», — сказал Александр Буртин.

«Русского размаха больше не будет. Даже если турист полетит в Европу, тратить там он будет очень мало», — заявила гендиректор компании «Центр путешествий» Татьяна Черникова. По ее словам, клиенты сейчас предпочитают брать туры по системе «все включено». Сокращают экскурсионные программы, экономят на ресторанах. «Даже сигареты берут с собой, так как отдавать за пачку 800 рублей — это слишком», — добавляет она. «Наш бизнес очень чувствителен к валютным колебаниям. Если нет подушки безопасности, то убытки от курсовых скачков крайне болезненны», — говорит Татьяна Черникова. Ирина Тюрина из РСТ также констатирует трудности в отрасли. По ее словам, турфирмы сокращают площадь офисов, число сотрудников и зарплаты.

Падение спроса — серьезная проблема. В первом полугодии 2014 года страны еврозоны посетили два миллиона россиян. Миллион из них, если верить экспертам, не смогут поехать туда еще раз из-за девальвации. Большая тройка любимых курортов россиян — Турция, Египет и Таиланд — приняли за шесть месяцев три миллиона отдыхающих из РФ. Так что миллион клиентов — существенная потеря для туристического бизнеса. Остается неясным, поможет ли турфирмам рост спроса на некоторые бюджетные направления и сколько игроков останется на рынке после сурового зимнего сезона.

Отдых в России, недорого

Но нет худа без добра. Настает золотой век для компаний, занимающихся внутренним туризмом. Дешевый рубль делает нашу страну привлекательной как для жителей ЕС, так и для самих россиян. «Если евро за последний год подорожал на 40 процентов к рублю, это значит, что европейцам на 40 процентов выгоднее отдыхать у нас», — отметил Владимир Канторович. По его мнению, это «фантастический шанс» на развитие внутреннего туризма. Однако, чтобы его использовать, нужна государственная поддержка. «Людям надо объяснить, почему в России хорошо отдыхать», — продолжает эксперт из АТОР.

В любом случае все меньше россиян смогут позволить себе качественный отпуск за рубежом. Не спасет даже излюбленный метод отдыха «дикарем»: все равно на чужбине придется платить дорогой валютой. Альтернатив мало: искать страны подешевле или сидеть дома.

подписатьсяОбсудить
00:01 Сегодня

Место для избранных

Как Летний кампус РАНХиГС повышает привлекательность российского образования
00:03 12 июля 2016

На хлебе и водке

Почему Россия не может предложить миру ничего, кроме нефти
Празднование итогов референдума. Симферополь, 16 марта 2014 года«Чем ярче эйфория, тем тяжелее отходняк»
Кумовство, коррупция и бездорожье — что говорят крымчане о жизни на полуострове
Кандидат в депутаты на руках своего пресс-секретаря рядом с избиркомом Костромской области«Кот поддерживает только Путина»
Пушистый кандидат рассказал «Ленте.ру» о планах пойти в Госдуму
Дом в Чевакино
и другие заповедные места Тверской области, где побывали добровольцы из Торжка
Не клюет...
Замглавы Росрыболовства о том, почему на прилавках нет дешевой свежей рыбы
Иван Васильевич меняет прописку
Как губернатор Вадим Потомский стал властелином времени и звездой интернета
Как купить мушкет
Где приобретают «старинное» оружие и как из него стреляют
Бунт в хакасской колонии №35Бунт во славу пророка
Кто стоит за тюремными беспорядками с исламистским подтекстом
В прицеле — юг
Как российская армия отреагирует на дестабилизацию ближайших соседей
Policemen walking down stairs and securing the area in the underground station Karlsplatz (Stachus) after a shootout in Munich, Germany, 22 July 2016. After a shootout in the Olympia shopping centre in Munich, injuries and possible deaths were reported by the police. The situation is still unclear. PHOTO: ANDREAS GEBERT/dpaКТО стучится в дверь ко мне
Какие выводы стоит сделать из полицейской операции в Мюнхене
Планета Х напоминает НептунАнтихристы с Нибиру
Как Планета Х наклоняет Солнце и вызывает катаклизмы на Земле
Палач всея Руси
Кровавые и бесчеловечные убийства, совершенные Иваном Грозным
Турецкий бардак
Тайны и прелести Османской империи: фески, котики и шаурма
Рюриковичи мы!
Что скрывается за образом основателя великой Руси
Так любил, что почти убил
Фотоистория о женщинах, изуродованных «во имя чести»
Игорь Ротарь на входе в индейскую резервацию. Надпись на плакате: «Незаконно проникающие нарушители будут застрелены. Выжившие будут застрелены еще раз». «Быть застреленным копами тут проще, чем в России»
Рассуждения россиянина, живущего в Сан-Диего, о свободе в США и РФ
Потей с Кайлой
Чем автор фитнес-программы Bikini Body Guide привлекла пять миллионов фанатов
«Она определенно сошла с ума»
Мужья любительниц Instagram поделились своей болью
Бу-дэб-пешт
Новый танец Хэмилтона и другие события гонки Формулы-1 Венгрии
Навсегда в прошлом
Современные спорткары с очаровательным ретро-дизайном
Советский форсаж
Более 100 раритетов на Красной площади: видеотрансляция
Метры у метро
Московские новостройки, рядом с которыми скоро откроют станции подземки
Тиснули на славу
Как выглядит первое в мире здание, напечатанное на 3D-принтере
Вот это номер!
«Тайный арендатор» в многофункциональном комплексе «Ханой-Москва»
Жить стало веселее
Новая редакция «сталинского рая» на ВДНХ
Любовь по залету
Аэропорты мира, которые не захочется посещать добровольно
Rolling Acres Огайо, СШАЗакрыто навсегда
Как выглядят торговые центры-«призраки», потерявшие покупателей